Из туманных земель в сияющий Стамбул: тайна происхождения и путь в гарем
История не сохранила точного дня ее рождения, но большинство исследователей сходятся во мнении, что девочка, которой суждено было войти в анналы Османской империи под именем Хюррем Султан, а в Европе прогреметь как Роксолана, появилась на свет где-то между 1500 и 1506 годами. Место ее рождения также окутано флером легенд и предположений. Чаще всего называют Рогатин, небольшой городок на территории современной Западной Украины, входивший тогда в состав Королевства Польского. Была ли она дочерью православного священника по имени Гаврила Лисовский и носила имя Анастасия или Александра – достоверно утверждать сложно. Документы той эпохи безмолвствуют, оставляя простор для домыслов и романтических версий.
Ее детство, каким бы оно ни было, оборвалось трагически. В те неспокойные времена набеги крымских татар на земли Речи Посполитой были обыденным, хотя и страшным явлением. Во время одного из таких набегов, предположительно между 1515 и 1520 годами, юная девушка, еще не ведающая о своей грядущей судьбе, была захвачена в плен. Живой «ясырь» – тысячи угнанных в рабство славян – был важной статьей дохода для Крымского ханства. Путь из родных мест в душные невольничьи рынки Кафы (современная Феодосия), главного центра работорговли в Крыму, был долог и мучителен. Там, среди сотен таких же несчастных, ее, вероятно, и приметили султанские евнухи или купцы, поставлявшие «товар» для гарема османского падишаха.
Так или иначе, девушка оказалась в Стамбуле, сердце блистательной и грозной Османской империи. Попасть в гарем султана Селима I Явуза или уже его сына Сулеймана, взошедшего на престол в 1520 году, было одновременно и ужасной трагедией, и призрачным шансом на выживание, а для единиц – на невероятное возвышение. По одной из версий, ее преподнесли молодому султану Сулейману в качестве дара его матерью, валиде Айше Хафсой Султан, или же его ближайшим другом и будущим великим визирем Паргалы Ибрагимом-пашой.
В гареме ее ждала обычная участь новоприбывшей одалиски: смена имени, обращение в ислам, обучение турецкому языку, музыке, танцам, искусству быть угодной и незаметной. Европейцы, прослышавшие о новой фаворитке славянского происхождения, прозвали ее Роксоланой – то есть «русинкой», «женщиной с русских земель» (в то время земли современной Украины часто именовали Русью или Рутенией). Сам же Сулейман, очарованный ее веселым нравом и звонким смехом, дал ей имя Хюррем, что в переводе с персидского означает «Веселая», «Смеющаяся», «Приносящая радость». Это имя, как оказалось, предопределило не только ее образ в глазах султана, но и ее необыкновенную судьбу.
"Веселая душа": завоевание сердца султана и первые шаги к власти
Появление Хюррем в гареме Сулеймана не предвещало ничего из ряда вон выходящего. Она была лишь одной из многих юных и красивых рабынь, привезенных со всех концов света, чтобы услаждать взор и тело падишаха. Гарем Топкапы в первые годы правления Сулеймана насчитывал, по некоторым оценкам, от 170 до 300 женщин, и каждая мечтала хотя бы раз удостоиться внимания повелителя. Однако Хюррем обладала не только привлекательной внешностью (хотя венецианские послы описывали ее скорее как «миловидную и невысокую», чем как ослепительную красавицу), но и острым умом, живым характером, природным обаянием и, что самое главное, невероятной силой духа.
Ее «веселый нрав», отмеченный данным ей именем, стал ее главным оружием. В мире, где царили строгие иерархические порядки, где от женщин требовались прежде всего покорность и безмолвие, жизнерадостность и непосредственность Хюррем выгодно выделяли ее на фоне других наложниц. Она не просто покорилась своей участи, но решила взять судьбу в свои руки. Сулейман, молодой, амбициозный правитель, обремененный тяжестью государственных забот, нашел в ней отдушину – женщину, способную не только доставить чувственное наслаждение, но и развеселить, поддержать, понять.
Довольно быстро Хюррем стала главной фавориткой султана, оттеснив на второй план других его привязанностей, включая Махидевран Султан, мать его старшего на тот момент сына Мустафы. Это не могло не вызвать ревности и вражды со стороны «старой гвардии» гарема. Соперничество между Хюррем и Махидевран стало одной из главных интриг султанского двора на долгие годы. Источники упоминают о стычках между ними, доходивших до рукоприкладства, после одной из которых Сулейман, якобы, окончательно и бесповоротно отдал свое сердце «Смеющейся госпоже».
В 1521 году Хюррем родила Сулейману первого сына – шехзаде Мехмеда. Это событие еще более укрепило ее положение. В последующие годы она подарила султану еще пятерых детей: дочь Михримах (ок. 1522), шехзаде Абдуллу (ок. 1523, умер в младенчестве), шехзаде Селима (1524), шехзаде Баязида (1525 или 1526) и шехзаде Джихангира (1531), родившегося с физическими особенностями. Рождение нескольких сыновей от одной наложницы было нарушением неписаного правила османского гарема «одна мать – один сын», призванного предотвратить чрезмерное возвышение одной фаворитки и обеспечить равные шансы для всех потенциальных наследников. Но Сулейман, опьяненный любовью к Хюррем, пренебрег этой традицией, как и многими другими. Его привязанность к ней была настолько сильна, что он, по сути, отказался от других женщин, сделав свой гарем моногамным – явление почти немыслимое для восточного правителя той эпохи.
От Хасеки до законной супруги: беспрецедентный брак и его значение
Возвышение Хюррем не ограничилось статусом любимой наложницы и матери многочисленных шехзаде. Сулейман, желая еще более выделить ее среди других женщин гарема и подчеркнуть ее особое положение, ввел для нее новый титул – Хасеки Султан, что можно перевести как «главная», «особая» или «любимая» султанша. Этот титул ставил ее выше других наложниц и даже выше сестер и теток султана, наделяя ее значительными привилегиями и доходами. Хюррем стала первой женщиной в османской истории, удостоенной этого звания, которое затем на протяжении почти столетия носили главные фаворитки и жены султанов.
Но самый революционный шаг Сулейман совершил около 1533 или 1534 года (точные даты разнятся). Он даровал Хюррем свободу и официально на ней женился, заключив с ней никях – мусульманский брачный обряд. Это событие стало настоящей сенсацией и вызвало шок как при османском дворе, так и за его пределами. На протяжении веков османские султаны не вступали в законный брак со своими наложницами-рабынями, предпочитая поддерживать свой статус повелителей, стоящих над любыми семейными узами, которые могли бы ограничить их власть или создать конкурирующие центры влияния. Считалось, что брак с рабыней унизителен для падишаха. Сулейман же, пойдя наперекор этой многовековой традиции, не только продемонстрировал глубину своих чувств к Хюррем, но и совершил настоящий переворот в династических устоях.
Причины такого поступка до сих пор являются предметом споров среди историков. Была ли это всепоглощающая любовь, не знающая преград? Или же Хюррем, получив свободу, поставила Сулейману ультиматум, отказавшись делить с ним ложе вне законного брака? Возможно, свою роль сыграло и ее желание обеспечить будущее своим сыновьям, ведь статус законной жены давал ей и ее детям дополнительные гарантии и легитимность. Как бы то ни было, брак состоялся, и Хюррем Султан из бывшей рабыни превратилась в законную супругу повелителя одной из величайших империй мира.
Это событие имело далеко идущие последствия. Оно не только укрепило личное положение Хюррем, сделав ее практически соправительницей Сулеймана в семейных и гаремных делах, но и положило начало так называемому «Женскому султанату» – периоду в османской истории (примерно с середины XVI до середины XVII века), когда женщины – матери, жены и фаворитки султанов – оказывали огромное влияние на государственную политику. Хюррем стала первой ласточкой этого явления, проложив путь для других амбициозных и властных женщин, таких как Нурбану Султан, Сафие Султан и Кёсем Султан. Ее брак с Сулейманом изменил правила игры, показав, что даже женщина не знатного происхождения, обладающая умом, красотой и волей, может достичь вершин власти в сугубо мужском мире Османской империи.
Ум и влияние: Хюррем как политический советник и дипломат
Став законной женой Сулеймана и получив титул Хасеки Султан, Хюррем не удовольствовалась ролью пассивной обитательницы гарема. Она активно вмешивалась в государственные дела, став для Сулеймана не только любимой женщиной, но и ближайшим советником, доверенным лицом и даже своего рода «министром иностранных дел». Ее влияние на султана было огромным, что отмечали многие современники, включая иностранных послов.
Хюррем обладала незаурядным умом, проницательностью и политическим чутьем. Она была хорошо образована (вероятно, получила дополнительное образование уже в гареме), знала несколько языков и живо интересовалась событиями, происходившими как внутри империи, так и за ее пределами. Когда Сулейман отправлялся в длительные военные походы, Хюррем оставалась в Стамбуле и информировала его о положении дел в столице, о настроениях при дворе и в народе, о действиях визирей и других сановников. Сохранилась их обширная переписка, свидетельствующая не только о глубоких чувствах, связывавших их, но и о том, что Сулейман ценил ее мнение и прислушивался к ее советам.
Хюррем не боялась высказывать свою точку зрения по важным политическим вопросам, давать характеристики государственным деятелям, рекомендовать на высокие посты своих протеже и устранять тех, кого считала своими врагами или угрозой для будущего своих сыновей. После смерти валиде Айше Хафсы Султан в 1534 году влияние Хюррем еще более возросло. Она фактически взяла на себя управление султанским гаремом, установив там свои порядки и став самой могущественной женщиной в империи.
Ее политическая деятельность не ограничивалась внутренними делами. Хюррем вела активную дипломатическую переписку с иностранными правителями, в частности, с польским королем Сигизмундом II Августом, стремясь поддерживать мирные отношения между Османской империей и Речью Посполитой, своей исторической родиной. Сохранились ее письма, написанные на высоком дипломатическом уровне, свидетельствующие о ее осведомленности в международных делах и умении вести переговоры.
Разумеется, такое активное вмешательство женщины в политику, да еще и бывшей рабыни нетурецкого происхождения, вызывало резкое неприятие и осуждение со стороны многих представителей османской знати и духовенства. Хюррем обвиняли в колдовстве, в том, что она околдовала султана, в плетении интриг, в непомерной жажде власти. Особенно острой была ее вражда с великим визирем Паргалы Ибрагимом-пашой, другом детства Сулеймана и сторонником шехзаде Мустафы, сына Махидевран. Многие историки полагают, что Хюррем сыграла не последнюю роль в падении и последующем устранении Ибрагима-паши в 1536 году, которое расчистило дорогу для ее ставленников.
Позже, уже в 1553 году, когда был лишен жизни и сам шехзаде Мустафа, обвиненный в заговоре против отца, народная молва также приписала это трагическое событие интригам Хюррем и ее зятя, великого визиря Рустема-паши. Безусловно, Хюррем была заинтересована в том, чтобы один из ее сыновей унаследовал престол, и устранение Мустафы, пользовавшегося огромной популярностью в армии и народе, объективно было ей выгодно. Однако степень ее непосредственного участия в этих мрачных событиях до сих пор остается предметом дискуссий. Как бы то ни было, ее политическое влияние было неоспоримым, и она вошла в историю как одна из самых могущественных и противоречивых фигур османской эпохи.
Мать наследников и благотворительница: радости, горести и вечные дела
Главной опорой и смыслом жизни для Хюррем Султан, помимо любви Сулеймана, были ее дети. Она родила шестерых: пятерых сыновей – Мехмеда, Абдуллу (умершего в раннем детстве), Селима, Баязида, Джихангира – и дочь Михримах. В условиях османского двора, где действовал безжалостный закон Фатиха, позволявший взошедшему на престол султану устранять своих братьев во избежание междоусобиц, судьба каждого шехзаде висела на волоске. Хюррем, как любая мать, стремилась обеспечить будущее своим сыновьям и видела одного из них на османском троне.
Ее первенец, шехзаде Мехмед, которого Сулейман, по некоторым свидетельствам, любил больше других сыновей и готовил в наследники, неожиданно скончался в 1543 году в возрасте 22 лет, предположительно от оспы или другой болезни. Это стало тяжелейшим ударом для Хюррем и Сулеймана. В память о любимом сыне султан построил в Стамбуле великолепную мечеть Шехзаде.
Младший сын, Джихангир, родился с горбом и страдал от других проблем со здоровьем. Несмотря на это, он был умным и образованным юношей, которого очень любил отец. Однако физические недуги не позволяли ему претендовать на престол. Он тяжело пережил весть об участи своего единокровного брата Мустафы и вскоре после этого, в том же 1553 году, скончался от тоски и болезни.
Таким образом, основная борьба за наследство развернулась между двумя оставшимися сыновьями Хюррем – Селимом и Баязидом. Оба были назначены наместниками в важные провинции, но их характеры и амбиции были слишком разными, что неизбежно привело к соперничеству, переросшему после смерти Хюррем в открытую войну.
Единственная дочь Хюррем, Михримах Султан, была выдана замуж за Рустема-пашу, который благодаря этому браку и поддержке тещи дважды становился великим визирем. Михримах была умной и влиятельной женщиной, унаследовавшей от матери сильный характер. Она играла заметную роль при дворе, была советницей отца, а затем и брата Селима II, и активно занималась благотворительностью.
Сама Хюррем Султан вошла в историю не только как властная интриганка и любимая жена султана, но и как щедрая благотворительница. Обладая огромными средствами (она получала доходы с обширных земельных владений, подаренных ей Сулейманом), она тратила значительные суммы на строительство общественных зданий и поддержку нуждающихся. Ее самым известным благотворительным проектом стал комплекс Хасеки Хюррем Султан в Стамбуле, построенный в 1530-1550-х годах по проекту знаменитого архитектора Мимара Синана. В него входили мечеть, медресе (школа), имарет (бесплатная столовая для бедных), больница (дарюшшифа) и хамам (баня). Этот комплекс стал важным центром общественной жизни столицы.
Помимо Стамбула, Хюррем финансировала строительство и содержание благотворительных учреждений в других городах империи, включая святые для мусульман Мекку и Медину, а также Иерусалим, где по ее указанию был создан большой имарет, ежедневно кормивший сотни паломников и бедняков. Ее благотворительная деятельность снискала ей уважение среди простого народа и духовенства, отчасти компенсируя ее неоднозначную репутацию при дворе.
Закат "Смеющейся госпожи" и ее бессмертное наследие
Жизнь Хюррем Султан, полная страстей, интриг, взлетов и трагедий, подошла к концу 15 или 18 апреля 1558 года. Ей было чуть больше пятидесяти лет. Точная причина ее смерти неизвестна; источники говорят о «хронической болезни» или «истощении жизненных сил». Сулейман, который был в это время в походе, тяжело переживал утрату любимой жены. Он вернулся в Стамбул, чтобы лично проводить ее в последний путь.
Хюррем Султан была похоронена с величайшими почестями в специально построенном для нее восьмигранном мавзолее (тюрбе) на территории мечети Сулеймание – грандиозного комплекса, возведенного по приказу Сулеймана в зените его славы. Ее тюрбе, украшенное изысканными изникскими изразцами с изображениями райских садов и поэтическими надписями, стало одним из шедевров османской архитектуры. Позже рядом с ней был похоронен и сам Сулейман Великолепный, пожелавший и после смерти покоиться рядом со своей «Смеющейся госпожой».
Наследие Хюррем Султан оказалось столь же ярким и противоречивым, как и ее жизнь. Она вошла в историю как женщина, сумевшая из бесправной рабыни подняться до положения законной супруги могущественнейшего монарха своего времени, сломав вековые традиции и устои. Ее брак с Сулейманом и огромное влияние на государственные дела положили начало «Женскому султанату», периоду, когда женщины играли ключевую роль в политике Османской империи.
Ее обвиняли в жестокости, коварстве, непомерной жажде власти, в причастности к устранению неугодных ей лиц, включая шехзаде Мустафу и великого визиря Ибрагима-пашу. В то же время ее восхваляли за ум, образованность, политическую прозорливость, преданность Сулейману и своим детям, а также за щедрую благотворительность.
Для европейцев Роксолана стала почти мифической фигурой, символом экзотической и опасной восточной красавицы, покорившей сердце султана и вершащей судьбы империи. О ней писали романы, поэмы, ставили пьесы, создавая образ, далекий от исторической реальности, но будоражащий воображение.
В современной Турции отношение к Хюррем Султан также неоднозначно. Одни видят в ней великую женщину, сумевшую возвыситься благодаря своим личным качествам и оставившую заметный след в истории страны. Другие осуждают ее за интриги и то негативное влияние, которое, по их мнению, она оказала на Сулеймана и на судьбу империи, способствуя упадку традиционных ценностей.
Несомненно одно: Хюррем Султан была личностью незаурядной, сумевшей не только выжить в жестоком мире османского гарема, но и достичь в нем невиданных высот. Ее история – это история любви, власти, амбиций и борьбы, развернувшаяся на фоне блеска и трагедий одной из величайших империй мира. «Смеющаяся госпожа» навсегда осталась в памяти потомков, вызывая споры, восхищение и осуждение, но никого не оставляя равнодушным.