1. Содержание права собственности на природные ресурсы
Природные ресурсы как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте.
Собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах. «При оценке собственности на природные ресурсы и при реализации прав собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами важно иметь в виду, что природные ресурсы имеют различную потребительскую стоимость».[1]
Но природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, историческое и иное значение.
Собственность как экономическая категория является гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, удовлетворения их потребительских нужд. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория. Право собственности в юридическом аспекте представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.
Основные права собственности на природные ресурсы определены в ст. 9 Конституции Российской Федерации. Земля, природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается законом. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются экологическим законодательством.
Формы собственности на конкретные природные ресурсы, специфические черты данных отношений закрепляются в законодательстве об окружающей среде.
Под правом собственности на природные ресурсы понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами природы, урегулированных нормами права.
Право собственности на природные ресурсы предполагает использование находящихся в собственности объектов свободно, по своему усмотрению. Но это правило не является абсолютным. В соответствии с Конституцией РФ собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ права собственника могут быть ограничены, если это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Данные ограничения могут быть введены федеральным законом.
Законодательство обязывает собственника рационально использовать природные ресурсы. В процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом другие потребительские свойства природного ресурса сохранялись.
Собственник не только обязан рационально использовать находящиеся в собственности природные ресурсы, но и охранять окружающую среду. В процессе природопользования он обязан выполнять требования законодательства. Экологическое законодательство закрепляет принцип равных, одинаковых обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ними. Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.
Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.
Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации. Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.
Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.
Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственники. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества. Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами: установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации; государственный контроль за соблюдением установленных правил; уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.
Право распоряжения собственника землей а природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает: определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения; указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).
В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Частной собственности (двум ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.
Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.
Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.
В качестве субъектов права частной собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.
Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.
Ограничение правомочий собственника. Согласно ст. 36 ч. 2 Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». В рамках экологического законодательства правомочия собственника природных ресурсов по владению, пользованию и распоряжению ими зачастую ограничивается. Например, Водным кодексом РФ предусмотрено установление водоохранных зон с целью охраны водных объектов от загрязнения и истощения. Земельные участки в пределах этих водоохранных зон могут находиться в частной собственности. Согласно Положению о водоохранных зонах на их территории установлен определенный правовой режим: запрещено использование навозных стоков в качестве удобрений, складирование бытовых и промышленных отходов, мойка автомашин. Собственники земельных участков обязаны соблюдать установленный режим водоохранных зон, т.е. их правомочия по пользованию участком в данном случае ограничены рамками закона. Таким образом, собственник земельного участка, расположенного в водоохранной зоне, может использовать свой участок свободно, если это не наносит ущерба водному объекту.
Правомочия собственника могут быть ограничены также в интересах других лиц путем установления сервитутов. По римскому праву сервитут- это право на чужую вещь. Предусмотрены земельные, лесные и водные сервитуты. Сервитуты могут быть частными, т.е. устанавливаться в интересах конкретных лиц, и публичными, т.е. устанавливаться в интересах неопределенного круга лиц. Например, если земельный массив, преданный дачному товариществу, был в свое время поделен на отдельные участки таким образом, что один из участков оказался лишен выхода на дорогу общего пользования, то владелец такого участка имеет право прохода через соседний земельный участок. Основанием установления такого сервитута может быть как договор между соседями, так и судебное решение. Владелец земельного участка, обремененного сервитутом, имеет право брать плату за пользование его участком.
Общее ограничение правомочий собственника природных ресурсов состоит в запрете причинения вреда природной среде, нарушения прав и законных интересов других лиц в процессе осуществления права собственности на природные ресурсы (ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Наряду с названными законодательными ограничениями правомочий собственника природных ресурсов действует также «жесткая система государственного регулирования отношений собственности на природные ресурсы».[2]
Регулирование данных отношений осуществляется государственными органами посредством установления правового режима использования природных ресурсов и осуществления государственного контроля за соблюдением требований рационального природопользования.
2. Возникновение и прекращение права собственности на природные ресурсы
Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой.
Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов: в собственность; во владение; в пользование; в аренду. Гражданско-правовой способ распространяется на: куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона); приватизацию; выдел доли; выкуп залога; долгосрочную аренду; наследование.
Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы: объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей; несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка; нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
[1] Кулакова, О.С. Экологическое право [Текст]. – М.: Аллель-2000, 2005 – с. 11
[2] Мисник, Г.А. Экологическое право [Текст]. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001 (Серия «Учебники XXI века»). – с. 45