Теплоход «Армения» — это ещё одна трагедия Великой Отечественной Войны, которая в одночасье унесла тысячи человеческих судеб. Построенный ещё в 1928 году на Балтийском заводе в Ленинграде, этот пассажирско-грузовой теплоход изначально предназначался для перевозки людей и грузов по линии Одесса — Батуми. Судно было частью серии «Аджария», проект которой разрабатывал архитектор Лев Руднев. На тот момент «Армения» считалась одним из самых современных и комфортных судов своего времени.
Но настоящая история «Армении» началась с началом Войны. Как только начались боевые действия, судно было переоборудовано в санитарный транспорт. Его окрасили в белый цвет, нанесли красные кресты (хотя некоторые источники утверждают, что они могли быть не видны с воздуха), и даже вооружили: на борт установили три 45-мм зенитные пушки и два пулемёта ДШК.
Такой подход к установке вооружения на госпитальное судно был вызван тем, что уже летом 1941 года немецкая авиация начала активно атаковать медицинские суда. Например, в июле того же года были потоплены санитарные пароходы «Чехов» и «Котовский». Поэтому командование решило, что защитить себя важно и нужно, даже если ты под флагом Красного Креста — фашистам до этого абсолютно не было дела.
Теплоход с возможностью взять тысячу пассажиров
Крепкое и ладное судно могло взять на борт почти тысячу пассажиров и тысячи тонн груза. Длина теплохода составляла 107,7 метров, ширина — 15,5 метров, водоизмещение — свыше 5,5 тысяч тонн.
Два дизельных двигателя общей мощностью в 3000 лошадиных сил позволяли развивать скорость до 14,5 узлов — это примерно 27 километров в час. Для того времени это были довольно неплохие показатели. Экипаж состоял из 96 человек, что тоже говорит о масштабе корабля.
Когда «Армению» включили в состав Черноморского флота как санитарное судно, командование над ним принял капитан-лейтенант Владимир Плаушевский — опытный моряк, который уже имел за плечами годы службы. Вместе с медперсоналом — 9 врачами, 29 медсестрами и 75 санитарами — он должен был обеспечить эвакуацию раненых и гражданских лиц.
За время своей работы на линии Одесса — Кавказ теплоход совершил 15 рейсов и вывез более 15 тысяч человек. Это действительно огромное число, особенно если учесть сложные условия и постоянную угрозу со стороны авиации противника.
День, который перечеркнул трагедию «Титаника»
Всё закончилось 7 ноября 1941 года. Именно тогда «Армения» была атакована немецкой авиацией.
По официальной версии, корабль поразили две торпеды, выпущенные с самолёта Heinkel He 111. Однако исследования последних лет ставят эту версию под сомнение.
В 2020 году российская экспедиция обнаружила останки судна на дне Чёрного моря, на глубине 1500 метров. При осмотре не было найдено следов торпедных попаданий. Зато специалисты отметили значительные повреждения надстроек и верхних палуб. Это позволило предположить, что теплоход был потоплен именно авиационными бомбами. Такую точку зрения поддерживают и воспоминания очевидцев, в том числе тех, кто находился на борту в последние минуты перед гибелью судна.
По оценкам, на борту в тот день находилось от до 10 тысяч человек — значительный перегруз, обусловленный тяжелейшей обстановкой на фронте. Точное число никогда не будет установлено, потому что список пассажиров так и не был составлен. Многие люди просто эвакуировались без регистрации.
Среди тех, кто толпился на палубе и в душной тесноте пытался выжить в трюмах, были раненые, врачи, сотрудники госпиталей, партийные работники, семьи из Артека и даже дети. К тому же светила медицинской науки того времени — главный врач главного военно-морского госпиталя Семён Каган и профессор Алексей Коздоба, а так же известный актёр Александр Брянский…
… все они погибли вместе с тысячами других.
День второго рождения
Спаслись единицы. Некоторые источники говорят о 82 выживших, другие указывают всего восемь человек. Но даже при самом оптимистичном подсчёте, жертв получается невероятно много.
Это одна из крупнейших морских трагедий за всю историю человечества. Историки сравнивают её по масштабам с гибелью «Вильгельма Густлоффа» в конце Войны, когда от советской торпеды погибло до 9 тысяч человек. Оба случая объединяет то, что эти суда были вооружены, сопровождались конвоем и, формально, являлись законной военной целью.
Правовые вопросы
Интересно, что вопрос правового статуса таких судов до сих пор остаётся предметом дискуссий. С одной стороны, по международному праву, вооружённые санитарные судна теряли свой неприкасаемый статус. С другой — реальность Войны требовала защиты от авиации, которая не церемонилась с символами Красного Креста.
В статье, опубликованной в «Военно-историческом журнале», А.М. Барановский и его коллеги отмечают, что решение вооружить «Армению» было оправдано — слишком часто в первые месяцы Войны воздушные атаки на госпитальные суда заканчивались их уничтожением.
Экипаж, который боролся до самого конца
Ещё один интересный факт: в 2021 году, уже после обнаружения обломков судна, во время одного из исследований, было замечено, что спасательные шлюпки на палубах отсутствуют, а шлюпбалки развёрнуты. Это говорит о том, что перед гибелью экипаж пытался спустить шлюпки и спасти хотя бы часть людей.
Также были открыты носовые и кормовые люки, что может говорить о попытке быстро эвакуировать людей из трюмов. Эти детали добавляют трагедии человеческого измерения — не абстрактные цифры погибших, а конкретные действия, которые совершали люди в последний момент.
Длинное завершение
Память о «Армении» живёт и сегодня.
В Крыму, в посёлке Малореченское, стоит Храм-маяк Николая Чудотворца, входящий в комплекс Мемориала всем погибшим на водах. Автором проекта стал известный художник Анатолий Гайдамака. В этом храме находится музей катастроф на воде, где есть целый раздел, посвящённый «Армении». Также на набережной Ялты, в соборе Новомучеников и Исповедников, установлена мемориальная доска в память о погибших.
Если говорить о культурном влиянии, то фильмов и книг, посвящённых этой трагедии, не так уж и много. Возможно, потому что масштаб произошедшего сложно представить даже в художественном виде. Но есть документальные фильмы и публикации, в которых участники тех событий делятся своими воспоминаниями.
Это лишь малая часть того, что можно рассказать об этом судне. Но даже такие «сжатые» факты дают понять, насколько серьёзным было событие и как много людей не пережили тот злополучный день —7 ноября 1941 года.