Несмотря на то, что веловылазка к дотам КаУР у Медного озера была спланирована заранее, с раннего утра меня стали терзать сомнения в её целесообразности. Синоптики в кои-то веки не обманули: за окном задувал не по-весеннему холодный ветер и, что гораздо неприятней, пытался идти снег. Тем не менее, припомнив известное утверждение, что настоящая жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта, я все-таки сел на электричку, идущую от Финляндского вокзала до Белоострова.
Дорога от ж/д станции к Медному озеру, где я намеревался изучать местную фортификацию, большей частью шла в горку. Бесконечно длинное, плавно перешедшее в садоводства Александровское шоссе не баловало достопримечательностями, у которых стоило бы остановиться. Первой приметой лихой военной годины, затронувшей эти места, стали еле заметные остатки старых окопов и потемневшие от времени противотанковые бетонные пирамиды, за которые глаз зацепился по ходу движения.
Тем не менее, остановку я всё-таки сделал, заметив могилу времен Великой Отечественной войны, расположенную у самой обочины. В глаза бросились высеченные на гранитном камне, с детства знакомые слова "Неизвестный солдат". Аккуратное захоронение, за которым ухаживают местные жители. Приятно видеть такое отношение к истории и памяти людей, отдавших жизнь за наше будущее.
Ну, а ещё дальше - уже ближе к выезду на трассу 41A-180 мне представилась возможность ознакомиться с первым дотом линии КаУР на моём маршруте - бункером с артиллерийской установкой. Хорошо сохранившийся, свежевыкрашенный АПК мирно соседствует с детской площадкой, всем своим видом говоря: в том числе и благодаря мне у ваших детей и внуков сейчас есть счастливое детство.
Из-за лимита по времени, расположенные на соседних линиях доты №364 и №368 я осматривать не стал. Тем более, что основной целью моего путешествия были укрепления Меднозаводского БРО (Батальонного Района Обороны).
Ещё до выезда на трассу у меня вознила мысль попробовать срезать значительную часть пути по старой лесной дороге. На практике, правда, все оказалось не так радужно, как представлялось: местами пришлось обходить лужи и даже форсировать приболоченный участок под ЛЭП, но в итоге обошлось без экстрима.
На самом же Медноозёрском разливе, рядом с которым проходит достаточно оживленная трасса 41K-073, всё обстояло как на любом другом придорожном водоёме в выходной день: ядрёный запах жареного мяса уже разносился ветром по окрестностям.
Обогнув озеро и поднявшись ещё немного в горку, я свернул на Светлое шоссе, по обе стороны которого тянулись высоченные заборы, скрывающие за собой жилые дома и инфраструктуру элитных коттеджных поселков. В какой-то момент забор слева наконец закончился и начался красивый смешанный лес, в котором скрывалась старая военная дорога, находившаяся, если верить карте, совсем рядом.
Узкая, но хорошо читаемая тропинка в конце концов вывела меня к песчаному просёлку, оказавшемуся на деле местной экотропой со всеми сопутствующими атрибутами: картой на стенде, указателями маршрутов, оборудованными местами для отдыха и даже турниками.
Комфортная для пеших и велопрогулок, дорога изгибалась и петляла в елово-сосновом лесу: местами хорошо освещенном с большими, покрытыми мхом и лишайниками лужайками, иногда мрачном - изрытым старыми заплывшими окопами и ходами сообщения.
До старого карьера - очередной знаковой точки моего путешествия, добираться пришлось недолго. Сам карьер, вопреки ожиданиям, оказался местом абсолютно непримечательным, с чашей, заросшей кустарником и малорослыми деревьями.
Поднявшись на его отвал, я сразу увидел дот №44 с позывным "Алмаз", построенный, если не ошибаюсь, в районе 1932 года. Основной целью этой трёхамбразурной пулемётной точки, совмещённой с командным пунктом, было прикрытие находящегося здесь же рядом АПК № К-5.
Погуляв немного вокруг(внутрь сооружения в одиночку лезть не хотелось) и сверившись с картой, я вернулся на лесной проселок и двинулся дальше. Неожиданно под колесами велосипеда из-под песка проступила старая мощёная дорога.
А ещё через несколько минут справа показался вышеупомянутый орудийный полукапонир АПК № К-5 "Сосна" из состава 22-го Карельского УкрепРайона.
К началу Выборгской наступательной операции 22-й УкрепРайон обеспечивал оборону всего Карельского перешейка от Ладожского озера до Сестрорецка. Именно с его позиций нанесла удар 21-я армия, и, когда линия фронта сдвинулась, 22-й УР в боях уже не участвовал, проводя тем не менее модернизацию своих укреплений до окончания Великой Отечественной войны. В начале 1960-х гг. было принято решение о консервации его объектов, а в 90-е и позже почти всё подверглось разграблению.
Данный дот представлял собой полукапонир, вооружённый двумя орудиями, с фильтровентиляционными системами, перископами и электрическим освещением.
Тем не менее, чисто внешне АПК неплохо сохранился. Броневые щиты орудий ЗИФ-26 на месте. Жалко только, что стволы самих орудий спилены газорезом.
Ну, а дальше, снова съехав на песчаный просёлок, я отправился на поиски дота №504 с позывным "Циклон". Дот нашёлся быстро. Фактически, укатанная различной мототехникой дорога сама привела меня к нему. Если верить публикациям в интернете, в своё время он был дезактивирован(существовала такая опасность для желающих залесть внутрь). Всё сохранившееся железо было варварски распилено и вывезено "металлистами".
При этом снаружи "Циклон" выглядит хорошо. Кажется, что от времени он буд-то врос в землю по самые абмразуры. К сожалению, вокруг уже скопилось достаточно много мусора от нерадивых туристов.
Последней точкой моего краеведческого путешествия стал пулемётный дот №503 c позывным "Сигнал".
Экотропа к этому моменту стала умеренно проездной. Несколько раз пришлось спешиваться.
Тем не менее, "Сигнал" мне тоже не пришлось долго искать, хоть он и находится cейчас в абсолютно диком, заброшенном состоянии. При беглом взгляде издали я его вначале принял за большой земляной холм.
Пролезая через лесные заросли, обошёл вокруг, но ничего интересного не заметил.
После чего, глянув на часы, решил выдвигаться в сторону дома. Полученных впечатлений к этому моменту уже хватало, да и, кроме того, надо было что-то оставить для следующих визитов в эти места. Впрочем, судя по карте, скачанной из интернет, здешние леса скрывают ещё много интересного.
Поскольку в обратную сторону дорога шла уже под уклон, путь до Белоострова занял у меня минут 50 - не больше. Хороший аргумент в пользу того, чтобы посещать эти места чаще!
Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)
5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)