Небольшое предисловие. Автор не турист и не страновед. Здесь не будет обзора достопримечательностей или глубокого анализа страны. Автор бывший моряк. От посещения множества стран остались впечатления, абсолютно субъективные. Иногда это и не о стране, а просто о жизни.
Согласно наиболее распространённой версии, в 1499 году испанская экспедиция посетила венесуэльское побережье, где обнаружила индейское селение, расположенное на сваях. Итальянский штурман Америго Веспуччи(тот самый, от которого пошло название континента) назвал залив «Veneziola» («Маленькая Венеция»). Позже название «Венесуэла» было распространено на весь южный берег Карибского моря до дельты Ориноко.
В Венесуэле я был в 2010 при правлении Чавеса и в 2015 уже при Мадуро на heavy lifter(судно для перевозки тяжеловесных грузов). В Пуэрто-Кабельо выгружали оборудование для нефтедобычи. Первый заход прошёл легко и оставил благоприятное впечатление, венесуэльцы выглядели вполне счастливыми, хвалили своего президента, радовались жизни, как умеют радоваться в Латинской Америке. Страна богатейшая своими ресурсами. До победы Уго Чавеса на выборах 1998 года почти всё принадлежало американским компаниям, которые успешно наживались на венесуэльцах. Чавес провозгласил построение социализма 21 века, равенство без принуждения. Поссорился с американцами, подружился с Кубой. Поднял соцобеспечение, образование, здравохранение. Ввел фиксированные цены на 400 товаров, трудоустроил массу безработных. В 2007 Венесуэла национализировала нефтянку и металлургию. Живи и радуйся. Большинство населения приобрело от реформ, пострадали лишь обеспеченные. При всём моём личном уважении к социализму как идее (я всё таки вырос при нём) принцип "отнять и поделить" не работает. Сначала есть, что делить, и большинство счастливо. Но те, кто работал хорошо, начинают работать хуже, теряется мотивация, и в конце концов устанавливается равенство на уровне бедности. Ниже очень иллюстративная табличка.
Конечно это средняя температура по больнице, показатели Бразилии и Мексики во многом за счёт их миллиардеров. Но через налоги есть хотя бы, что перераспределить.
Уго Чавес был харизматичным лидером, что тоже немаловажно. Хотя предпосылки были заложены при нём, кризис случился уже при Николасе Мадуро. В начале 2015 пришли в Пуэрто-Кабельо и простояли на рейде больше месяца.
Курс венесуэльского боливара падал, но правительство упорно держало официальный завышенный курс. При гиперинфляции деньги быстро превращаются в бумагу, банковские переводы перестают работать. Только наличные и деньги вперёд. Порт стоит, суда стоят, а грузополучатели лихорадочно ищут деньги на оплату выгрузки. И заход был на нервах. Меня оштрафовали за недостающую звездочку на флаге. Они изменили флаг, судно не заходило перед этим в Венесуэлу и мы не обратили внимание, что на новом флаге 8 звёздочек вместо 7. Обычно новый флаг продают по конской цене, но тут ещё и оштрафовали. Закупка продуктов тоже запомнилась, тот ещё челендж. Из-за нереального курса буханка хлеба стоила 10 долларов, если наличными значительно дешевле. Пришли из Европы, в кассе только евро, пришлось занимать у экипажа. Но государство запрещает продавать дёшево, в стране не хватает продуктов. В общем в инвойсе одно, по факту совсем другое. У них отчётность, у меня тоже. Одно слово - в стране кризис.
Закончили выгрузку и последовали в Пуэрто Ордас под погрузку алюминия на США. А это 500 километров вверх по Ориноко. Огромная полноводная река выносит ил далеко в море. Фарватер меняется. На внешней лоцманской станции высадка лоцмана только вертолётом. Судовладелец попросил не принимать там лоцмана, а то лоцманская проводка съест весь фрахт. Навалили на палубу твиндечные перекрытия, с понтом занимаемся ремонтом, и высадка с вертолёта небезопасна.
Подошли, связались, а никто и не предлагает лоцмана на входе в фарватер: "Следуйте на внутреннюю лоцманскую станцию". Видимо вертолёт больше не летает. Тут уж я проклял их кризис. Как оказалось, и буи ограждающие фарватер стоят как попало. Карте никак не соответствуют. Повезло, что перед нами шло судно явно больше и по осадке и по размерам и видимо знало дорогу. Так за ним, за ним и добрались до лоцманской станции.
Низовья Ориноко сплошные джунгли с редкими индейскими деревушками. А вот выше по течению промышленные районы Венесуэлы. Месторождения и заводы. И даже старый испанский форт. Пираты заходили далеко вглубь континента грабить рудники.
В Пуэрто Ордасе сменился, вылет домой из аэропорта Каракаса. Всю ночь почти в дороге. Утром в столице. Широкие дороги, туннели, эстакады. Но в глаза бросился высотный офис со сплошным остеклением. Обычно такой сияет на солнце. А тут большое здание с давно немытыми окнами. Очень сильно бросается в глаза. Такой наглядный символ кризиса экономики.
Десять лет прошло, в Венесуэле по прежнему бушует кризис. А там кстати крупнейшие в мире запасы нефти. Не в нефти счастье.
Подписывайтесь на канал. Пишу медленно и не часто, но впечатлений ещё много. Поощрите автора лайком. Ваш палец вверх сильно мотивирует. Комментарии приветствуются.