Введение
Друзья, прочитал историю всем известной компании Бука и одним из достижений этого "ведущего российского издателя и дистрибутора компьютерных игр зарубежного и собственного производства", как Бука сама о себе заявляет, указывается, что:
1998 — "Бука" впервые в России идет на рискованный шаг и выпускает игры в минимальной комплектации, что вскоре становится стандартом рынка
Вот про эту рискованную технологию минимальной комплектации изданий компьютерных игр в России и хочется с вами поговорить в данном обзоре.
Немного истории Буки - издателя и дистрибутора компьютерных игр
__________________________________________________________________________________________
Друзья, прежде чем мы продолжим, ещё раз напомню, что вам доступны к приобретению ПЕЧАТНЫЕ журналы Сокровищница компьютерных игр. Подробности по ссылке ниже↓
__________________________________________________________________________________________
Выше я привёл цитату о рискованном шаге Буки по изданию компьютерных игр, взятой из её собственной истории, с официальной страницы компании. Этот пункт также перепечатали другие авторитетные сайты, правда, не 1:1, давайте прочитаем:
wikipedia.org
1998 — «Бука» впервые в России выпускает игры в минимальной комплектации (т. н. jewel case), что вскоре становится стандартом рынка [2].
В данной формулировке появляется конкретика, а именно форм-фактор минимальной комплектации изданий компьютерной игры - это jewel case. Что это такое, вы, безусловно все хорошо знаете.
Википедия подтверждает свою информацию ссылкой на страницу Вестей с интервью с Александром Михайловым, основателем старейшего российского издателя и разработчика видеоигр, компании "Бука", где можно найти следующее:
"Бука" стала первой российской компанией, которая в рамках борьбы с пиратством стала продавать продукцию (в том числе и зарубежных гейм-разработчиков) в упрощенной упаковке — просто компакт-диск в пластиковой коробке.
Тут информации ещё больше:
1. Указана причина, почему Бука пошла на рискованный шаг и начала первой в России выпускать компьютерные игры в минимальной комплектации в джевеле (jewel case). Причина эта - борьба с пиратством.
2. Дальше в интервью указано, что:
Первой зарубежной игрой, продававшейся таким образом в России (а также первой качественной масштабной локализацией, осуществлённой тоже "Букой") стала "Герои меча и магии III".
т.е. для зарубежного релиза указывается конкретное издание компьютерной игры - Герои меча и магии III
Теперь предоставим слово другому источнику, а именно:
old-games.ru
В 1998 году Бука начинает выпускать игры в минимальной, jewel-комплектации, что становится стандартом для рынка постсоветского пространства.
Тут ничего нового.
Если объединить все три вышеназванного источника информации, получится примерно следующее:
Компания Бука в 1998 году первой среди других официальных российских издательств начинает выпускать джевелы, тем самым встраивает в рынок новою, ранее неизвестную модель распространения лицензионных компьютерных игр в форм-факторе jewel. Делается это для того, чтобы бороться с пиратской продукцией.
Заявления и реальность
Теперь, друзья, предлагаю каждому, опираясь на свой геймерский опыт, сопоставить вышеперечисленную информацию с действительностью. Так ли это, о чём утверждает Бука?
Что касается автора этого обзора, ИМХО:
1. Пираты всегда печатали свои компьютерные игры в джевелах. Уже в 1995-98 годах такой фанатской продукции на рынке было в превеликом множестве
т.е. джевелы для российских геймеров были даже очень знакомым форм-фактором. Таким образом, на пиратском компьютерном рынке jewel-упакавки были далеко не революционным решением.
Бука до 1998 года издавала свои компьютерные игры в формате Биг Бокс
и действительно, очень серьёзно страдала от пиратской продукции, которая своей дешевизной как раз благодаря джевелам, просто уничтожала лицензионный рынок.
То, что своим решением об издании лицензионных компьютерных игр в минимальной комплектации Бука противостала пиратам - вывод абсолютно верный. Рынок диктовал такую модель и Бука первая разобралась, что к чему. И это действительно революционная тактика Буки - снизить цену своих Биг Боксов и попытаться создать конкуренцию пиратским играм, выпуская лицензию то же в jewel`е.
Это так, но тут нет никакого риска! Если рассматривать модель новаторского поведения Буки в парадигме борьбы с пиратством - в 1998 году это была вынужденная мера. Лицензию необходимо было удешевить. Таковы были элементарные условия выживания издательства.
2. Из оригинального заявления Буки, который на архивном сайте компании, можно сделать вывод, что первый лицензионный джевел на российском рынке компьютерных игр принадлежит именно ей. Но это не так. Посмотрите на скрин с сайта новостей фирмы 1С от 1996 года
где приводится информация о том, что в период распродажи к Биг Боксу издательства Дока компьютерной игры Остров Сокровищ, фирма 1С добавляет
в подарок веселую рождественскую игрушку для детей "Снежок" на CD фирмы ДОКА.
И эта компьютерная игра Снежок от Доки издавалась в джевеле ещё в 1995 году. Вот это издание
И, по всей видимости, была доступна в рознице как лицензионный джевел 1995 года, задолго до 1998 года Буки.
Правда, была в этом издании компьютерной игры некоторая странность. Возможный покупатель из 90х заявляет, что игра продавалась без титульной обложки, т.е. как это было принято комплектовать CD-диски в Биг Боксах,
но это уже детали.
Но а то, что решение Буки издавать свои лицензионные компьютерные игры очень быстро стало стандартом рынка, безусловно, верное. Да, лицензионные джевелы до 1998 года издавались, но не как правило, а как исключение. Бука просто поменяла акценты.
Вывод
Как по мне, заявления Буки
1998 — "Бука" впервые в России идет на рискованный шаг и выпускает игры в минимальной комплектации, что вскоре становится стандартом рынка
неоднозначное, не совсем корректно, если его прочитать без первоисточника, ссылка на который приводит Википедия. Именно про то, что в рамках борьбы с пиратством Бука первая догадалась выпускать джевелы в целях удешевления своей продукции.
Кому интересно, пишите своё мнение в комментариях.
Про первый лицензионный джевел от Буки мы узнали, но а кто выпустил в России последний, на 2024 год, джевел и с какой компьютерной игрой - я писал в своём Альманахе ↓
Вся подборка тематических обзоров под одной обложкой ↓
Спасибо всем, кто дочитал до конца))
Ставьте лайки, если данный обзор оказался для вас полезным. Подписывайтесь на канал, если история компьютерных игр в России вам интересна.