Сначала эмоции: ну надо же, а куда моментально исчезли крутые американские парни, которые чуть ли не в каждом первом голливудском фильме жанра экшен спасают мир таким образом, что у них на это не уходит почти никаких сил, особенно в таком классическом фильме со Шварценеггером, как «Коммандо» 1985 года?! Чего же в фильме все такие запуганные, озадаченные, несчастные и побитые судьбой? Так же нельзя! Не по-голливудски это.
А потому, что фильм основан на реальном неприятном инциденте, который произошел в Мексиканском заливе в 65 милях от побережья Луизианы в 2010 году, а потому этот фильм — дань памяти тем реальным событиям и дать памяти 11 погибшим членам команды, а сценарий основан на статье «Последние часы Deepwater Horizon», опубликованной 25 декабря 2010 года в газете «Нью-Йорк таймс». И это еще хорошо, что погибли только 11 человек, а не 100, ведь в тот злополучный день на борту платформы находилось более 150 человек. Это они еще мягко отделались.
Но давайте сначала разберемся в технике вопроса. Почему фильм назван именно так? Дело в том, что речь идет о работе людей на Полупогружной плавучей буровой установке (ППБУ) первой серии пятого поколения, образца изготовления 2000 года в Южной Корее. Это не название конкретной платформы, а название первой серии (RBS-8) пятого поколения, каких в мире было создано всего две штуки. Таким образом в реальной жизни этой ППБУ было всего 10 лет с момента изготовления, но при этом в фильме она показана в нелицеприятном виде. Вроде молодая еще платформа, но… за любой техникой, тем более такой сложности, надо следить постоянно и вкладывать деньги в ее ремонт ради исправного функционирования.
Вообще сама по себе эта платформа была достаточно надежной конструкции, ведь, подчеркиваю, это пятое поколение (всего на момент написания статьи в 2025 году) создано 6 поколений платформ такого типа и в настоящее время в работе около 100 платформ по всему миру. Задача таких ППБУ — бурение грунта в морях и океанах на разных глубинах ради поиска нефтяных месторождений. Платформа серии «Глубоководный горизонт» не являлась самой мощной из всех, но и далеко не самой слабой. Ее технические возможности таковы, что она могла бурить грунт океана на глубине в 2286 метров и глубиной от поверхности грунта аж на 9144 метра, то есть очень серьезная машина. Для сравнения самая мощная из таких платформ обладает способностью начинать бурение грунта на глубине 3658 метров и до глубин от поверхности грунта 11 278 метров.
Принцип бурения достаточно прост (если я верно понял) — в скважину заливается специальный цементный раствор, который затвердевая образует стенки, которые образуют «трубу», по которой под давлением потечет нефть, в противном случае нефть будет течь во все стороны, а не куда положено согласно тех.заданию нефтедобывающей фирмы (в фильме такой фирмой является компания Бритиш Петролиум). А поскольку на разных глубинах давление не одинаковое, если качество цементного раствора не является технически надежным, могут возникнуть проблемы. Но для того, чтобы проверить качество цемента необходимо заплатить (согласно информации из фильма) 125 000 долларов. Сколько в реальной жизни — я так глубоко не копал.
Суть технической проблемы, возникшей в фильме (и в реальности, если они совпадают, что может определить только комиссия по чрезвычайной ситуации, документов которой я не читал) в том, что приборы (клапаны), отвечающие за давление в бурильной трубе вышли из строя, а сам цементный раствор не был проверен на качество из-за того, что хозяева будущей планируемой ими скважины из фирмы Бритиш Петролиум и они арендаторы ППБУ решили немного сэкономить по одной простой причине — на 43 дня шло опоздание от графика работы по нахождению нефтеносного района. А каждый день аренды платформы стоит денег и не малых. Таким образом возникла деловая дилемма, когда вроде бы между арендодателем (и он же рабочий) в виде администрации и работников ППБУ выгоднее процесс поиска нефти затягивать, а арендатору, в виде хозяина будущей нефти из этой планируемой скважины нужно начать получать нефть как можно скорее. Поэтому у арендатора возникает некое сомнение в голове, если рабочие ППБУ не укладываются в заранее запрограммированный (практически наобум) график. Конфликт этот в фильме показан подробно, но его суть на уровне деловой психологии я понял только после просмотра фильма, а во время его мне казалось что это конфликт между умным и благоразумным человеком и глупыми менеджерами из Бритиш Петролиум. На самом деле все не так однозначно, как всегда и бывает в реальной жизни. Тут дело не только в жадности, но и деловом недоверии. Поэтому менеджеры из Бритиш Петролимум и появились на платформе, чтоб посмотреть — а почему такое опоздание по графику? Тем более, что на проверку качества цементного раствора тоже ведь нужно время, - наверное где-то сутки.
Безопасность? Думали ли менеджеры из Бритиш Петролиум о безопасности? Разумеется! Они же не самоубийцы в конце то концов, но… администрация той фирмы, у которой покупали цементный раствор, ранее никогда не подводила… Зачем тратить время на очередную проверку новой партии раствора, если ранее к фирме, поставляющей его не было претензий? Тут и время сэкономили, а деньги… Два зайца одним выстрелом, как говорят в народе. Но! Не на этот раз…
С техникой вопроса покончили, что касается психологии и напряженности в сюжетной линии, то в фильме все на высшем уровне и народ, что наш, что зарубежный не зря оценивают фильм выше 7 баллов, то есть определяют его в серебряную серию фильмов (от 7 до 8 баллов стоимости по качеству), хотя лично я оценил фильм всего в 6,5 баллов, то есть ниже, чем основная часть зрителей. Почему? Потому, что я смотрел фильмы — катастрофы и поинтереснее. С другой стороны тут в главной роли мой любимый Курт Рассел к тому же с дочкой — Кейт Хадсон, да еще и Марк Уолберг, которого я хорошо запомнил по замечательному фильму «Семейный план».
В общем фильм смотрите все, у кого нервы в нормальном состоянии. Стальные нервы тут ни к чему, поскольку нет ничего слишком жуткого, но и расхлябанные нервы тоже тут не нужны.
личный телеграм канал автора