Найти в Дзене

Прогулки по Москве. Бизнес-квартал «АРМА», бывший газовый завод.

А давайте-ка мы с вами прогуляемся по территории бывшего Московского газового завода, в настоящее время — бизнес-квартала «АРМА». Пришла мне в голову мысль, что я-то бываю здесь довольно часто, тут, в одном из зданий, находится центральный офис компании, в которой я работаю, соответственно, регулярно могу видеть то, во что превратились бывшие производственные сооружения в ходе масштабной реконструкции начатой в 2011 году, так почему бы не поделиться увиденным с остальными. Для начала, пожалуй, надо вернуться ненадолго в XIX век, чтобы в общих чертах понимать, когда и с чего всё началось. В 1861 году немецкие инженеры Вернер Сименс и Иоганн Гальске обращаются к московскому генерал-губернатору с предложением о проведении в Москве газового освещения.
В Википедии, кстати, написано Вернер фон Сименс, однако тут имеется небольшая неточность, ибо дворянство и право носить приставку "фон" Сименс получит только в 1888 году, за четыре года до смерти. Между прочим, это как раз тот Сименс, чьим им
Оглавление

А давайте-ка мы с вами прогуляемся по территории бывшего Московского газового завода, в настоящее время — бизнес-квартала «АРМА».

Пришла мне в голову мысль, что я-то бываю здесь довольно часто, тут, в одном из зданий, находится центральный офис компании, в которой я работаю, соответственно, регулярно могу видеть то, во что превратились бывшие производственные сооружения в ходе масштабной реконструкции начатой в 2011 году, так почему бы не поделиться увиденным с остальными.

Немного истории.

Для начала, пожалуй, надо вернуться ненадолго в XIX век, чтобы в общих чертах понимать, когда и с чего всё началось.

В 1861 году немецкие инженеры Вернер Сименс и Иоганн Гальске обращаются к московскому генерал-губернатору с предложением о проведении в Москве газового освещения.
В Википедии, кстати, написано Вернер
фон Сименс, однако тут имеется небольшая неточность, ибо дворянство и право носить приставку "фон" Сименс получит только в 1888 году, за четыре года до смерти.

Вернер Сименс и Иоганн Гальске. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Вернер Сименс и Иоганн Гальске. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

Между прочим, это как раз тот Сименс, чьим именем названа не только единица электропроводности, но и один из видов археоптерикса. Забейте в поисковик «археоптерикс отпечаток», и на девяноста изображениях из ста увидите именно его, Archaeopteryx Simensii. Ну а уж техника фирмы Siemens вообще, как мне кажется, в представлении не нуждается.

Однако, вернёмся в Москву второй половины XIX века.

В 1863 году московская городская Дума объявила конкурс на выполнение работ, заявку на который подало десять компаний, три из которых — российские, и семь — зарубежные, однако, когда Дума, ознакомившись со всеми предложениями, порекомендовала конкурсантам снизить стоимость освещения, большинство из них сразу же отказалось. Таким образом, в торгах участвовали три проекта: из Англии — от г. Никольсона, Бовиля, Дурасова, Сароченкова и К°; из Бельгии — от г. Букье; из российских — от московского купца Я. Е. Егорова. В итоге в январе 1865 года контракт заключают с Арманом Букье, предложившим самую низкую цену за один газовый фонарь, а именно 14 рублей 50 копеек за 2000 часов горения фонаря в год. Согласно осветительному календарю, гореть они должны были 24 дня в месяц, в период с августа по май.

В июле того же 1865 года, согласно условиям этого контракта, за городом, на территории, расположенной за Курской железной дорогой, начинается строительство Московского газового завода. Получается, что то место, которое теперь можно отнести к центру Москвы, 160 лет назад находилось за её пределами.

Как добраться.

Ну вот, предысторию возникновения завода рассказал, пора уже туда отправляться.

Проще всего будет, наверное, доехать до станции метро «Курская» Кольцевой или Арбатско-Покровской (синей) веток. Можно и на «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской линии, но тогда придётся или по улице пройти до тоннеля, идущего под железнодорожными путями, или, чтоб не выходить наверх, перейти с салатной на синюю ветку. В любом случае, далее следуем по табличкам, указывающим путь к БЦ «Завод АРМА».

 Выход к БК "АРМА". Фото из личного архива автора.
Выход к БК "АРМА". Фото из личного архива автора.

Также можно воспользоваться электричками Московских центральных диаметров (МЦД) Курско-Рижского (D2) и Калужско-Нижегородского (D4) направлений. Станция, опять же, «Курская», только выйдете вы уже непосредственно в вышеупомянутый тоннель под железкой.

Турникеты МЦД D2.  Фото из личного архива автора.
Турникеты МЦД D2. Фото из личного архива автора.

Как только попали в тоннель, алгоритм действий немного меняется. На территорию бизнес-квартала можно попасть оттуда двумя путями: через выходы № 4 и № 5, однако, хотя указатели упорно будут зазывать вас идти к пятому, вы не поддавайтесь на уговоры и следуйте к четвёртому, на улицу Казакова. Чуть позже я объясню, почему так.

Ваш выбор - выход № 4. Фото из личного архива автора.
Ваш выбор - выход № 4. Фото из личного архива автора.

Если не заблудитесь, то должны будете оказаться в длинном переходе, идите вперёд и не бойтесь, он выведет вас куда надо.

Значит нам туда дорога. Фото из личного архива автора.
Значит нам туда дорога. Фото из личного архива автора.

А выйти нам с вами надо на угол дома, расположенного по адресу Нижний Сусальный переулок, 5, строение 2.

Нижний Сусальный переулок, 5, строение 2. Фото из личного архива автора.
Нижний Сусальный переулок, 5, строение 2. Фото из личного архива автора.

С этого места мы и начнём нашу прогулку по территории.

Московский газовый завод. Жилые корпуса.

И вот теперь я объясню, почему привёл вас именно сюда. Первыми строениями, с которых началось строительство завода, были два двухэтажных жилых корпуса, как раз те, к которым мы вышли, поэтому логично, как мне кажется, от них и проложить свой маршрут.

Если присмотреться внимательно, то можно будет понять, что трёхэтажные «флигели» по торцам были пристроены позже, и это действительно так, работы по их возведению были выполнены уже в начале XX века, когда проводилась первая реконструкция завода, перешедшего в 1905 году в собственность города.

"Флигели" бывших жилых корпусов, 1865-1866 гг. Фото из личного архива автора.
"Флигели" бывших жилых корпусов, 1865-1866 гг. Фото из личного архива автора.

Вдобавок видно, что раньше здания заканчивались чуть выше окон второго этажа, надстройка появилась уже в советское время, при очередной реконструкции. Снизу этого, конечно, не увидишь, но вроде бы как там сейчас располагаются офисные помещения с мансардными окнами.
Что на втором этаже, я точно не знаю, а первый, как видите, занимают кафе и различные магазины. Листайте галерею.

Есть на территории ещё четыре здания, которые начали возводить примерно в то же время, когда и жилые корпуса, и эти шесть сооружений имеют официальный статус исторически ценных объектов бывшего завода, но к остальным мы доберёмся уже в середине маршрута.

Московский газовый завод. Производственные здания.

Следующий кадр я хотел сделать с того же самого места, с которого неизвестный мне фотограф запечатлел два производственных корпуса, но ракурс пришлось поменять, ибо мешают деревья.

Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

Эти два здания построены во время первой реконструкции завода, в начале XX века, причём то, что ближе к нам, по-видимому, перестраивалось ещё позже, это заметно по некоторым признакам. У выступающей из торцевого фасада части, именуемой в архитектуре ризалитом, фронтонный и боковые карнизы уже выполнены без изысков, просто прямыми линиями.
Первое — здание аппаратной, год постройки предположительно 1911-й.

Здание аппаратной, 1911 г. Фото из личного архива автора.
Здание аппаратной, 1911 г. Фото из личного архива автора.

За аппаратной мы видим здание ретортной, год постройки, по всей видимости, тот же самый. Его изменения коснулись не так сильно, а вот труб над этими бывшими корпусами газового завода теперь торчит ощутимо меньше.
Всего одна. :) Листайте галерею.

Есть старая фотография этих двух зданий и с противоположной стороны, но в ту точку, откуда делался снимок, сегодня просто так не попасть, там теперь проходят железнодорожные пути.

Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

Всё, что смог, так это сделать два отдельных фото.
Вот аппаратная.

Здание аппаратной, постройка 1911 г. Фото из личного архива автора.
Здание аппаратной, постройка 1911 г. Фото из личного архива автора.

А вот ретортная.

Здание ретортной, постройка 1911 г. Фото из личного архива автора.
Здание ретортной, постройка 1911 г. Фото из личного архива автора.

Из заметных изменений — подоконные блоки демонтированы, и окна теперь начинаются чуть ли не от уровня тротуаров, плюс в обоих зданиях там, где когда-то были световые окна на кровле, надстроено по мезонину.

Вдалеке, за этими двумя строениями, видим на старой фотографии ещё одно примерно такого же типа и одно — круглое, в форме башни, с каким-то белым пятном на уровне второго этажа.

Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Производственные корпуса газового завода. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

А вот и они. То, что обычного прямоугольного вида, — это здание очистителей газа, годы постройки предположительно 1910–1912.

Здание очистителей газа, 1910-1912 гг. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Здание очистителей газа, 1910-1912 гг. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

Сейчас, правда, одна его длинная сторона спрятана под современной конструкцией из стекла и алюкобонда, из которой выглядывает лишь торцевой фасад, тоже, как можно видеть, претерпевший некоторые изменения.

Здание очистителей газа, постройка 1910-1912 гг., фасад. Фото из личного архива автора.
Здание очистителей газа, постройка 1910-1912 гг., фасад. Фото из личного архива автора.

Зато противоположный торец и второй длинный фасад открыты взору полностью. И тоже, как видно на фото ниже, увеличены окна и имеется мезонин.

Здание очистителей газа, постройка 1910-1912 гг., фасад. Фото из личного архива автора.
Здание очистителей газа, постройка 1910-1912 гг., фасад. Фото из личного архива автора.

А что ж там за белое пятно было видно на круглом здании, и что это за здание такое, что за башня?

Московский газовый завод. Газгольдеры.

Это один из газгольдеров, резервуаров для хранения газа, выдерживающих большие эксплуатационные нагрузки и едкую среду.
Собственно, сам газгольдер, непосредственно ёмкость для хранения газа, был как бы огромной железной бочкой, находившейся внутри башни, а то, что мы видим, это, можно сказать, кирпичная оболочка, футляр для этой бочки.

Белое пятно же вблизи оказывается циферблатом манометра, показывавшим когда-то давление газа внутри этого самого газгольдера. Стрелка только, к сожалению, не сохранилась.

Газгольдер с циферблатом, постройка1865-1866 гг. Фото из личного архива автора.
Газгольдер с циферблатом, постройка1865-1866 гг. Фото из личного архива автора.

Газгольдеры и есть те самые четыре здания, которые, как и жилые корпуса, отнесены к исторически ценным объектам бывшего завода. Строились они в то же самое время, то есть примерно в 1865–1866 годы. Листайте галерею.

Сейчас в этих зданиях, в основном, находятся офисы разных организаций, в том числе и компании, в которой работаю я.

Газгольдеры, современное состояние. Фото из личного архива автора.
Газгольдеры, современное состояние. Фото из личного архива автора.

Как вы можете видеть, изменения тоже есть, в стенах прорублены окна, но общий вид от этого не пострадал. Кроме того, на всех четырёх башнях надстроено по одному этажу с панорамными окнами.

Газгольдеры, современное состояние. Фото из личного архива автора.
Газгольдеры, современное состояние. Фото из личного архива автора.

Московский газовый завод. Опять производственные здания.

Пройдя вдоль бывших газгольдеров, попадаем к ещё одному старому зданию постройки, скорее всего, тоже периода 1910-1912 годов, хотя, возможно, оно относится и к более ранним сооружениям. Никакой информации о нём я не нашёл, но фасады, выходящие на проезжую часть бизнес-квартала, выглядят красиво. Неудивительно, что сейчас там находится ресторан «Gazgolder».

К тыльным фасадам, тем, что со двора, в более позднее время были прилеплены какие-то невзрачные кирпичные пристройки, с ними тоже в ходе последней реконструкции провели работу. Надстроили из бруса второй этаж, сделали красивые навесы над входами в здание, и вот уже перед нашими глазами как будто купеческий дом из XIX века. Здесь находятся, я так понимаю, какие-то административные помещения.

Имитация постройки XIX века. Фото из личного архива автора.
Имитация постройки XIX века. Фото из личного архива автора.

В этом же внутреннем дворе находятся ещё две старые постройки. Первая - бывший завод водяного газа, получаемого путём продувания водяного пара сквозь слой раскалённого угля.

Завод водяного газа. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Завод водяного газа. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

Сейчас там, я так понимаю, тоже офисные помещения.

На фото этого же корпуса, но с другого ракурса, мы видим за ним ещё одну невысокую круглую башню, это здание малого газгольдера для аммиака.

Завод водяного газа и малый газгольдер для аммиака. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Завод водяного газа и малый газгольдер для аммиака. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

По этому сооружению работы, скорее всего, ещё ведутся, по крайней мере внешнее окружение на то намекает.

Бывший малый газгольдер для аммиака. Фото из личного архива автора.
Бывший малый газгольдер для аммиака. Фото из личного архива автора.

Вновь немного истории.

Ну и в заключение опять небольшой экскурс в историю, чтоб было понятно, как получилось, что вместо газового завода здесь теперь целый бизнес-квартал.

С момента запуска в декабре 1866 года завод претерпел две масштабные реконструкции, первая — в 1912–1914 годах, вторая, со значительным расширением территории, — в 1931–1936 годах.

В послевоенные годы даже увеличенных мощностей не стало хватать для нужд города, поэтому в столицу потянули газопроводы из других городов. С введением в строй в 1946 году газопровода Саратов — Москва потребность в продукции завода снизилась, его производственные цеха работали всего на треть от своих возможностей, основной продукцией предприятия стали газовые горелки и сопла для ракет.

Проходная Московского газового завода, 1960-1965 гг. Фото найдено в свободном доступе в интернете.
Проходная Московского газового завода, 1960-1965 гг. Фото найдено в свободном доступе в интернете.

В 1947 году Московский газовый завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1971-м его уже включили в перечень предприятий столицы, подлежащих выводу за пределы города, в связи с экологически вредным производством. Правда, по старой русской традиции, пока собирались да решали, как это выполнить, настали восьмидесятые, перестройка, потом развал Союза, лихие девяностые...

В 1997 году на базе мощностей было создано ОАО АЗ «Арма», которое выпускало газозапорную арматуру, от слова «арматура», собственно, и название, но уже через пять лет производство было прекращено, а пустующие помещения стали сдавать в аренду.

На Западе уже давно существовала практика трансформации бывших производственных площадок в офисные и творческие кластеры, в двухтысячных она дошла и до России.

Раньше было лучше?

В Москве, да и во многих других городах, где подобные преобразования делают, обязательно найдутся как приверженцы, так и противники таких кардинальных перемен. Я, скорее, отношусь к первым.

Ну вот сами посудите - разве лучше было бы, если бы все сооружения, которые мы только что увидели, выглядели бы как производственный корпус АО «Мосгаз», в котором сейчас находятся Управление газопроводов высокого, среднего давления и газораспределительных станций, а также служба по эксплуатации внутридомового газового оборудования по Центральному административному округу Москвы?
Такое ощущение, что здание не ремонтировалось ещё с момента распада СССР, и я ни капельки не удивлюсь, если окажется, что так оно и есть на самом деле.

Производственный корпус АО «Мосгаз». Фото из личного архива автора.
Производственный корпус АО «Мосгаз». Фото из личного архива автора.

Моё личное мнение — лучше пусть будет как сейчас, чем стоять в разрухе!

Бизнес-квартала «АРМА». Фото из личного архива автора.
Бизнес-квартала «АРМА». Фото из личного архива автора.

Приятно же даже просто пройтись по красивому бизнес-кварталу, а уж если довелось ещё и работать здесь — приятнее вдвойне.

Бизнес-квартала «АРМА». Фото из личного архива автора.
Бизнес-квартала «АРМА». Фото из личного архива автора.

А вы как считаете?