Валя, девочка четырнадцати лет, жила у бабушки. Её мать развелась с отцом, когда Вале было ещё пять лет, и бабушка тогда, не желая, чтобы девочка слышала ссоры родителей, забрала внучку к себе «на время», которое и растянулось на десяток лет.
После развода родителей Валя так и осталась у бабушки, потому что мать вышла снова замуж, и родила сына. И не то, чтобы не хотела мама взять к себе дочку, но бабушка так привыкла и приросла душой к девочке, что не смогла отпустить её от себя.
Валя ходила в гости к матери в новую семью в основном по выходным, но чувствовала, что её дом – у бабушки. Антонина Ивановна выделила девочке комнату, создала уют, а спокойная обстановка и любовь сделали своё дело: внучка обожала бабушку и любила как мать.
Дом, где они жили на тихой улочке, был двухэтажным с тремя подъездами, и все жильцы знали друг друга.
Валя дружила с ребятами двора, но особенно нравился ей Паша, который приходил сюда тоже в гости к своей бабушке.
Валя с Антониной Ивановной жили очень скромно, если не сказать, бедновато, а Паша был из обеспеченной семьи. Его отец руководил цехом большого завода и как говорили, был очень грамотным и востребованным специалистом.
Квартира у родителей Павла, ровесника Вали, была от завода, большая, в новом доме. А у его бабушки, матери отца, была такая же квартирка, как и у Валиной бабушки. Бабушка Павла тоже жила скромно, и ещё трудилась в школе.
Павел выносил во двор дорогие шоколадные конфеты, которые брал из своего дома, чтобы пить чай с бабушкой. Но и Валю он любил угощать. Конечно, у Вали и Антонины Ивановны такие конфеты были не каждый день, а только по праздникам.
Валя, стесняясь, брала конфету, благодарила Пашу, а он счастливо улыбался. Ему нравилась девочка.
- Ой, балует тебя Пашка, - качала головой Антонина Ивановна, - таскает из дома для тебя конфеты… Ты хоть спасибо-то говоришь?
- А то… - улыбалась Валя, доставая из кармана конфету «Кара- Кум» и протягивая бабушке.
- Что так? Почему сама не съела? – удивилась бабушка.
- Тебя хотела тоже угостить, бабуля, - Валя обнимала Антонину Ивановну, а та ставила на плиту чайник и потом пила чай, смакуя конфету.
Валя смотрела на бабушку и сердце её переполнялась любовью.
- Спасибо, родная. Я бы и без конфеты чая выпила, вот хотя бы с карамелью… Но мне очень приятно, что ты вспомнила обо мне…
Однажды, когда бабушка была на работе, а трудилась она в библиотеке сразу на двух должностях: библиотекарем и уборщицей после закрытия зала для посетителей, за Валей зашёл Паша.
- Пошли погуляем! После дождя на улице так хорошо! – с порога сказал он.
- А давай я тебя тоже угощу, - вдруг предложила Валя.
Ей так хотелось отблагодарить друга за его конфеты!
Паша прошёл в кухню, а Валя уже чистила картошку в мундире.
- Она ещё тёплая, потому и будет очень вкусно, - сказала девочка. Вскоре четыре крупные картофелины были порезаны, посыпаны солью, облиты подсолнечным маслом. Валя отодвинула тюль на кухонном окошке, и Павел увидел на подоконнике несколько стаканов и баночек из-под майонеза с водой. В них сидели луковицы, уже давшие зелень.
- Аля-оп! – сказала Валя, - а это наш маленький домашний огородик! Витамины на кухне! Живые!
- Здорово, - засмеялся Пашка, подошёл к подоконнику и смотрел, как ловко и аккуратно девочка срезает луковые пёрышки.
Сполоснув перья под краном, Валя тоненько нарезала их на доске, отчего по кухне пошёл аромат свежего лука.
- Ах, обожаю такой лучок! – Валя посыпала картошку зеленью, а потом перемешала большой столовой ложкой, - а ну, садись за стол.
Она наложила Паше в блюдечко картошки, и себе тоже. Они ели такой крестьянский салат с хлебушком и мальчику казалось, что ничего вкуснее он никогда и не пробовал.
- Обалденная вкуснотааа…- протянул Пашка, а Валя довольно кивнула.
Доев всю картошку, Павел и Валя тут же вымыли посуду и пошли во двор, а со двора – в парк, где стояли на детской площадке качели…
Ещё как-то раз Валя вынесла во двор мармеладные конфеты. Они были крупными и обсыпаны сахарным песочком. Вместе с Павлом они съели их, а потом мыли липкие руки в тёплой луже после дождя.
Дружба Валентины и Паши длилась так всё детство. А потом он поступил в институт, и стал уже реже навещать бабушку. Валя скучала по своему товарищу, поэтому дни, когда он появлялся во дворе, были для неё праздником.
Уже студентом он звал её на свидания, они гуляли вечерами, сидели на любимых скамейках парка, любуясь, как качаются ребятишки на их стареньких качелях.
- А пошли в ресторан? – пригласил однажды Павел Валентину.
- Ой, да я и не знаю, как одеваться…Ни разу не была, - призналась девушка.
- Сейчас ведь день, и ты прекрасно выглядишь, - обнял её Паша, - я угощу тебя обедом.
Они зашли в ресторан, где было немного народа. Паша усадил Валю за стол у окошка, в самом уголке зала, чтобы она не очень стеснялась.
Девушка стала смотреть меню, поданное официантом, и тихо ужаснулась.
- О Боже. Тут такие цены, Паша… Зачем нам тут обедать? Ведь не праздник, не событие… Столько платить за обед?
- Для меня свидание с тобой – уже событие. Мы же не виделись больше недели, пока я сдавал зачёты.
- Нет, нет и нет. Я категорически отказываюсь тут обедать, да и не голодна совсем. Правда. Пошли отсюда, прошу тебя… - Валя даже покраснела.
- Ну, хоть мороженое мы можем тут съесть? Вот уж от этого нельзя отказываться! – настоял Павел и заказал две порции мороженого и газировку.
После ресторана молодая парочка пошла к центру, чтобы посмотреть на фонтан, но тут начался дождик, и Павел предложил переждать дождь у него дома, что был в двух шагах.
Родители Павла уехали к тому времени в командировку за границу на полгода, куда направили отца устраивать филиал завода.
- Ты не стесняйся, - открыл он дверь перед Валей, - я же говорил, что живу теперь один, хозяйничаю, учусь, пока отец с мамой в Чехословакии.
- Хорошо у вас… - Валя осматривалась. Она впервые была у Павла дома и немного стеснялась.
- Мы недолго. Я не сказала бабушке во сколько приду, и она будет волноваться… - попросила она.
- Конечно, вот дождик закончится и пойдём, - ответил Павел.
Валя ходила по большой комнате и осматривала шкаф с множеством книг в золотых переплётах, картины, висевшие на стенах, красивую посуду в серванте, ковры на стенах и на полу, мягкую мебель…
Такого убранства у них с бабушкой и в помине не было… Девушка словно сжалась в комочек и чувствовала себя не очень удобно.
В углу комнаты стояло пианино.
- Это мама у нас играет, - пояснил Паша. Открыв крышку, он нажал на клавиши, сделал несколько неуклюжих аккордов.
- Меня так и не заставили ходить в музыкальную школу. Отпирался до последнего, будто знал, что моё призвание – математика, - улыбнулся Паша.
Он обнял Валю за плечи, а она выпорхнула на лоджию, где было много цветов. И тут среди горшков с геранями, кактусами она заметила два ящичка с зеленью.
- Ой, что это? – улыбнулась девушка.
- Как что? Не видишь? В одном – лучок зелёный, в другом – петрушка. Говорят – очень полезная для организма.
- Это твоя мама посадила? – гладя зелень петрушки, спросила Валя.
- А вот и нет. Это всё - мой огородик, - похвалился Павел, - ты не представляешь, сколько раз отец критиковал это моё занятие, но я отвоевал свои две «грядки» и мама меня поддержала. Впрочем, потом и папа смирился, когда стал собственноручно срывать к обеду пёрышки лука. А всё это с твоей подачи, Валюша. Ты помнишь, как угощала меня картошкой с лучком?
- Конечно, - кивнула она и обняла Пашу. Девушка как-то сразу расслабилась, будто была не в гостях, а у себя дома.
- А ну-ка, давай повторим трапезу! Есть картошка? – спросила она.
- Вроде была… - Паша заторопился к холодильнику, - Есть, и как раз четыре картофелины! Варим!
Пока варилась картошка, парочка целовалась на лоджии. А потом срезав лучок, они сделали своё «коронное блюдо».
Паша чистил горячую картошку, перекидывая её с руки на руку, и обжигаясь, а Валентина резала лучок.
- И почему такая простая пища никогда не надоедает? – спросила Валя, - хоть бы каждый день её ела, и хвалила.
- И странно, что не подают такую вкусноту в ресторанах, - добавил Паша, и они рассмеялись.
- Ну, вот, а говорила, что есть не хочешь, - Павел поцеловал молодую хозяйку, и начал мыть посуду, - как же мне с тобой повезло! Экономная, рачительная, скромная…Точно надо жениться!
- А ну тебя, Пашка, - расхохоталась Валя, махнув на него кухонным полотенцем.
- Так я и правда жениться на тебе мечтаю. Ты согласишься? – снова спросил он.
- Ну, если ты огород на балконе держишь, и уже заканчиваешь институт, то может быть, я и подумаю, - пообещала она.
Шутки шутками, а пара встречалась почти каждый день. Валя тоже училась в педагогическом на заочном и работала в школе.
Родители Паши очень волновались о сыне, ведь он заканчивает институт. Но Паша удачно сдал госэкзамены. Теперь он уже объявил родителям, что они с Валей хотят пожениться.
Командировку отцу продлили ещё на несколько месяцев. Но родители Паши вырвались домой всего на неделю, чтобы женить сына.
Большой свадьбы решили не делать, посидели в кафе с родными. Рядом с Валей сидела бабушка, мама и отчим. Были родители Павла, несколько его друзей – вот и вся небольшая, но душевная компания.
Проводив родителей снова заграницу, Павел и Валя стали хозяйничать в квартире у Паши. Родители оставили эту квартиру молодым за обещание жить дружно и родить внучат.
Конечно, Валя и Паша были дружны, ведь они так давно знали друг друга: и характеры, и интересы, и даже привычки.
Это делало их родными, и только сближало с каждым годом всё больше. Они так и остались жить в квартире в центре, а родители переехали на свою загородную дачу.
У молодых родился сын, а через три года и дочь. Бабушка Валентины и тут не осталась в стороне: будучи на пенсии, она помогала Вале нянчить малышей и радовалась им безмерно…
Кнопка ПОДДЕРЖАТЬ(рука с сердечком) в конце статьи, где вы ставите лайки-
это добровольное вознаграждение (любой небольшой перевод) от читателей напрямую автору, если рассказ понравился и, если у вас есть возможность поддержать мои старания. Спасибо всем неравнодушным за любую поддержку!
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала. Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ!
До новых встреч на канале!