Найти в Дзене

Экономический раздел курсовой работы (на примере экономического обоснования дизайнерского проекта).

Оглавление

Аннотация к экономическому разделу курсовой работы

В данном разделе курсовой работы по экономике представлено детальное экономическое обоснование цены на разработку дизайн-проекта. Целью раздела является определение экономически целесообразной стоимости проектных услуг на основе расчета всех составляющих затрат и плановой прибыли.

Раздел включает следующие ключевые этапы:

  1. Обоснование цены дизайнерского проекта: кратко описываются факторы, влияющие на ценообразование, и приводятся исходные экономические показатели, используемые в расчетах (ставка заработной платы, фонд рабочего времени, коэффициенты, проценты).
  2. Расчет основной заработной платы: производится расчет нормы времени на разработку проекта, часовой тарифной ставки дизайнера, прямой и основной заработной платы с учетом доплат за оригинальность.
  3. Расчет полной себестоимости услуг: последовательно калькулируются статьи затрат, включая дополнительную заработную плату, начисления на заработную плату (отчисления в фонды), накладные расходы и внепроизводственные расходы. Формируется производственная и полная себестоимость услуги.
  4. Расчет цены услуги: на основе полной себестоимости, стоимости материалов, плановой рентабельности и налога на добавленную стоимость (НДС) определяется итоговая цена дизайн-проекта.

Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать в: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34. Отвечаю быстро.

Экономическое обоснование цены дизайнерского проекта

Одним из важных аспектов успешного проекта разработки является четко спланированное экономическое обоснование. В нем должны быть предложены экономически обоснованные цены на данный дизайн-проект, расчёт заработанной платы, себестоимости услуг, а также расчет цены услуги.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены и их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции на рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производимых услуг.

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли. В сфере дизайнерских услуг авторские проекты стали набирать огромную популярность, так как каждый человек стремится к самовыражению, и оно не заканчивается на его одежде и обуви.

Несмотря на уникальность каждой отдельной идеи и проекта, всегда есть определенный «стилевой коридор», в соответствии с которым происходит формирование вкусов потребителей – это называется мода или тренд. Сейчас стали популярны простые лаконичные интерьеры, формирующие в сознании одновременно ощущение свободы и уюта. Выполненный проект интерьеров является прекрасным решением данной задачи. При формировании интерьера были учтены личные особенности и пожелания заказчика. Наличие возможности работать и соответствовать индивидуальным потребностям для дизайнера интерьера является неоспоримым бонусом.
Для установления цены на дизайн-проект необходимо:
• выявить внешние факторы, которые способны оказать воздействие на цену продукции;
• определить цель калькуляции стоимости продукции;
• избрать метод образования цены;
• разработать стратегию для установки цены;
• постоянно производить рыночную корректировку цены.
Формирование стоимости дизайн-проекта включает в себя затраченное время и сложность разработки. Представленные интерьеры квартиры являются уникальными по своей разработке, что требует наличие специальных навыков и большего количества времени для работы над проектом.
Для обоснования цены выполненного проекта приняты показатели сферы дизайнерских услуг:
• Ставка месячной заработной платы – 30000,00 - 45000 руб. (Принято: 37500,00 руб.)
• Фонд рабочего времени в месяц (ФРВ) – 164,9 час.
• Коэффициент доплат за оригинальность проекта – 1,1- 1,4. (Принято: 1,25)
• Процент дополнительной заработной платы — 12%.
• Процент коммерческих расходов — 20%. (Используется для расчета накладных расходов)
• Рентабельность – 25-28%. (Принято: 25%)

Расчет основной заработной платы

Расчет количества времени на разработку дизайн-проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1 курсовой работы – Расчет количества времени на разработку дизайн-проекта
Таблица 1 курсовой работы – Расчет количества времени на разработку дизайн-проекта

В последующих расчетах применяется норма времени, выраженная в часах, определяется по формуле 1:
Н.вр=∑/60, час (1)
где, ∑ – норма времени на операцию, мин.; 60 – количество минут в одном часе.
Н.вр=
7920 / 60 = 132 час
Норма времени на выполнение проекта:
132 часов.

Далее определяем часовую тарифную ставку по формуле 2:
Ст.час = Ст.мес./ФРВ, руб. (2)
где, Ст.мес. – заработная плата в месяц, руб.; ФРВ – фонд рабочего времени, час.
Ст.час =
37500,00 / 164,9 = 227,41 руб.

Определяем прямую заработную плату дизайнера.
Заработная плата - это денежное вознаграждение, которое выплачивается работнику на руки в соответствии с выполненным объемом услуг или отработанного времени.
Определяем прямую заработную плату по формуле 3:
З.п. прямая = Ст.час х Н.вр, руб. (3)
где, З.п. прямая – расценка, руб.;
Ст.час – часовая тарифная ставка, руб.; Н.вр – норма затраченного времени, час.
Прямая заработная плата:
З.п.прямая =
227,41 х 132 = 30018,12 руб.

Основная заработная плата включает в себя прямую заработную плату и доплаты. Доплаты – это денежная компенсация, которая выплачивается работнику за интенсивность и напряженность труда, за переработанные часы, а также за количественные и качественные показатели. Доплаты определяются в процентах от прямой заработной платы.
Основная заработная плата рассчитывается по формуле:
З.п.осн. = З.п.прям. х К.доп., руб. (4)
где, З.п.осн. – основная заработная плата, руб.; З.п.прям. – прямая заработная плата, руб.; К.доп. – коэффициент доплат.
Основная заработная плата за выполнение дизайн-проекта:
З.п.осн.=
30018,12 х 1,25 = 37522,65 руб.
Основная заработная плата за выполнение дизайн-проекта:
37522,65 руб.

Расчет полной себестоимости услуг по статьям калькуляции

Определяем полную себестоимость выполненных услуг. Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на выполнение и реализацию услуг. Различают себестоимость всего объема реализованных услуг и себестоимость одной услуги. При расчете затрат на одну услугу применяется группировка затрат по статьям калькуляции. Калькуляция необходима для научного обоснования цены на услугу.
«Основная заработная плата» рассчитанная по формуле составила:
37522,65 рублей.
«Дополнительная заработная плата» рассчитывается в процентах от основной заработной платы, процент составил – 12%.
Рассчитывается по формуле 5:
З.п.доп =З.п.осн. х % З.п.доп./100, руб. (5)
где, З.п.осн. – основная заработная плата, руб.;
% З.п.доп. – процент дополнительной заработной платы.
Дополнительная заработная плата за выполнение услуги составляет:
З.п.доп. =
37522,65 х 12 / 100 = 4502,72 руб.

«Начисление на заработную плату» включает:
• отчисления в пенсионный фонд;
• отчисление в фонд социального страхования;
• отчисления в медицинский фонд.
Данная статья определяется в процентах от основной и дополнительной заработной платы – 30%.
Рассчитывается по формуле 6:
Нач.З.п. = (З.п.осн. + З.п.доп.) х % Нач.З.п./100, руб. (6)
где, Нач.З.п. – сумма начислений на заработную плату, руб.
З.п.осн. – основная заработная плата, руб.; З.п.доп. – дополнительная заработная плата, руб.;
% Нач.Зп – ставка начислений в процентах.
Начисления на заработную плату за выполненные услуги составляют:
Нач.з.п. =
(37522,65 + 4502,72) х 30 / 100 = 42025,37 х 0,30 = 12607,61 руб.

«Накладные расходы» составляют 20% и включают:
• затраты на заработную плату аппарата управления;
• обслуживающего персонала;
• коммунальные услуги;
• услуги связи;
• содержание легкового транспорта;
• командировок;
• налоги;
• штрафы;
• пени и т. д.
Рассчитываются по формуле 7:
Н.р.= З.п.осн. х % к.р./100, руб. (7)
где, Н.р. – сумма накладных расходов, руб.;
З.п.осн. – сумма основной заработной платы, руб.;
% к.р. – процент начисления к статье (принято 20% как "Процент коммерческих расходов").
Сумма накладных расходов за выполненные услуги:
Н.р.=
37522,65 х 20 / 100 = 7504,53 руб.

Производственная себестоимость есть сумма всех рассчитанных статей.
Рассчитывается по формуле 8:
Себестоим.произ.= З.п.осн. + З.п.доп. + Нач.З.п. + Н.р, руб. (8)
где, Себестоим.произ. – производственная себестоимость, руб.; З.п.осн. – основная заработная плата, руб.;
З.п.доп. – дополнительная заработная плата, руб.; Нач.З.п. – начисления на заработную плату, руб.; Н.р. – накладные расходы, руб.
Производственная себестоимость выполненных услуг составляет:
Себестоим. произ. =
37522,65 + 4502,72 + 12607,61 + 7504,53 = 62137,51 руб.

«Внепроизводственные расходы» включают:
• расходы на транспортировку сырья;
• на погрузочно-разгрузочные работы;
• расходы на рекламу.
Статья определяется в процентах от производственной себестоимости, процент составляет – 5%.
Рассчитывается по формуле 9:
Внепр.расх. = Себестоим. произ. х % в.р./100, руб. (9)
где, Внепр.расх. – сумма внепроизводственных расходов руб.; Себестоим.произ. – производственная себестоимость, руб.
Внепроизводственные расходы за выполненные услуги составляют:
Внепр.расх.=
62137,51 х 5 / 100 = 3106,88 руб.

Далее рассчитываем полную себестоимость услуг. Полная себестоимость – это сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.

Полная себестоимость рассчитывается по формуле 10:
Себестоим.полн. = Себестоим.произ. + Внепр.расх., руб. (10)
Полная себестоимость за выполненные услуги составляет:
Себестоим. полн. =
62137,51 + 3106,88 = 65244,39 руб.

Расчет цены услуги

Для того чтобы рассчитать цену услуги необходимо знать стоимость сырья и материалов, используемых на эту услугу.
Расчет стоимости материалов для выполнения проекта представлен в таблице 2.

Таблица 2 курсовой работы – Расчет стоимости материалов для выполнения дизайн-проекта: Дизайн-проект трехкомнатной квартиры.
Таблица 2 курсовой работы – Расчет стоимости материалов для выполнения дизайн-проекта: Дизайн-проект трехкомнатной квартиры.

Имея сведения о затраченных материалах, можно исчислить полную стоимость дизайнерского проекта, путем сложения себестоимости проектной услуги, затрат на материалы, прибыли и сформировать цену проекта.
В условиях рыночных отношений основным обобщающим показателем хозяйственной и финансовой деятельности предприятия является прибыль. Прибыль предприятия формируется за счет реализации услуг, а также внереализационных поступлений. Чтобы определить прибыль конкретной услуги применяем процент рентабельности, определенный для услуги. Рентабельность – это прибыль в процентах.
Рассчитываем сумму прибыли дизайнерского проекта по формуле 11:
П = Р х Себестоим. полн./ 100, руб. (11)
где, П – сумма прибыли, руб.; Р – ставка рентабельность, %;
Себестоим. полн. – полная себестоимость, руб.
Определяем прибыль выполненной услуги исходя из плановой рентабельности 25%:
П =
25 х 65244,39 / 100 = 16311,10 руб.

Рассчитываем НДС по формуле 12:
НДС = (Себестоим. полн. + П) х 20 / 100, руб. (12)
где, Себестоим. полн. – полная себестоимость услуги;
П – прибыль проекта, руб.
НДС проекта составил:
НДС =
(65244,39 + 16311,10) х 20 / 100 = 81555,49 х 0,20 = 16311,10 руб.

Цена – это денежное выражение стоимости. Цена дизайн - проекта равна стоимости работы, стоимости материалов, плановой прибыли и налога на добавленную стоимость.
Определяем цену по формуле 13:
Ц.проекта = Себестоим. полн. + Ст.матер. + П + НДС, руб. (13)
где, Ц. проекта – цена проекта, руб.;
Себестоим. полн. – полная себестоимость услуги, руб.; Ст.матер. – стоимость материалов, руб.;
П – прибыль проекта, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
Цена проекта составила:
Ц.проекта =
65244,39 + 9500,00 + 16311,10 + 16311,10 = 107366,59 руб.

Следовательно, экономически обоснованная цена на разработку дизайн-проекта с учетом полученных расчетов составила 107366,59 руб.

Несколько советов о том, как подходить к экономической части курсовой работы:

  1. Внимательно изучите методические указания:
    Убедитесь, что вы точно понимаете, какие расчеты требуются, какие формулы использовать, и какие исходные данные должны быть предоставлены или найдены.
  2. Соберите и подготовьте все исходные данные:
    Данные из задания/методички:
    Ставки зарплат, ФРВ, коэффициенты, проценты. Если дан диапазон, уточните, какое значение брать (минимальное, максимальное, среднее) или выберите одно и обоснуйте свой выбор.
    Данные по вашему проекту: Самое важное – это Таблица 1 (Расчет количества времени). Здесь нужно реалистично (или согласно нормативам, если они есть) разбить ваш проект на этапы и оценить время на каждый этап в минутах. Сумма этих минут будет основой для многих последующих расчетов.
    Стоимость материалов (Таблица 2): Если ваш проект предполагает использование каких-то специфических материалов, программного обеспечения (например, аренда лицензии на время проекта), затраты на печать и т.д., их нужно учесть. Если это чисто "бумажный" проект, эта таблица может быть минимальной или отсутствовать (уточните у преподавателя).
  3. Будьте последовательны и методичны в расчетах:
    Шаг за шагом:
    Выполняйте расчеты строго в том порядке, в котором они представлены в методичке или в логической последовательности (от базовых показателей к итоговым).
    Подставляйте значения в формулы: Не просто пишите результат, а показывайте, какие конкретно цифры вы подставляли в каждую формулу. Это демонстрирует ваше понимание и позволяет легко проверить расчеты.
    Пример: Н.вр = 7920 / 60 = 132 час.
    Используйте калькулятор или Excel: Для точности и удобства. Excel особенно полезен, так как можно один раз ввести формулы, а потом менять исходные данные, и все будет пересчитываться автоматически.
  4. Оформление и объяснения:
    Таблицы:
    Аккуратно оформляйте таблицы в курсовой работе. Они делают информацию наглядной.
    Пояснения к расчетам: Кратко комментируйте каждый шаг. Это показывает, что вы понимаете суть каждого показателя.
    Определения: Если вводите экономические термины (себестоимость, рентабельность, НДС), давайте им краткие определения.
    Единицы измерения: Всегда указывайте единицы измерения (руб., час, %, шт.).
    Округление: Уточните, до скольких знаков после запятой нужно округлять. Обычно для денежных сумм – до двух знаков (копейки).
  5. Логика и здравый смысл:
    Проверяйте результаты на адекватность:
    Если зарплата дизайнера за проект получилась 500 рублей или 5 миллионов рублей, вероятно, где-то ошибка в исходных данных или расчетах.
    Обосновывайте выбор: Если вы брали среднее значение из диапазона (например, для зарплаты), укажите это. Если коэффициент доплат выбирали определенный – кратко поясните, почему (например, "проект средней сложности, поэтому взят коэффициент 1.25").
  6. Заключение по экономическому разделу:
    В конце раздела сделайте вывод, как в примере: "Следовательно, экономически обоснованная цена на разработку дизайн-проекта с учетом полученных расчетов составила ………… руб."
  7. Распространенные ошибки в курсовой работе, которых следует избегать:
    Арифметические ошибки.
    Неправильное применение формул.
    Пропуск какого-либо этапа расчета.
    Использование неверных исходных данных.
    Отсутствие пояснений к расчетам.
    Неаккуратное оформление.
-4