Примерно после 25 лет, получив диплом и немного поработав, я пришла к выводу, что из школьной программы необходимо исключить значительную часть предметов, заменив их на что-то более практичное, например, "основы ЖКХ", "налоговое планирование и расчеты", "психология взаимоотношений между мужчинами и женщинами", "оформление документов и базовые юридические знания", "основы воспитания детей" и т.п. По окончании школы, а иногда и университета, мы оказываемся совершенно не приспособленными к реальной жизни, хотя и обладаем внушительным объемом знаний, которые, возможно, никогда не понадобятся.
- Ты опять за свое? - вздохнула Марина, откладывая вязание, - Всякий раз, как мы собираемся, ты начинаешь эту песню про бесполезность школьной программы.
Я отхлебнула чай и усмехнулась:
- А что, разве не так? Мы тратим годы, заучивая теоремы и законы, которые потом забываем через неделю после экзамена. А когда сталкиваемся с необходимостью разобраться в коммунальных платежах или оформить налоговый вычет, оказываемся абсолютно беспомощными.
Ольга, потягиваясь на диване, поддержала меня:
- Действительно, в школе должны учить вещам, которые реально пригодятся в жизни. Я, например, до сих пор не понимаю, как работает эта система пенсионных накоплений. И сколько ни гугли, все равно остается куча вопросов!
Марина немного смягчилась:
- Ну, не все так уж плохо. Школа дает базу, развивает мышление, учит учиться. Без этого как вы собираетесь осваивать что-то новое?
Но в ее голосе уже звучала не такая уверенность, как в начале разговора.
- И потом, кто будет решать, какие предметы практичные, а какие нет? У всех разные потребности и интересы.
Я кивнула:
- Конечно, баланс необходим. Никто не говорит, что нужно совсем отказаться от фундаментальных знаний. Но добавить практические курсы просто необходимо. Иначе мы так и будем воспитывать поколение теоретиков, не способных выжить в реальном мире.
Разговор затих, повисла непродолжительная пауза, нарушаемая шуршанием вязальных спиц Марины. Казалось, каждая из нас задумалась над сказанным, прокручивая в голове доводы за и против.
Ольга, всегда прагматичная, нарушила молчание:
- А еще меня бесит, что в школе совершенно не учат финансовой грамотности. Как правильно вести бюджет, инвестировать, брать кредиты – об этом ни слова. В итоге молодежь попадает в долги, становится жертвой мошенников, просто потому что не знает элементарных вещей.
Марина, отложив вязание, посмотрела на нас с усталой улыбкой.
- Девочки, вы правы. Идеальной системы, конечно, не существует. И школа, очевидно, отстаёт от требований времени. Но ведь и мы сами не сидим сложа руки. Сколько курсов сейчас онлайн, сколько информации в открытом доступе. Можно же самостоятельно восполнять пробелы в знаниях. Главное – желание!
Я вздохнула:
- Желание, конечно, важно. Но школа должна давать не только базу, но и мотивацию к учебе. Когда ты понимаешь, как пригодится тебе тот или иной предмет в будущем, учиться становится интереснее. А когда тебе просто зазубривают формулы и теоремы, интерес пропадает напрочь.
Мы еще долго обсуждали недостатки и достоинства школьной программы, предлагая свои варианты реформ. В конце концов, пришли к выводу, что идеального решения нет, и любая система образования требует постоянного обновления и адаптации к изменяющимся условиям жизни. А пока, будем продолжать учиться друг у друга и самостоятельно искать ответы на вопросы, которые жизнь ставит перед нами.
Спасибо за внимание!