Lockheed Martin F-35 Lightning II — один из немногих полностью боеспособных истребителей пятого поколения. Он выпускается в трёх вариантах: F-35A с обычным взлётом и посадкой, F-35B с коротким взлётом и вертикальной посадкой и F-35C, предназначенный для авианосцев. Благодаря улучшенной малозаметности, объединению датчиков и передовой сети обмена данными он обеспечивает беспрецедентную ситуационную осведомлённость.
Его радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой, инфракрасные датчики DAS и EOTS позволяют выполнять задачи «воздух-воздух», «воздух-земля», разведку и радиоэлектронную борьбу без смены самолёта. Малозаметность F-35 в сочетании с его сетевой архитектурой оптимизирует совместные и союзнические операции. Он уже стоит на вооружении более чем в 15 странах. Его максимальная скорость составляет 1,6 Маха (1930 км/ч), и он может нести до 8160 кг вооружения. Он использовался в реальных боевых действиях. Несмотря на высокую стоимость (около 80 миллионов долларов за единицу), это один из самых современных и интегрированных самолётов в мире.
Dassault Rafale — это так называемый «многоцелевой» самолёт, способный выполнять различные задачи в рамках одного полёта. Оснащённый двигателями Snecma M88, радаром RBE2 AESA и системой радиоэлектронной борьбы SPECTRA, он может адаптироваться к различным условиям, от перехвата до ядерного сдерживания. Он может нести до 9500 кг полезной нагрузки на 14 узлах подвески, включая ракеты «воздух-воздух» MICA и Meteor, управляемые бомбы AASM, ракеты SCALP и ядерное оружие ASMP-A.
При максимальной скорости 1,8 Маха (2200 км/ч) он сохраняет маневренность и значительную дальность полета (3700 км с баками). Rafale доказал свою эффективность в операциях в Ливии, Мали, Ираке и Сирии. Он состоит на вооружении французской армии и экспортируется в Индию, Катар, Египет и Объединённые Арабские Эмираты. Его универсальность, надёжность и возможность базирования на ограниченных площадках или авианосцах делают его надёжной стратегической платформой в долгосрочной перспективе. Rafale остаётся конкурентоспособным на мировом рынке даже в сравнении с самолётами пятого поколения.
Eurofighter Typhoon, созданный в результате сотрудничества Великобритании, Германии, Италии и Испании, — это многоцелевой самолёт, разработанный в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе, а затем адаптированный для выполнения задач «воздух-земля». Он оснащён двумя турбореактивными двигателями EJ200, радаром CAPTOR-M (позже CAPTOR-E AESA) и может развивать скорость до 2 Махов (примерно 2400 км/ч).
Высокоманевренный благодаря своей неустойчивой конструкции и цифровому управлению полетом, он превосходен в ближнем бою и бою BVR (за пределами видимости), особенно благодаря ракете Meteor. Его грузоподъемность превышает 7000 кг. Он также может наносить удары по земле бомбами Paveway IV, Brimstone или Storm Shadow. Используемый в кампаниях в Ливии и Сирии, он постоянно модернизируется с помощью пакетов улучшений (Транш 3B, затем "Фаза 4 улучшения”). Несмотря на то, что стоимость одной единицы составляет около 90 миллионов долларов, модульность и постоянная модернизация обеспечивают её долговечность. Она используется несколькими армиями НАТО, а также Саудовской Аравией, Австрией, Катаром и, возможно, Индонезией.
Разработанный как эволюция оригинального Hornet, F/A-18E/F Super Hornet — это многоцелевой палубный истребитель для авианосцев ВМС США. Он имеет большую топливную ёмкость, радар AN/APG-79 с активной фазированной антенной решёткой и может нести широкий спектр вооружения.
Он может развивать скорость до 1,8 Маха (2200 км/ч) и преодолевать расстояние более 700 км в конфигурации «воздух-земля». Он используется для завоевания превосходства в воздухе, нанесения точных ударов, морской бомбардировки и ведения радиоэлектронной борьбы (в варианте EA-18G Growler). Он применялся в конфликтах в Ираке, Афганистане и Сирии.
Это надёжный самолёт с низким уровнем аварийности и приемлемыми затратами на техническое обслуживание (около 24 000 долларов за лётный час). Его также используют Австралия и Кувейт. Благодаря своей надёжности, неприхотливости и способности работать в суровых морских условиях он является ключевым компонентом современной военно-морской авиации.
Су-35С — истребитель 4,5-го поколения, созданный на базе Су-27 и оптимизированный для завоевания превосходства в воздухе и выполнения многоцелевых задач. Он оснащён турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги, что обеспечивает ему исключительную манёвренность. Его радар Irbis-E PESA может обнаруживать цели на расстоянии 400 км. Он может нести 8000 кг вооружения, в том числе ракеты Р-77, Р-73 и Х-31 или управляемые бомбы КАБ-500. Он способен развивать скорость до 2,25 Маха (2760 км/ч) и имеет дальность полёта почти 3600 км без дозаправки. Су-35 экспортируется в частности, в Китай и Египет. В Сирии он сопровождал российские бомбардировщики и обеспечивал проведение оперативных испытаний в условиях боевых действий.
Несмотря на отсутствие малозаметности, его аэродинамические характеристики, мощность радара и средства радиоэлектронной борьбы делают его эффективной платформой в обычной войне. Сейчас он является одним из основных средств российских ВВС.
Saab JAS 39 Gripen E/F — это лёгкий многоцелевой истребитель, отличающийся высокой гибкостью и низкими эксплуатационными расходами. Эта модернизированная версия оригинального Gripen оснащена радаром ES-05 Raven с активной фазированной антенной решёткой, усовершенствованным комплексом радиоэлектронной борьбы и двигателем General Electric F414-GE-39E, который позволяет ему развивать скорость до 2 Махов (2400 км/ч).
Он предназначен для взлёта с коротких взлётно-посадочных полос (400 метров. Его эксплуатационные расходы, оцениваемые примерно в 7000 долларов за лётный час, являются одними из самых низких для истребителя 4,5-го поколения. Gripen E может нести до 5300 кг вооружения: ракеты «Метеор» и IRIS-T класса «воздух-воздух», управляемые бомбы и разведывательные модули.
Он совместим со стандартами НАТО, что облегчает его интеграцию в коалиции. Бразилия и Швеция стали первыми пользователями модели E/F. Его дальность действия, манёвренность, быстрое техническое обслуживание и открытая архитектура делают его стратегическим инструментом для военно-воздушных сил с ограниченными ресурсами, но стремящихся сохранить современные боевые возможности.
Boeing F-15EX — это новейшая версия знаменитого F-15, разработанная для того, чтобы дополнять F-35 в операциях с высокой интенсивностью боевых действий. Он сохранил прочный корпус F-15, но оснащён радаром AN/APG-82 с активной фазированной антенной решёткой, современной кабиной, системой радиоэлектронной борьбы EPAWSS и может нести до 13 600 кг вооружения.
К ним относятся ракеты AIM-120 и AIM-9X, бомбы JDAM и, возможно, гиперзвуковое или микроволновое оружие. Он может развивать скорость до 2,5 Маха (3000 км/ч) и преодолевать расстояние почти в 4000 км. F-15EX имеет от 12 до 22 точек подвески, в зависимости от конфигурации, что делает его истребителем с самой большой полезной нагрузкой в мире. Военно-воздушные силы США заказали более 100 самолётов для замены устаревших F-15C.
Он также предлагается на экспорт, в частности в Индонезию и Индию. В отличие от F-35, он не является малозаметным, но его мощный радар, расширенные возможности подключения и огневая мощь позволяют использовать его в первых рядах при атаке хорошо защищённых целей.
Су-57 — первый российский истребитель пятого поколения с малозаметностью. Он сочетает в себе малозаметность, сверхзвуковой крейсерский полёт, управление вектором тяги и передовые датчики. Его малозаметность остаётся частичной по сравнению с F-22 или F-35, но он оснащён передовыми средствами радиоэлектронной борьбы и радаром с активной фазированной антенной решёткой N036 «Белка». Он может летать со скоростью 2 Маха (примерно 2470 км/ч) и достигать сверхзвукового крейсерского полёта (сверхзвукового полёта без использования форсажа). Его вооружение размещено в фюзеляже, чтобы сохранить радиолокационную заметность, но он также может использовать внешние точки подвески.
Chengdu J-20 — первый китайский истребитель-невидимка пятого поколения. Он предназначен для завоевания превосходства в воздухе на больших расстояниях, имеет конструкцию, оптимизированную для снижения заметности в передней полусфере, разнесённые воздухозаборники и конфигурацию «утка».
Изначально он оснащался российскими двигателями АЛ-31Ф, но постепенно его стали оснащать двигателями WS-10C, а затем WS-15. Он может развивать скорость 2,2 Маха (2700 км / ч) и выполнять полеты "воздух-воздух" и "воздух-земля" с дальностью полета около 4000 км. Его радар AESA и интегрированный набор датчиков делают его эффективным в сложных условиях.
Он несет свои ракеты в фюзеляже (PL-15, PL-10) для поддержания низкой радиолокационной заметности. J-20 был замечен во время патрулирования вдоль границы с Индией и в Тайваньском проливе. Производство наращивается, и, по оценкам, парк самолётов составит более 200 единиц. Хотя некоторые его характеристики остаются секретными, он рассматривается как прямой ответ F-22 и F-35 с упором на дальность полёта и малозаметность, но его характеристики в ближнем бою всё ещё обсуждаются.
KF-21 Boramae — южнокорейский многоцелевой истребитель 4,5-го поколения, разработанный компанией KAI при частичном финансировании со стороны Индонезии. Он предназначен для замены устаревших самолётов F-4 и F-5. Его малозаметная конфигурация (низкая радиолокационная заметность в передней полусфере), локально разработанный радар AESA и цифровая кабина делают его современным самолётом.
Он оснащён двумя двигателями GE F414 и может развивать скорость до 1,8 Маха (примерно 2200 км/ч). Его грузоподъёмность оценивается в 7700 кг, а дальность полёта — в 2900 км. KF-21 разработан для взаимодействия с НАТО и имеет открытую архитектуру, которая позволяет интегрировать новое вооружение или датчики. Его первый полёт состоялся в июле 2022 года, а лётные испытания продолжатся в 2025 году. Планируется, что он поступит в производство в 2026 году.
Несмотря на то, что он ещё не эксплуатируется, его технологический и промышленный потенциал значителен. Он демонстрирует растущую независимость Южной Кореи в области производства передовой военной техники и может стать серьёзной альтернативой на международном рынке многоцелевых истребителей.
Lockheed Martin F-22 Raptor — первый в мире действующий истребитель пятого поколения, используемый исключительно Военно-воздушными силами США. Он оптимизирован для завоевания превосходства в воздухе, но обладает и вспомогательными возможностями для нанесения ударов по наземным целям.
Благодаря передовой технологии малозаметности, двигателям Pratt & Whitney F119 с управляемым вектором тяги и сверхзвуковому крейсерскому режиму (сверхзвуковой полёт без форсажа на скорости 1,82 Маха) его практически невозможно перехватить. Его максимальная скорость превышает 2,25 Маха (2760 км/ч). Он оснащён радаром AN/APG-77 AESA и пассивными датчиками, которые обеспечивают обнаружение на большом расстоянии без обнаружения самим самолётом.
Он несёт ракеты (AIM-120, AIM-9) в грузовом отсеке, чтобы минимизировать радиолокационную заметность. Несмотря на его эффективность, производство было остановлено в 2012 году после выпуска 195 самолётов из-за высокой стоимости (около 150 миллионов долларов за единицу) и приоритета, отданного F-35. F-22 остаётся непревзойденным в воздушном бою.
Он регулярно используется в Тихом океане и на Ближнем Востоке в качестве сдерживающего фактора, хотя по возможностям подключения к сети он уступает F-35. Уникальное сочетание малозаметности, сверхманёвренности и кинетических характеристик по-прежнему делает его одним из лучших многоцелевых истребителей в мире.
F-16 Fighting Falcon, разработанный компанией General Dynamics (ныне Lockheed Martin), является одним из самых распространённых многоцелевых истребителей в мире. Было произведено более 4500 единиц. Последняя версия, F-16V (Block 70/72), оснащена радаром AN/APG-83 с активной фазированной антенной решёткой, модернизированной авионикой, цифровой кабиной и усовершенствованным комплексом радиоэлектронной борьбы.
Он остаётся лёгким, быстрым (скорость 2 Маха, или примерно 2400 км/ч) и очень манёвренным. Он может нести до 7700 кг вооружения, включая ракеты AIM-120, JDAM, HARMs и бомбы с лазерным наведением. Техническое обслуживание упрощено, а эксплуатационные расходы одни из самых низких для истребителя переднего края (примерно 22 000 долларов за лётный час).
Он используется более чем в 25 странах, включая Турцию, Израиль, Южную Корею, Объединённые Арабские Эмираты и Грецию. F-16 применялся в большинстве недавних конфликтов (Ирак, Косово, Афганистан). Он остаётся эталонной платформой для военно-воздушных сил, стремящихся найти баланс между стоимостью, производительностью и надёжностью. Его постоянная модернизация обеспечит его актуальность до конца 2030-х годов.
McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle — это двухместный многоцелевой вариант F-15, предназначенный для глубокого проникновения и атаки хорошо защищённых наземных целей, при этом сохраняющий возможности воздушного боя.
Он оснащён двигателями F100-PW-229, радаром AN/APG-70 (или APG-82 для модернизированных версий) и комплексной авионикой для дневных и ночных операций в любую погоду. Он может развивать скорость до 2,5 Маха (примерно 3000 км/ч) и преодолевать расстояние до 3800 км без дозаправки. Он может нести более 11 000 кг вооружения, включая ракеты «воздух-воздух» AIM-120, бомбы JDAM, LGB, ракеты Maverick и SLAM-ER. «Страйк Игл» используется Соединёнными Штатами, Израилем, Саудовской Аравией и Катаром.
Он доказал свою эффективность в Ираке, Афганистане, Сирии и на других театрах военных действий. Его эффективность при непосредственной поддержке, стратегических бомбардировках и противовоздушной обороне делает его одним из самых мощных многоцелевых самолётов, способных действовать без сопровождения благодаря мощности радара и полезной нагрузке.
МиГ-29, разработанный в 1980-х годах, — это лёгкий многоцелевой истребитель, предназначенный для противодействия западным самолётам F-16 и F/A-18. Планер обеспечивает высокую тягу, отличную манёвренность и максимальную скорость 2,25 Маха (примерно 2760 км/ч). Он оснащён радаром и прицелом на шлеме для запуска ракет Р-73 в ближнем бою.
Модернизированные версии (МиГ-29СМТ, МиГ-29М) имеют увеличенную дальность полёта, усовершенствованную авионику и вооружение, а также могут нести более 4000 кг различных видов вооружения.
Он экспортировался более чем в 30 стран и до сих пор состоит на вооружении в Индии, Алжире, Польше и Украине. Несмотря на то, что он технологически устарел по сравнению с истребителями 5-го поколения, его модернизация, манёвренность и низкая стоимость делают его по-прежнему актуальным для многих военно-воздушных сил. Его роль в недавних конфликтах, демонстрирует его устойчивость и способность адаптироваться к различным задачам.
Су-27, поступивший на вооружение в 1980-х годах, — это тяжёлый истребитель, созданный для конкуренции с F-15. Он оснащён двумя двигателями АЛ-31Ф и может развивать скорость до 2,35 Маха (2800 км/ч) с дальностью полёта 3530 км. Благодаря стреловидным крыльям и задним поверхностям управления он обладает высокой манёвренностью и подходит как для ближнего, так и для дальнего воздушного боя. Он может нести до 8000 кг вооружения, в том числе ракеты Р-27, Р-73 и Р-77.
На основе этого планера было разработано множество модификаций (Су-30, Су-33, Су-35). Су-27 экспортировался в Китай, Анголу, Эфиопию и Вьетнам и участвовал в нескольких региональных конфликтах. Его прочная конструкция, хорошие аэродинамические характеристики и простота модернизации делают его актуальным и сегодня в нескольких армиях. Он часто служит основой для усовершенствованных учебно-тренировочных самолётов, двухместных истребителей или военно-морских вариантов. Несмотря на технологическую отсталость, его манёвренность и мощность делают его отличной многоцелевой платформой.
Mirage 2000, разработанный компанией Dassault Aviation в 1980-х годах, — это лёгкий однодвигательный истребитель, созданный в рамках программы модернизации ВВС Франции. Он может развивать скорость до 2,2 Маха (2700 км/ч) и оснащён радаром RDM или RDY, в зависимости от версии. Его треугольное крыло обеспечивает отличную устойчивость и хорошие характеристики на большой высоте.
Он выпускался в нескольких версиях: Mirage 2000C (перехватчик), 2000D (штурмовик) и 2000-5 (модернизированный многоцелевой). Он может нести 6300 кг вооружения, включая ракеты MICA, управляемые бомбы и разведывательные модули. Mirage 2000 экспортировался в девять стран, включая Индию, Катар, Бразилию и Объединённые Арабские Эмираты. Он проходил службу в Афганистане, Ливии и Сахеле. Несмотря на то, что во французской армии его заменяет Rafale, он остаётся на вооружении в ряде других вооружённых сил.
Его надёжность, простота обслуживания и сбалансированные характеристики оправдывают его место в этом списке лучших многоцелевых истребителей, которые всё ещё находятся в эксплуатации.
P.S. Нет единого мнения о том, какие многоцелевые истребители в мире лучшие в 2025 году. По информации сайта 19FortyFive на апрель 2025 года, в числе самых быстрых истребителей мира — российские самолёты МиГ-25 и МиГ-31.
Также в список входят:
- Американское семейство F-15. Самолёты отличаются скоростью 2,5 Маха, манёвренностью и боеспособностью.
- Семейство Су-27. Самолёты достигают скорости 2,35 Маха и ценятся за универсальность и эффективность в воздушном бою.
- МиГ-23. Самолёт развивает скорость 2,35 Маха и выделяется конструкцией крыла с изменяемой стреловидностью.
Кроме того, по данным на февраль 2025 года, Су-57 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, который, по мнению военных экспертов, превосходит американский F-35 по манёвренности.