Сейчас я могу на ходу объяснить, зачем «крутить» каденс, почему звёзды не обязательно в небе (но и на велодорожках) и как накачать шины до нужного давления по ощущениям пальцев (ну почти).
Но, лет пять назад, когда я впервые купила себе велосипед, в голове крутилось целое море глупых вопросов. Просто стеснялась их задавать. А потом поняла: чем раньше спрашиваешь, тем быстрее летишь (не в кювет).
Вот они, мои топ-5 “глупых” вопросов, которые на самом деле задают себе очень даже умные люди - особенно в начале вело-пути. Если узнаешь себя - знай: ты не один.
1. А если я поеду и не смогу остановиться?
О, да. Моя первая покатушка была похожа на катастрофу в слоу-мо: еду, как могу, а как тормозить - подумаю потом. Я даже думала, что, как вариант, остановиться можно только врезавшись во что-то мягкое. Например, в куст. Или друга.
Ответ:
На большинстве велосипедов с правосторонним движением задний тормоз - справа. Но бывают исключения - проверь перед поездкой, какой тормоз за что отвечает. Лучше зажимать сначала задний, а потом передний, и делать это плавно.
Если у тебя ножной тормоз (тот самый , когда крутишь педали назад и тормозишь»), просто перестань крутить вперёд и сделай лёгкое усилие в обратную сторону. Главное, не паникуй, тормоза - это не заговор инженеров, а просто механизм. Надо лишь потренироваться на пустой дорожке.
2. Почему на велосипеде криво прикручены болтики и для чего так?
Некоторое время я думала, что мой велосипед собирал человек, страдающий лёгкой формой (загуглите). Ну правда: почему болты не стоят строго симметрично? Они же реально криво стоят.
Ответ:
На самом деле, это не халатность, а инженерный расчёт. Многие болты, особенно на выносе руля, тормозных суппортах или креплении флягодержателя - затягиваются по диагонали и поэтапно, чтобы избежать перекоса и обеспечить равномерную нагрузку. В процессе затяжки может показаться, что они «стоят криво», но в этом и фишка - они держат равновесие, а не идеальную симметрию.
Так что, если видишь «криво прикрученный болт», не спеши выравнивать - возможно, всё именно так, как нужно.
Если болты кажутся "криво прикрученными", это может быть из-за неравномерной затяжки - лучше доверить проверку механику.
3. Почему у всех так много передач? Я и с двумя - то путаюсь
Когда я впервые села на велосипед с 21 передачей, у меня возникло ощущение, что мне выдали не транспорт, а космический корабль. Серьёзно - у электрического чайника меньше настроек.
Ответ :
Передачи - это не про гонки, а про эффективность. Они нужны не для красоты и не чтобы сбить с толку новичка. Они позволяют подобрать оптимальное сопротивление педалям под разные условия: подъём, спуск, встречный ветер или просто желание ехать в своём ритме. Грубо говоря, передачи - это как в машине: чем тяжелее участок, тем «легче» должна быть передача, чтобы крутить было проще, а не стоять на педалях в позе горного козла.
Главное - не пытаться использовать все 21 скорости сразу. Найди свои комфортные 3–5 и катайся себе в удовольствие. А со временем ты интуитивно начнёшь чувствовать момент, когда нужно переключиться. Это как сменить музыку на велопрогулке - легко и в ритм.
💡СОВЕТ для новичков: Старайся избегать крайних комбинаций (например, большая спереди и большая сзади) - это изнашивает цепь и снижает КПД.
4. А что, если шина спустит в дороге? Я же не механик
Однажды я целый час катала велик в руках по парку с плоской покрышкой, потому что думала: всё, это конец. Баллон пробит, надо вызывать эвакуатор или шамана… Шутка!)
Но стресс я и правда испытала, когда после зимней спячки подошла к байку, чтобы, наконец, снять его с крючка и увидела, что заднее колесо полностью спущено.
Ответ:
Во-первых, не надо паниковать. Камеры - это расходник. Они стоят дёшево, а меняются легко.
Если велосипед долго стоял, скорее всего, воздух просто вышел через ниппель - подкачай. А вот если шина спустила резко в дороге, скорее всего, это прокол.
Если в дороге спустило колесо, у тебя должны быть с собой:
– запасная камера;
– монтажки (маленькие лопатки, чтобы снять покрышку);
– насос, лучше с манометром.
Если умеешь менять батарейку в пульте - поменяешь и камеру.
А вообще, на канале у нас есть статья про проколы и как заклеить или поменять покрышку.
5. Зачем смазывать цепь и как часто это вообще делать?
В начале я считала, что велосипед - почти как утюг: если он едет, значит, всё в порядке, работает. Цепь? Ну блестит вроде. Скрипит? Ну вроде нет. А потом она «заплакала» и я поняла, что надо срочно что-то делать.
Ответ:
Цепь надо смазывать регулярно.
Частота смазки зависит от типа смазки (сухая/влажная), условий и покрытия. А для чистки лучше использовать специальные средства, чтобы не повредить втулки цепи.
Можно смазывать, например, каждые 100–150 км при сухой погоде и сразу после поездки в дождь. Но, главное, сначала очистить цепь от старой смазки и грязи. Используй специальные очистители или обычный обезжириватель, щётку и только потом наноси новую смазку. А ещё не стоит лить «на глаз». Одной капли на каждый ролик достаточно. И нет, подсолнечное масло не считается))
Спрашивать — это смело
Если ты когда-нибудь думал, что твой вопрос слишком глупый, то знай: скорее всего, кто-то уже тоже его задавал. И, возможно, получил ответ, который всё изменил. Веломир - это не клуб избранных, а сообщество людей, которые просто любят крутить педали. У всех были сомнения. Все с чего-то начинали.
Так что теперь твоя очередь:
Какие «глупые» вопросы были у тебя?
Что больше всего смущало, когда ты только сел на велосипед?
Может, до сих пор есть что-то, о чём не решаешься спросить? Пиши в комментариях - обсудим, посмеёмся, разберёмся. Без стеснения, без пафоса. Мы тут все свои.
P.S.
Если тебе близка тема вело-вопросов, которые ты боялся озвучить, у нас есть видео, где Макс Морель отвечает на самые популярные вопросы от новичков.