Найти в Дзене
Национальный след

Что казаки делали с попадавшим к ним в руки пленницами: персиянками, турчанками, горянками?

Оглавление

В XVI-XVIII вв русские казаки, донские, яицкие, терские, просто обожали в земли бусурманские «за зипунами«» ходить в походы. Понятное дело, в ходе таких рейдов в руки казачьи попадали отнюдь не только серебро да злато. Но и многие сотни прелестных восточных чаровниц: горских, турецких, татарских, персидских красоток.

Какая же судьба ожидала таких пленниц?

«...И за борт ее бросает»

Все захваченные в захваченном ногайском стойбище или персидском городе красавицы обычно становились общей добычей казаков. И уже затем делились между хлопцами: в зависимости от степени заслуг и просто степени дерзости того или иного воина. А вот захваченная в индивидуальной вылазке, например, за Терек, пленница становилась всецело собственностью укравшего ее казака.

  • Часть пленниц казаки использовали на месте - по прямому назначению. Хотя часть. наиболее красивых и наименее строптивых ясырок, забирали в собою: на Дон, Терек или Яик. Ибо очень уж ценили восточных дам казаки - прекрасны, бровни союзны, очами черны. А дома еще и дефицит слабого пола наблюдался всегда у казаков в старину.

Самая красивая и знатная бусурманская пленница, ясное дело, безоговорочно доставалась батьке-атаману. Как в случае Степана Разина с его оставшейся навеки безымянной персидской княжной. Впрочем, казаки могли и взроптать, ежели атаман слишком любовными играми увлекался с пленницами вместо прежней жизни боевой. И тогда, пленница, шла за борт, в набегавшую волну... Еще и как символ дани великой реке: Волге-матушке или же Дону-батюшке.

-2

Тума и болдыри

-3

На новой родине привезенные туда восточные ясырки обязательно проходили через обряд крещения. Получали новое христианское имя по подобию прежнего: например, Заиры превращались в Зой. Так ясырки становились казакам добрыми женами, матерями их детей. Впрочем, уже крещенной бусурманке могли предоставить право выбора: остаться с этим мужчиной или же выбрать нового.

  • Как возвращаются казаки с похода, так каждый жену ведет, - вспоминали старые люди на Дону. - Этот персиянку, тот - турчанку, а третий - черкешенку или татарку.

Рожденные в таких браках дети получали прозвище «тума» или «болдыри». Откуда же и знаменитая южнорусская фамилия Болдырев. Болдыри признавались полноправными членами казачьего круга. Разве что-то чуть-чуть темнее да смуглее остальных казаков были. А их потомки нередко добивались в русском обществе высокого статуса.

  • Интересно, что сам Степан Разин, по одной из версий, из типичных болдырей происходил, как и множество казаков-земляков. Мамку его отец, старый казак Тимофей Разя из павшего Азова привез.

«Отдают жену-туркеня»

-4

А вот работорговлю и продажу восточных пленниц казаки-христиане категорически не одобряли. Хотя случалось, при переизбытке ясырок могли помочь сотоварищам, страдавшим от дефицита слабого пола. Например, как-то донские казаки отправили яицким крупную партию турчанок пленных - те слезно донцев просили помочь с недостачей, челом били.

Мог донской казак и отказаться от надоевшей пленной жены-турчанки. Но с условием обязательной передачи ее в теплые надежные мужские руки. Для чего казаку достаточно было просто по станице пройтись с кличем:

  • Отдают женку-туркеня, женку-туркеня...

Нередко казаки так пристраивали своих восточных жен, отправляясь в особо опасный поход. И понимая, что из него уже скорее всего никогда могут не вернуться. А супругу-то пристроить-то надо. Иначе кто же ее потом защитит да прокормит с детьми: на вольном Дону у чужестранки ни родни, ни друзей...

  • Впрочем, турчанок себе часто не только русские казаки на войне добывали. Но и вообще сражавшие на юге русские солдаты с офицерами. Среди самых известных потомков таких «трофейных» браков - знаменитый поэт XIX-го века Василий Жуковский, писатель XX-го столетия Константин Паустовский.
-5