Найти в Дзене
Давид Цитин

Как сложилась судьба одного из инициаторов Большого террора, пытавшего самого маршала Егорова

Маршал Александр Егоров был одним из пяти первых маршалов в истории Советского Союза. 20 ноября 1935 года ему, Тухачевскому, Блюхеру, Будённому и Ворошилову присвоили высшее воинское звание. Вначале был снят с постов и арестован Тухачевский, за ним последовал его сторонник Егоров, а Блюхер скончался в тюрьме. На тот момент маршал Егоров 6 лет возглавлял ГенШтаб, стал родоначальником танковых войск и пользовался поддержкой старого знакомого Сталина, но всё же был арестован, а допрашивал его с особым пристрастием один из инициаторов большого террора майор госбезопасности Ямницкий, но как после этого сложилась его судьба? Ямницкий Михаил Сергеевич родился в 1899 году в Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровская область Украины, в семье еврейского крестьянина. Окончил два класса церковно-приходской школы, после чего устроился к отцу работать на мельницу. В 1915 году вступил добровольцем в Русскую императорскую армию, прибавив себе два года возраста. Воевал на Южном фронте против бол
Оглавление

Маршал Александр Егоров был одним из пяти первых маршалов в истории Советского Союза. 20 ноября 1935 года ему, Тухачевскому, Блюхеру, Будённому и Ворошилову присвоили высшее воинское звание. Вначале был снят с постов и арестован Тухачевский, за ним последовал его сторонник Егоров, а Блюхер скончался в тюрьме. На тот момент маршал Егоров 6 лет возглавлял ГенШтаб, стал родоначальником танковых войск и пользовался поддержкой старого знакомого Сталина, но всё же был арестован, а допрашивал его с особым пристрастием один из инициаторов большого террора майор госбезопасности Ямницкий, но как после этого сложилась его судьба?

Карьера в органах ЧК

Ямницкий Михаил Сергеевич родился в 1899 году в Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровская область Украины, в семье еврейского крестьянина. Окончил два класса церковно-приходской школы, после чего устроился к отцу работать на мельницу. В 1915 году вступил добровольцем в Русскую императорскую армию, прибавив себе два года возраста. Воевал на Южном фронте против болгарских войск в составе 54-го стрелкового полка, где служил конным разведчиком. Всю войну провёл в звании рядового и как-либо себя не проявлял, но выполнял все приказы командования. В мае 1917 года вступил в РСДРП и примкнул к фракции большевиков.

Во время Октябрьской революции возглавил отряд Красной Гвардии, вместе с которым участвовал в штурме и захвате административных зданий в городе-порте Одесса. После захвата власти большевиками, в городе и в соседних губерниях нашлось много недовольных новыми властями, поэтому Ямницкий получил приказ оборонять городской вокзал, с чем успешно справился. По Брестскому миру вся Украина переходила под контроль Германии, так в Одессе появились германские войска, против которых Ямницкий вместе со своими товарищами вёл партизанскую войну. Также его отряд сражался с петлюровцами, войсками Центральной Рады и Украинской народной республики. Вскоре Ямницкий был отозван в РСФСР, где сражался под Царицыным, Нижним Новгородом, Симбирском и Пензой. К 1919 году дослужился до командира полка и в этом же году перешёл на работу в органы ЧК, где был нужен его опыт партизанской войны.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Первое его большое назначение - создание группы по ликвидации крестьянского восстания атамана Григорьева. В 1920 году был назначен начальником Особого отдела 2-й Конной армии и на этом посту боролся с антисоветскими элементами в рядах военнослужащих. После окончания гражданской войны остался в ЧК, где следующие несколько лет занимал незначительные должности пока в 1930 году не стал старшим уполномоченным Особого отдела Украинского округа. В 1934 году на базе ОГПУ был создан ГУГБ НКВД(главное управление государственной безопасности), которое получило широкие полномочия в поисках шпионов, диверсантов и различных контрреволюционных элементов, а активно это подразделение развернётся со второй половины 1936 года, где Ямницкий займёт одну из руководящих должностей.

Инициатор Большого террора и допросы с пристрастием маршала Егорова

Первым звонком для репрессии в комсоставе РККА стал арест комдива Шмидта 6 июля 1936 года, спустя полгода Ворошилов выступил с докладом, в котором выразил озабоченность арестом нескольких комдивов и их связями с разведками иностранным государств, а спустя два месяца был арестован маршал Тухачевский. Именно с него начался пик репрессий, а Ямницкий стал одним из активных инициаторов. Ещё в конце 1936 года он заподозрил несколько шпионов среди своих товарищей и участвовал в их допросе, возглавил отдел ГУГБ по работе с антисоветскими элементами. В 1937 году Ямницкий развернулся на полную, получив широкие полномочия в связи с новой линией партии. Вскоре он участвовал в аресте Ивана Ринки, бывшего военного атташе в Японии - он обвинялся в передаче секретных сведений, в чём признался после "беседы" с Ямницким. Беседа в кавычках, потому что капитан госбезопасности не просто говорил с арестованным.

Через несколько дней Ямницкий уже вёл допрос с пристрастием своего бывшего начальника комкора Перкона, а ещё через пару дней он добился признания в "заговоре против РККА и партии" командующего Харьковским военным округом Дубового. Ямницкий отличался своей жестокостью по отношению к арестованным и в действительности считал их врагами партии, поэтому не испытывал к ним сострадание. Он оставлял узников без сна, лишал их еды и избивал. Его считали ценным сотрудником, ведь Ямницкий добивался от любого признания вины, заслужив повышения до майора госбезопасности. В январе 1938 года несколько раз допрашивал командующего войсками Московского военного округа Ивана Белова, а 29 июня 1938 года его расстреляли. Ямницкому доверяли проводить допросы исключительно у элиты Красной Армии, самым видным из которых стал маршал Егоров. После расстрела Тухачевского, именно Егорова считали лидером заговорщиков, а Сталин, до того называвшего маршала "одним из организатором побед", подверг его критике на совещании Политбюро 22 января 1938 года.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Егоров не на шутку испугался и написал письмо на имя Ворошилова и Сталина, где клялся в верности партии и отрицал все связи с врагами народа, однако, папка на него была уже давно заведена. 27 марта 1938 года его арестовали и в этот же день Ямницкий допрашивал маршала. Ямницкий усердно добивался признаний от маршала и уже на следующий день он запросил чернила и бумагу:

"Я, Егоров, вместе с Дыбенко и Будённым возглавлял руководство антисоветской организации правых в Красной Армии, имевшей своих участников в военных округах. Эта наша антисоветская организация была на особо законспирированном положении" - из материалов по делу маршала Егорова

Дело против Будённого было приказано не вести, но Ямницкий требовал назвать всех соучастников. Он организовал очную ставку с женой маршала, а также с уже арестованными командирами, которые все признались, что Егоров их завербовал в свою организацию, и только комкор Каширин заявил, что все показания дал под пытками. 23 февраля 1939 года в День Красной армии маршал Егоров был расстрелян. Однако ещё в июне 1938 года Ямницкий был направлен на Дальний Восток искать японских шпионов. Здесь он на полную развернуться не успел и 6 ноября был арестован на рабочем месте. Замом главы НКВД Ежова стал Берия, который фактически забрал власть себе и по заданию партии начал ослабление репрессивной политики, а самых активных инициаторов было приказано ликвидировать. Ямницкого этапировали в Москву, где он тут же дал нужные показания, боясь "бесед с пристрастием", ведь знал все методы НКВД, которые применял несколько месяцев назад. Он до конца считал, что его оклеветали и вскоре выпустят на свободу, но 26 февраля 1939 года был расстрелян. После смерти Сталина семья пыталась добиться реабилитации чекиста, пока в 1999 году Верховный Суд РФ окончательно не отклонил все запросы о реабилитации, признав Ямницкого одним из инициаторов Большого террора.