Маршрут между Москвой и Петербургом – один из самых загруженных в России. Десятки поездов и авиарейсов в день, тысячи пассажиров. Казалось бы, идеальным решением для деловой поездки остается ночной поезд: сел вечером, поспал, утром вышел – и день свободен. Но все больше людей выбирают дневной «Сапсан». Они идут битком, когда на ночные поезда полно мест.
Почему? Потеря дня, сидячее место, дорого – и все же он побеждает. Мы обратились с вопросом о преимуществах «Сапсана» к пользователям соцсети Threads.
Сапсан как место работы и отдыха
Многие пассажиры не считают, что поездка на «Сапсане» – это потеря времени. Напротив: это четыре продуктивных часа.
«Я работаю пока еду в Сапсане и ничего не теяаю. А в ночных поездах я ужасно плохо сплю, что потом весь день как развалюха…», – пишет alena4elina.
Похожее мнение у najmiezufarovna: «Целых 4 прекрасных часа, чтобы спокойно почитать, написать что-нибудь. Посмотреть фильм, который давно хотела… „Сапсан – лучшее место в Москве, 4 часа и ты в Петербурге“».
Для juliefilonova ночной поезд – не альтернатива вовсе: «Это вообще несравнимо. Зачем мне несколько часов некачественного сна и приезд в 5 утра? Я что, ненормальная? За 4 часа я могу спокойно поработать, какая потеря времени?»
Комфорт и личные границы
Ключевым аргументом «за» дневной поезд становится предсказуемость, личное пространство и контроль над своим состоянием. Многих раздражают условия ночных поездов – шум, храп, духота, отсутствие душа.
«После ночного поезда пахнешь поездом. А после Сапсана спокойно идешь по своим делам, не переодеваясь», – пишет irininums_corner.
Liudmila_beriukhova признается: «Я в поезде вообще не могу спать. Это минус весь следующий день. И после 4 часов Сапсана моя спина себя чувствует прекрасно, а после ночи в поезде – привет обезбол».
Aleksa_shi иронично подытоживает: «А ты попробуй уснуть, когда сосед всю ночь храпит. Вообще, храп надо запретить на законодательном уровне».
Безопасность и гигиена
Не последнее значение – фактор безопасности, особенно для женщин.
«В плацкарте не выспишься нормально, а в купе женщине может быть опасно ехать, я так пару раз попадала на пьяных мужиков, больше не езжу, спасибо», – yulia.kassi.
nicoyash19 вспоминает: «Ну ее. Тоже один раз выбрала спать ночь в купе – это был кошмар! Дико узкая койка, всю ночь храпел сосед сверху. На обратном пути 4 часа в Сапсане пролетели как один. Никогда больше не поеду в купе, если можно на Сапсане».
А bennyxxz вообще возмущается:
«А ничо тот факт, что нормально в ночном поезде не выспаться, а еще хуже, что с утра в душ нормально не сходить и не собраться? То есть вы предлагаете потом весь день невыспавшимся, с грязными неуложенными волосами по Москве/Питеру ходить? Минус вайб».
На попытки возразить, что в фирменных поездах есть душ, он отвечает:
«Я не хочу принимать душ в поезде. Хочу нормально дома/в отеле».
an_drey3756 предлагает философский взгляд: «А кто сказал, что комфортная поездка в комфортном вагоне за разговором и чтением – это потеря времени? Это ПУТЕШЕСТВИЕ, а не сон в шумной качающейся кровати и потом со спешным умыванием под "рукомойником"».
Контраргументы: ночной поезд – это сон, а не потеря времени
Тем не менее, у ночных поездов остаются свои поклонники. Их аргументы просты: не теряешь день, спишь в дороге, экономишь на ночлеге.
«Такие комфортные купе сейчас! Много вариантов с завтраком и ужином, можно выбрать только женское купе», – пишет pollin.and.
Но многие признаются, что поездки ночью – это скорее вынужденная мера. Или в прошлом.
С годами выбор транспорта меняется. Об этом говорит igorzuevsky, у которого за плечами десятки командировок:
«С 1996 ездил в С.Петербург только ночными поездами, в купе, потом в СВ. Командировки были частыми. По утру убивало отсутствие душа и нормального туалета. В 2010-м пересел на Сапсан. А с 2015 стал летать самолетом, так как 4 часа в кресле стали выводить из строя копчик».
Он подчеркивает, что многое зависит от логистики: «Живу в 12 км от аэропорта Домодедово. Все давно отрепетировано. В Пулково беру такси. Многое зависит от того, как вы планируете свою поездку».
veryyyyyshka резюмирует: «Как пришла старость, стало сложно спать на полке».
А может все-таки самолет?
Некоторые вообще не считают ни один поезд достойной альтернативой небу.
Dreamariyaa пишет: «Я вообще предпочитаю самолет в Москву любому поезду. Час и ты в Москве, а не жопу 4 часа отсиживаешь, а еще и, не дай бог, целую ночь трястись».
Но даже у авиации хватает противников. s1nabon развернуто поясняет:
«До аэропорта надо добраться. Молиться, чтобы по пути не была авария, задержка, ремонт дорог. Потом проверки. Пройти регистрацию, сдать багаж. Посадка. Полет. Ждать багаж. Ехать из ж*пы мира в центр. Дорого. Долго. Радиация в самолете. Но вас не осуждаю ни в коем случае. Просто как по мне: ночные поезда реально крутые».
Впрочем, dreamariyaa признает: «Мне это по душе, чем высиживать ночь или 4 часа». Дело вкуса.
Выводы: удобство побеждает романтику
Ночной поезд – это красиво: шум колес, чай в подстаканнике, теплое одеяло. Но современный ритм жизни диктует другие приоритеты. Комфорт, гигиена, безопасность, продуктивность. Все это есть в дневных поездах и особенно – в «Сапсане».
Ночные поезда остаются в строю, но все больше людей выбирают сидячий вагон с вай-фаем и доставкой еды из ресторана – вместо качки, храпа и сонного утра.
Парадокс: поезд, где нельзя прилечь, оказывается удобнее. Просто потому, что в «Сапсане» вы едете, как хотите. А в ночном – как получится.