Есть мнение, что современная наука не объясняет происхождения языка. Или уж объясняет не лучше, чем великий Поршнев. С этим мнением трудно не согласиться, – местами. Ибо местами же, – какими, вопрос, отдельный, – Поршнев действительно велик. Даже грандиозен. В остальном же это мнение я понял плохо.
В общем же, можно отметить, что наука действительно не объясняет происхождения языка, – в таком виде, в каком все мы им в разной степени владеем, – в виде системы именно акустических сигналов. Преимущества передачи информации таким путём слишком уж очевидны… Хотя… Тут, действительно, уместно обратить внимание на тот факт, что животные в общении в значительной мере полагаются на жесты и, у кого она есть, мимику.
Следовательно, возникает вопрос, в чём именно решительные преимущества общения звуками состоят. Ведь, азбука глухонемых показывает, что возможности языка жестов сравнимы. Также он имеет и определённые преимущества. Не демаскирует отправителя и снижает вероятность перехвата информации… Наконец, язык жестов просто лучше подходит обезьянам, – им-то они могут овладеть, тогда как членораздельной речью – нет.
...Кстати, жестовым является по преимуществу и язык собаки, – на котором она общается с человеком. Звуки используются отчасти для передачи базовых эмоций, но больше просто для привлечения внимания. Собака в курсе, что человек не понимает лай… Другие собаки… Здесь сложно. Нельзя отделаться от впечатления, что таким образом они способны поддерживать диалог. Но – не суть. Суть же в «привлечении внимания».
Жесты, мимика, знаки, бесполезны, если их не увидят. Общаться с их помощью можно лишь приковав внимание к себе. Как? Звуковым сигналом. Это самое очевидное. Особенно же проблема привлечения внимания актуальна именно для приматов, ввиду узкого поля зрения. У большинства млекопитающих глаза расположены по бокам головы и позволяют заметить движение с боков и сверху. Обезьяны, как и человек, видят только впереди себя.
То есть, в общем случае звук необходим. И, как следствие, язык обезьян в природе, – в его расшифровке намечаются прорывы, хотя пока и не прорвало, – смешанный. Состоящий из криков, мимики и жестов. И что из перечисленного будет развиваться, если активизация обмена информации становится весомым фактором выживания?
Более активный обмен информацией прежде всего (безотносительно к прочему) будет занимать больше времени. И здесь снова начинает играть роль фактор привлечения внимания. Общаясь жестами, две особи, во-первых, не могут заниматься чем-либо другим. Во-вторых, полностью концентрируют внимание друг на друге… И это могло бы не быть столь важным, если б речь не шла о приматах.
Как и человек, обезьяны 90% информации получают с помощью зрения. Фокусируясь друг на друге, приматы становятся слишком уязвимыми. Общение с помощью звуков, может, и демаскирует, но не мешает оглядываться и заметить опасность.