Найти в Дзене

«Просто мне не с кем играть…» — записка, изменившая вечер взрослых

Оглавление

Холод в доме, или как обычно у нас бывает


Вечер… Ну что вам рассказывать — те самые, знакомые каждому. Когда кухня наполнена запахом жареных котлет, телевизор шепчет что-то своё в комнате, где всегда холодно. Не от температуры — от того, что тепло человеческое куда-то потерялось между рабочими сменами, усталостью и вечной гонкой «за чем-то».

Диму, моего восьмилетнего главного героя, вы бы сразу узнали среди других ребят: тихий, худенький, взгляд в пол, плечи сутулые… Так ходят только те, кого дома редко обнимают — не «по привычке» даже, а будто вообще забыли, что так можно. Я ведь и сама когда-то таким чувствовала себя в детстве, верно? Вот так и начинается его обычный вечер: родители спорят на кухне. Громко, мелко, ненастоящее. Марина, его мама, перебирает ложки в ящике, хлопает дверцами, будто кнутом гонит усталость из дома — не выходит, только зло остаётся.

— Опять ты затеял свой разговор, Андрей! — раздражённо шипит Марина, не замечая Диму в дверях.

— А что, если бы ты хоть раз подумала о сыне, а не о своих бумагах на работе… — бросает отец, смахивая газетные обрывки со стола.

Диме не хочется туда — к их ссоре, к их крику, к их миру, где нет места для восьмилетней мечты просто быть нужным. Он садится у окна и рисует пальцем по запотевшему стеклу человечков — маленьких, улыбающихся. Может, там, в нарисованном мире, кто-то позовёт поиграть?..

На холодном стекле остаются нежные следы — будто просьба: «Посмотрите хоть раз на меня…» Но кухня пахнет не только горячим маслом, а ещё усталостью и раздражением. Знакомо ведь, правда? Иногда за пустым взглядом родителей стоит целая гора невыговоренных обид…

И в школе, завтра, всё будет так же буднично-печально. В классе всегда шумно, но этот шум — не про радость, а про то, что каждый занят собой. Дима слушает, как мальчишки шуршат конфетными бумажками, дерутся за мяч — никому он не нужен так, как нужен родителям. Ему, почему-то, места не нашлось… Не потому что он плохой. Просто все заняты собой. Помните таких мальчишек и девчонок?.. Я, если честно, помню. И хорошо знаю – этот запах чужого веселья, когда стоишь за дверью, а внутри не жарко, а одиноко.

Вечером, когда город за окном будто уходит в чёрноту, Дима мечтает: «Может завтра кто-то улыбнётся? Позовёт?!»

Но чаще всего никто не зовёт.

Крошки надежды – и расколотые чашки

Утро. С кухни тянет горьким кофе и запахом подгоревших тостов. Обычное дело, ничего особенного. Знаете это чувство? Когда каждая минута, проведённая дома, – как скрежет ложки по тарелке. Но дома тоже нужно быть, никуда не денешься.

Дима аккуратно ставит чашку. Даже дышать страшно, чтобы вдруг не зазвенело что-то лишний раз. И, как назло — падает на пол! Глиняная, старенькая, разбитая вмиг. Взвизг от испуга, дрожащие пальцы. Сердце стучит: сейчас будет...

— Ты что, совсем криворукий?! — Марина почти не повышает голос, но в её словах стекло, злое и ледяное.

Отец — мрачно:

— Всё как всегда — уродится…

Тут даже запах кофе уже не бодрит — тянет чем-то испорченным, пережжённым. По щекам горят красные полосы — словно не только руками, словами бьют… А внутри — стыд, раздавленный обидой, как разбитая чашка. Вот почему взрослые думают, что боль обязательно чему-то научит?.. Она же только делает человека жестче. Или — наоборот — ломает окончательно.

В игровой Дима прячется под стол. Слышит, как мебель скрипит под тяжёлой поступью, рады бы сбежать, но некуда. Немного позже, за ужином, на него снова смотрят с укором:

— Нормальные дети гуляют, а этот как сыч… — отец зевает, даже не дослушав.

А ведь у Димы был маленький, хрупкий план — сегодня подарить Лёшке, однокласснику, свою машинку из коллекции. Может, примут?.. Может, посидим после уроков вместе на скамейке, прохрустит во рту сахарок — хоть что-то сладкое в этом дне…

Но в школе смех — не радостный, а злой.

— Смотрите, какой подарочек! – выкрикивает другой мальчишка, отнимает машинку.

— Подобрал где-то на помойке?

Вкуса во рту никакого — только сухо и горько от унижения; скулы сводит, будто лимон проглотил… Ни запаха школьной столовой, ни даже радости новой игры с одноклассниками — всё мимо, всё не про него.

А обидно ведь до слёз — когда стараешься, надеешься, а тебя — снова пинают, как ненужную вещь.

Ольга Сергеевна задерживает его на минутку после урока. Говорит мягко, с ласковой, усталой интонацией:

— Димочка, как твои дела? Ты что-то совсем не улыбаешься… —

Но с родителями она общается иначе, строго:

— Ваш сын одинок и замкнут, вы замечаете?

— Такую ерунду перерастёт. Все мальчики через это проходят, — отмахивается Марина, слова быстрые, голос усталый, как после бессонницы.

Вот так — слипающимися от тоски шагами, вечерами и утрами, проходит ещё один день. Запах мела, скрип стула, негромкое жужжание флуоресцентных ламп, которые глотают дневной свет — и тишина на душе.

Почему-то именно этих моментов вспоминается больше всего, правда? Когда кого-то обижали, а все, даже взрослые, будто не замечали. Мир взрослого равнодушия — он глухой, как ватное ухо: слышишь что-то, а понять не получается

Мелкие угрозы и большая тишина

Поздний ужин. За окном почти сырая темень — знаете, такая, что не видно ни соседских окон, ни даже привычных фонарей. В доме пахнет пересушенным картофелем и… какой-то горечью. Не едой, нет… ею самой, жизнью прожитой не туда. Ощущаете этот тяжелый вкус во рту, когда и глотать не хочется?

Сегодня Дима пронёс в школу лишь помятую, но любимую тетрадь. В ней аккуратно, дрожащим почерком — на первой странице человечки (те самые, с окон). На обложке простым карандашом: «Моя мечта — друзья».

После ужина отец листает футбольный журнал, время от времени бросая непроизвольные фразы — будто резкие плевки на шелестят тишины:

— У тебя опять четвёрка по русскому… Ты чем, сопли жуёшь в школе?! С такими мозгами ничего не добьёшься!

Мать молча ковыряет картошку вилкой, а в её движениях читается злость, будто именно кусок на тарелке виноват в её промахах. Она тут же вспыхивает:

— Мог бы хоть раз сделать что-то правильно! — и швыряет на стол помятую тетрадь.

Вот тут — пауза, а потом какой-то внутренний выключатель. Всё. Не кричит, не отвечает, не плачет. Просто уходит к себе. Тихо. Так тихо, что даже часы в коридоре не отсекают звук шагов по паркету.

Бывает, да? Появляется внутри дыра — чёрная, липкая, где нет ни обиды, ни слёзы, только пустота. Вот с такой тишиной можно просидеть час, два… всю ночь. Ты где-то рядом с собой, но не внутри.

Дима берёт тетрадь, садится у окна. В доме сквозняк — окна старые, неплотные, пахнут застарелым ветром и пылью. По подоконнику ползёт что-то сусальное, старая игрушка-медвежонок. Медвежонок с отрезанным ушком — будто тоже знает про одиночество.

Он выводит закорючки на листе бумаги, аккуратно… Ни одной кляксы, будто хочет, чтобы последнее слово было идеальным.

"Просто мне не с кем играть..."

Ребёнок может многое выдумать себе — и счастье, и друга, и целый мир. Но если долго оставлять его одного, он перестаёт выдумывать. Даже запах маминого крема отдаляется, даже собак за окном не слышно — только собственное, одинокое сердце под простыней.

Родители в этот вечер долго не замечают. Мать пылесосит, уставившись в пустоту, отец что-то ругает про политику по телевизору.

А у Димы в голове — одна тягучая мысль: "Может быть, если будет совсем тихо, кто-то наизусть услышит? Хотя бы раз…"

Шёпот записки и пустая комната

Поздняя ночь… Дом будто плотно закутан в ватное одеяло тишины. Люстра в коридоре покачивается от легкого сквозняка, где-то за стенкой кто-то кашляет — привычные звуки, которых уже не замечаешь. Но сегодня почему-то в этих звуках слишком много пустоты.

Марина долго ругалась на кухне — сперва привычно, по инерции, потом всё тише, устало, отчуждённо. Андрей молча пересчитывал гвозди в старой коробке. А в детской — не раздалось ни одного вздоха. Заметили? Порой самые страшные беды наступают не тогда, когда громко хлопают двери, а когда их не слышно совсем.

Часы пробили полночь. Мать вдруг вспомнила:

«Дима давно не выходил, не просил попить…»

— Дим? — глухо, будто боится спугнуть собственные мысли, заглядывает в комнату.

Тот самый, знакомый всем нам страх — когда сердце сжимается, и ты сам себе не признаёшься: «…не может быть…»

Темно. Под простынкой — холодное тело, открытые глаза; на столе, аккуратно рядом с учебниками, — бумажка. Обрывок детской надежды.

«Просто мне не с кем играть.»

Дальше всё размыто — голоса, скорая, суета, чьи-то чужие руки. Сладковатый запах лекарств, шорох тюля, бестолковое мелькание ламп в приёмном отделении. Всё, что обычно кажется спасением, теперь холодно и бесполезно.

Поздно.

Телефонный звонок разрывает ночь — коротко, неумолимо. Мать рыдает, отец просто садится на скамейку в коридоре, сжав руками виски. Никто не кричит — в этой боли не осталось ни злости, ни укора. Только звенящая вина. В её вкусе горечь — как горькое лекарство во рту, если выпить залпом слишком поздно.

Утром классная руководительница встретит родителей у больницы. Ольга Сергеевна задохнётся от рыданий, дрожащими руками держа Димкину тетрадку с человечками и надписью:

«Моя мечта — друзья».

В пустой детской дольше всех пахнет прошлым — чуть старым пластилином, сумерками, невыплаканными слезами. Игрушки расставлены по полке, как войны проигранные. Медвежонок, человечки на стекле — и эта маленькая записка, тонкая, как дыхание ребёнка.

Почему, спрашивается, взрослые понимают цену внимания только тогда, когда всё уже нельзя поправить?.. Может быть, потому что равнодушие — это не просто отсутствие жестокости, а активное предательство собственного сердца. А ведь каждый из нас знает: одиноким быть невыносимо. Даже для взрослого — а для ребёнка ещё больше.

Наверное, стоит чаще спрашивать: «А с кем ты сегодня играл?»

Стоит обнять, пока не стало слишком поздно.

Стоит быть не просто рядом, а слышать...

Потому что за любой дверью может сидеть Дима — мальчик, который так и не научился ждать чуда.

Топ историй для вашего вечера