Сегодня исполняется 90 лет Московскому метрополитену — самому красивому метро в мире с исключительно богатой историей.
«Сооружено в дни Великой Отечественной войны» — такие надписи можно увидеть на семи станциях: «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», Замоскворецкой линии и «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Партизанская» Арбатско-Покровской линии.
Некоторые из этих станций проектировались в мирное время и задумывались как ода труду, культуре, спорту. Но Великая Отечественная война изменила не только планы, но и облик станций. Вместо радости созидания — величие подвига. Вместо светлого будущего — хроника борьбы.
Какой могла бы быть подземка, если бы не было войны? Читайте в нашей статье.
Павелецкая (проектное название — «Донбасская»)
Если бы не было войны, эта станция рассказывала бы о шахтерах Донбасса и железной магистрали Москва — Донбасс. По замыслу художника Александра Дейнеки, путешествие по станции должно было напоминать движение сквозь промышленный юг страны. Мозаика создавалась в блокадном Ленинграде В.А. Фроловым, но в итоге оказалась не здесь, а на «Новокузнецкой». Павелецкая была достроена, но ее тема сдвинулась от созидания к выносливости в войне. Если бы не война — здесь бы звучал гимн труду, а не подвигам.
Новокузнецкая
Если бы не было войны, станция, построенная на месте храма Параскевы Пятницы, который разрушили в 1935 году, стала бы символом преемственности дореволюционной и советской Москвы. По другим версиям, она должна была рассказывать о Генеральном плане 1935 года. Эскалаторы планировали производить в Ленинграде, но блокада вынудила перейти на московские мощности, и сроки сдвинулись. Мозаики Дейнеки, предназначенные для «Павелецкой», нашли здесь свое место. Если бы не война — «Новокузнецкая» стала бы архитектурным мостом между старым и новым городом, а не трибуной стойкости.
Автозаводская
Если бы не было войны, мозаики на станционных панно изображали бы труд заводчан в мирных цехах. Облик станции почти не изменился, но содержание сдвинулось: теперь это рассказ о тыле, о промышленном подвиге народа в годы испытаний. Если бы не война — станция стала бы хроникой созидательного труда, а не памятником суровым временам.
Бауманская (в проекте — «Спартаковская»)
Если бы не было войны, станция увековечила бы восстание Спартака как символ свободы. Архитектор Борис Иофан задумал здесь античную тему — скульптуры гладиаторов и символы борьбы с рабством. Но в годы войны тематика сменилась: теперь это восемь скульптур воинов, тружеников и партизан. Станция стала монументом народному сопротивлению. Если бы не война — мы бы шли здесь мимо далеких древних героев, а не героев, положивших жизни именно за нас.
Электрозаводская
Если бы не было войны, в пилонах станции стояли бы бюсты героев-стахановцев. Архитекторы хотели посвятить ее подвигу труда, но не смогли согласовать, чьи имена увековечить, — списки передовиков всё время менялись. Идею отложили. Но если бы не война — здесь бы чествовали не защитников Родины от посягательств врагов на ее свободу, а тружеников мирной эпохи.
Семеновская (в проекте — «Благуша»)
Если бы не было войны, станция осталась бы пилонной, с двумя рядами изящных арок и мозаичными панно — по 11 с каждой стороны. Одна стена — о Гражданской войне, вторая — о Красной Армии. Однако после изменения проекта пилоны заменили на колонны, а станцию открыли как «Сталинскую». Если бы не война — «Благуша» рассказала бы о прошлых событиях, а не о настоящем на боевом острие.
Партизанская
Если бы не было войны, эта станция стала бы посвящением спорту и здоровому образу жизни. Ее проект задумывался как гимн физической культуре. Но открылась она как «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», и в ее архитектуре утвердился военный дух. Фрески на потолке изображали небо, меняющееся от мрачного серого к солнечному, как путь от войны к мирной жизни. Сегодня две платформы и три пути напоминают о том, что здесь был запланирован важный транспортный узел. Фрески утрачены, остались только выбеленные своды. Если бы не война — здесь бы восхищались спортивным движением, а не партизанским подвигом.
Больше об истории московского метро в годы Великой Отечественной войны — на стенде фестиваля «АрхМосква», посвященном 80-летию Победы. .
А еще мы с Елизаветой Лихачёвой рассказываем о подземке в подкасте «5 самых-самых. Зум на город».