Найти в Дзене

Что было вначале - компьютерные лицензионные игры или пиратские сборники?

Друзья, в рамках Проекта Б предлагаю вам дискуссионную тему: Что было вначале - лицензионные компьютерные игры или пиратские компьютерные сборники? И это будет очередной авторский дневник №8, часть 1, так как данный обзор появился спонтанно, благодаря комментарию, оставленному подписчиком к этому обзору ↓ Кто такой автор и что за проект - смотрите по ссылке ↓ Вся подшивка дневников в подборке под одной обложкой ↓ Собственно, вот тот комментарий: В тот короткий период, примерно 1996-2002, когда русские игры издавались исключительно в боксах (без джевелов вообще). И те ж "Вангеры" либо покупать бокс за $25 (как это сделал я), либо ждать месяц-другой, когда пираты наштампуют подделок. спасибо подписчику KubinkaMan за активность! Справедливости ради, надо отметить, что лицензионные джевелы отдельно всё же издавались. Это было, скорее исключение, чем правило. Например, ДОКА реализовывал в 1996 году веселую рождественскую игрушку для детей "Снежок" на CD к сожалению, сейчас нет под рукой п
Оглавление

Вводная часть

Друзья, в рамках Проекта Б предлагаю вам дискуссионную тему: Что было вначале - лицензионные компьютерные игры или пиратские компьютерные сборники?

И это будет очередной авторский дневник №8, часть 1, так как данный обзор появился спонтанно, благодаря комментарию, оставленному подписчиком к этому обзору ↓

Кто такой автор и что за проект - смотрите по ссылке ↓

Вся подшивка дневников в подборке под одной обложкой

Проект "Бокс" | Игры на PC кончились! Физически | Дзен

Постановка проблемы

Собственно, вот тот комментарий:

В тот короткий период, примерно 1996-2002, когда русские игры издавались исключительно в боксах (без джевелов вообще). И те ж "Вангеры" либо покупать бокс за $25 (как это сделал я), либо ждать месяц-другой, когда пираты наштампуют подделок.

спасибо подписчику KubinkaMan за активность!

Справедливости ради, надо отметить, что лицензионные джевелы отдельно всё же издавались. Это было, скорее исключение, чем правило. Например, ДОКА реализовывал в 1996 году

веселую рождественскую игрушку для детей "Снежок" на CD

к сожалению, сейчас нет под рукой прайса, какова была цена этого джевела. Если кому интересно, как найду пруф, дополню этот текст.

__________________________________________________________________________________________

Друзья, прежде чем мы продолжим, ещё раз напомню, что вам доступны к приобретению ПЕЧАТНЫЕ журналы Сокровищница компьютерных игр. Подробности по ссылке ниже↓

__________________________________________________________________________________________

Да, примерно в 1995-1996гг., лицензионные компьютерные игры в России издавались практически исключительно именно в картонных боксах. И цена указана верно, так они и стоили и продавались именно в баксах, так как цена на русские Биг Боксы в магазинах указывалась в условных единицах.

И совершенно верно, что пиратскую компьютерную игру Вангеры на джевеле нужно было подождать неделе две, чтобы пираты фанаты успели её издать. НО, это справедливо для отечественных игр - сначала бокс, а затем пиратка, а что было с зарубежными компьютерными играми, которые пираты издавали в 1995-1996гг.?

Вот это тот вопрос, который хочется обсудить в данном обзоре. Совершенно точно то, что именно пиратский рынок компьютерных игр погубил официальную розницу отечественных Биг Боксов. Но это было уже в 2000х. Сейчас же нам интересны 1995-1996гг.

До 1995 года

Условно время дискет и магнитофонных кассет - как носителей игрового дистрибутива. И тут был между пиратками и лицензией, по всей видимости, паритет.

Про пиратские фанатские версии компьютерных игр на дискетах 5.25 дюйма очень хорошо и с фото артефактов нам ранее рассказал Павел Халецкий

Что касается лицензии до 1995 года, то:

1. На сайте олдов есть страница лицензионной игры Geografix, где можно увидеть фото обложки и 3.5 дюймовую кассету, на которую эта компьютерная игра записана. Год издания - 1994.

2. На форуме олдов можно прочитать байку историю про игру Царевна от разработчика/издателя Сибарт, которая, как утверждает разработчик

оформила её, как полагается - на фирменных дискетах, в фирменной коробке. И выпустила её промышленным тиражом на двух языках.

есть мнение, что игра Царевна была издана Сибартом в 1992 году!!!

3. Важно отметить, что СофтКлаб в этот период времени не работал. Игр под его изданием до 1995 года не было.

Промежуточный итог: до 1995 года, в силу объективных причин, таких как техническое ограничение в объёмах и средствах хранения информации, изданий как пиратских, так и лицензионных игр в России было не так уж и много. Можно даже сказать, таких релизов с обеих сторон были единицы. Поэтому между лицензией и пиратской продукцией конкуренции не было. Они развивались параллельно.

Лицензия и пиратки после 1995г.

Начнём с пиратских изданий. Что тогда издавали отечественные пираты фанаты компьютерных игр?

1. Всевозможные CD-сборники зарубежных аркадных игр, например

Обложка джевела Лучшие игры для IBM PC №8
Обложка джевела Лучшие игры для IBM PC №8

как в этом сборнике - Лучшие игры для IBM PC. Какой именно год издания, точно сказать невозможно

Обратная сторона джевела Лучшие игры для IBM PC №8
Обратная сторона джевела Лучшие игры для IBM PC №8

но, учитывая, что на обратной стороне обложки упоминается Doom 2, это 1995 год?

Интересно, если тут предлагается загрузить новые уровни, был ли Doom 2 уже локализован в 1994 - в год выхода? Быть может Doom 2 издавался у нас в оригинальной версии? А первый Doom, издавался ли пиратами в 1993? Всё это было, по всей видимости, уже потом, после 1995 года, но издавался ли у пиратов Doom и Doom 2 до 1995 года?

Кстати, на фото выше сборник компьютерных игр №8, т.е. ранее были №№1-7 и это, по всей видимости, были те сборники, которые издали до 1995 года? Судя по единому дизайну обложек компьютерных сборников Лучшие игры для IBM PC, вполне себе реально отыскать все диски серии. Например, ранее в обзорах у нас светился сборники с номерами 13 и 20

кстати, благодаря записке, вложенной в джевел, можно установить год издания Лучшие игры для IBM PC с номером 20 - это 1998 год.

Друзья, если у вас есть возможность поделиться фото джевелов компьютерных игр в сборниках Лучшие игры для IBM PC №№1-7, пишите в комментариях.

Продолжаем по сборникам пиратских компьютерных игр. Таких электронных сводов на СD-дисках в России было приличное количество, например, в том же обзоре, ссылка на который был выше - Пиратские сборники: Лучшие игры для IBM, Games 1996 и Сборник 24, можно увидеть фото пиратского джевела Games 1996. Также Games 24 от 1996-97 года.

Были и другие, например:

Сборник Crazy Collection 8
Сборник Crazy Collection 8

вот такой - Crazy Collection. Кстати, на Wikipedia этот сборник замечен:

Crazy Collection — популярная серия пиратских сборников компьютерных игр, издававшаяся в СНГ в начале 1990-х годов. Это был самый первый пиратский сборник на CD-ROM дисках, до этого сборника никто не создавал коллекции программ на дисках.

и заявляется как самый первый сборник начала 90х. Вот тут самое интересное - на сколько начало? Очень интересно увидеть первые компьютерные сборники Crazy Collection и определить год издания.

Сборник Crazy Collection 8, обратная сторона обложки
Сборник Crazy Collection 8, обратная сторона обложки
Намного позже стали появляться другие сборники типа "лучшие игры для IBM PC" и Classic Fond. Однако данный сборник, в отличие от большинства сборников тех лет, имел свою графическую оболочку (использовавшую VESA-режим), и выходили обновления к предыдущим выпускам. В ряде случаев к играм прикладывались неофициальные документы (коды, прохождения, подсказки и др.).
Сборник Crazy Collection 11
Сборник Crazy Collection 11

таким образом, если верить заявлениям Википедии, сборники компьютерных игр Crazy Collection занимали первое место, опережая Лучшие игры для IBM PC и Classic Fond. Вот таких сборником компьютерных игр от пиратов фанатов мне ещё увидеть не довелось))

Сборник Crazy Collection 11, обратная сторона обложки
Сборник Crazy Collection 11, обратная сторона обложки

2. Отдельные игры

Кроме сборников пираты издавали отдельные компьютерные игры, например Космическая одиссея ↓

Cyberwar ↓

Две вышеупомянутых игры в оригинале вышли до 1995 года, но изданы пиратами были уже после 95г.

Можно вспомнить ещё Full Throttle ↓

но она издана в оригинале в как раз 1995 году, поэтому отечественный пиратский релиз был точно после 95 года.

Таким образом, начиная с 1995 года в России пираты издавали, в основном, CD-сборники и редко отдельные игры. Пик же пиратской активности начался с 1996 года и стремительно эволюционировал, достигнув вершин в начале 2000х.

Лицензии в 1995 году.

Также, как и для пираток, 1995 год для отечественных лицензионных компьютерных игр начался на подъёме. Свои игры в Биг Боксах в России уже выпускали такие издательства, как: Союз, фирма 1С, ДОКА, АМБЕР и НИКИТА. СофтКлаб только начал привозить в Россию зарубежные BIG BOX и пересобирать их для отечественного рынка. И это была достаточно мощная волна лицензии.

ИТОГ

Что было вначале - пиратки или лицуха?

1. Таким образом, до 1995 года в России активности пиратов и официалов были минимальны. Эти две партии друг с другом не пересекались, рынок компьютерных игр на ПК был на столько велик, что незаполненных ниш было великое множество. Пиратские и лицензионные издания, которых было очень мало, между собой не только не конкурировали, но и не пересекались.

2. После же 1995 года ситуация начала стремительно изменяться. Причём у официалов было преимущество! И этот вывод подтверждает тезис подписчика KubinkaMan, который в своём комментарии, процитированном в начале обзора, опосредованно утверждает, что геймеру середины 90х было удобней купить лицензионную компьютерную игру, чем приобрести её на пиратском лотке.

3. Фора 1995 года для лицензионных игр полностью обнулилась в начале 2000х, когда пираты с блеском и завидным успехом построили свою теневую империю. Кстати, этому способствовала как экономическая ситуация в России, так и полное бездействие, вернее, полное отсутствие профильных служб, защищающих официальный импорт и легальный рынок.

Лицензионные компьютерные игры в больших картонных коробках aka отечественные BIG BOX`сы проиграли пиратам битву с разгромным счётом. Да так, что не смогли даже восстановится и исчезли как тупиковая ветвь игровой эволюции.

Причины? Об этом будет отдельный пост, следите за новостями))