Найти в Дзене
AUTOTIME Сибирь

Как перестроят опасный Култукский перевал. Некоторые подробности

Сложный рельеф, рискованный горный серпантин с изгибами, крутыми подъемами и спусками. Этот тракт знают все, кто хоть раз проезжал по федеральной трассе Р-258 вдоль Байкала. Если Култук тебя пропустил – считай, рейс сложился удачно, так утверждают дальнобойщики. Действительно, эта дорога считается одной из самых небезопасных не только в Сибири, но и в целом в России. А, кроме того, она – реально единственная автодорога, соединяющая восток России с остальной частью страны. С очень плотным трафиком: интенсивность движения в среднем доходит до 12 тысяч автомобилей в сутки. Построенная еще при царе Горохе, трасса в последнее десятилетие переживает одну реконструкцию за другой. На многих подъемах добавили дополнительные полосы, увеличили радиусы на поворотах, местами расширили. Кардинально подошли к совсем уж критичным участкам. Например, в 2020 году жуткий «тещин язык» на 47-м километре с поворотом на 180 градусов просто обрезали, сровняв горы и построив там широкий и прямой отрезок. Полго
Оглавление
Новый объезд пройдет по этим сопкам (стрелка). Сейчас же трасса расположена у самого берега
Новый объезд пройдет по этим сопкам (стрелка). Сейчас же трасса расположена у самого берега

Сложный рельеф, рискованный горный серпантин с изгибами, крутыми подъемами и спусками. Этот тракт знают все, кто хоть раз проезжал по федеральной трассе Р-258 вдоль Байкала.

Если Култук тебя пропустил – считай, рейс сложился удачно, так утверждают дальнобойщики. Действительно, эта дорога считается одной из самых небезопасных не только в Сибири, но и в целом в России.

А, кроме того, она – реально единственная автодорога, соединяющая восток России с остальной частью страны. С очень плотным трафиком:

интенсивность движения в среднем доходит до 12 тысяч автомобилей в сутки.

В феврале пару суток на участке с 26 по 100 км трассы «Байкал» творилась жуть. Мороз, штормовой ветер, метели и обильный снег сделали свое дело – горные перевалы стали слабо проходимы для большегрузов. И гаишники ограничили им проезд
В феврале пару суток на участке с 26 по 100 км трассы «Байкал» творилась жуть. Мороз, штормовой ветер, метели и обильный снег сделали свое дело – горные перевалы стали слабо проходимы для большегрузов. И гаишники ограничили им проезд

Построенная еще при царе Горохе, трасса в последнее десятилетие переживает одну реконструкцию за другой. На многих подъемах добавили дополнительные полосы, увеличили радиусы на поворотах, местами расширили.

Сейчас от жуткого "тещиного языка" на 47-м километре остались только воспоминания и это фото
Сейчас от жуткого "тещиного языка" на 47-м километре остались только воспоминания и это фото

Кардинально подошли к совсем уж критичным участкам. Например, в 2020 году жуткий «тещин язык» на 47-м километре с поворотом на 180 градусов просто обрезали, сровняв горы и построив там широкий и прямой отрезок.

Полгода назад, осенью 2024 года, запустили новый участок с 26-го по 47-й километр, который также обошел стороной приличный горный серпантин. Теперь и там ровненькая и прямая дорога – без тех немыслимых подъемов-спусков-поворотов. Где особенно в непогоду и гололед ехать было чрезвычайно неуютно – сам несколько раз попадал на такие поездки.

Вот такой теперь новый участок с 26-го по 47-й километр. Когдя я там первый раз проехал - одно удовольствие
Вот такой теперь новый участок с 26-го по 47-й километр. Когдя я там первый раз проехал - одно удовольствие

Вот здесь писал про новый участок подробнее:

Но все эти долгие годы один участок Култукского тракта оставался неприкосновенным – 13 километров на самом юге тракта перед поселком Култуком, перед самым выездом на берег Байкала.

К этому участку, давно требующему реконструкции, дорожники просто не могут подступиться. Причина: он находится так называемой в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. А согласно законодательству в этой зоне ограничены любые виды деятельности.

В результате Некто (кто там у нас является злым духом автоаварий?) продолжает собирать свою жестокую жатву. Вот только кое-что из самого свежего.

Фура ушла под откос. Вероятно, отказали тормоза
Фура ушла под откос. Вероятно, отказали тормоза

На прошлой неделе на этом отрезке Култукского перевала движение опять было парализовало на несколько часов. Опять тяжелое дорожное происшествие: фура на скорости догнала уазик, а после ушла через дорожное ограждение.

Вероятно, у грузовика отказали тормоза, что стоило дальнобойщику жизни. 70-летние пенсионеры из уазика – муж с женой – доставлены в больницу.

Перед Култуком дорога разворачивается на 180 градусов ла еще и под уклон. Для грузенных дольнобоев это серьезная проверка
Перед Култуком дорога разворачивается на 180 градусов ла еще и под уклон. Для грузенных дольнобоев это серьезная проверка

А ранее проверку Култукским трактом не прошел житель Москвы на «Газели». Нередко те, кто тут впервой, заваливают этот экзамен. Потому что не учли всех условий задачи: своей скорости, наклона, состояния дороги.

Вот и он завалил – и экзамен, и свою «Газель». В целом, обошлось без особых повреждений. Приедет домой – будет рассказывать, как он смело штурмовал байкальские перевалы. А эмчеэсники ему в этом помогали.

Ну, и на ремонт раскошелиться придется тоже.

Региональные власти и дорожники ФКУ Упрдор «Прибайкалье» уже обращались в федеральный центр, чтобы каким-то образом «подвинуть» законодательство, явно затрудняющее жизнь людей в этой так называемой центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Вот такая сейчас конфигурация самой южной части опасного участка
Вот такая сейчас конфигурация самой южной части опасного участка

Полтора года назад по этому поводу специально приезжали депутаты Госдумы – члены комитета Госдумы по экологии во главе с председателем Дмитрием Кобылкиным.

То есть вопрос все же достиг наших законодателей.

А еще мне удалось найти информацию о недавней встрече губернатора Кобзева с зампредседателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным, где в числе прочих проектов была подсвечена и модернизация федеральной автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита именно на том участке, о котором эта статья.

Итак, это будет автодорожный обход населенных пунктов Култук, Слюдянка и Байкальск. Его протяженность 59 км.

Судя по здешнему ландшафту, можно предположить, что начнется он в районе Ангасолки, а выход – за Байкальском. То есть одним новым участком сразу ликвидируются все сегодняшние прижимы и узкие, опасные места.

Зампред правительства РФ обещал поддержать проект этого строительства.

Новая трасса (красным) пройдет в стороне от Байкала, чтобы не нарушать прибрежную зону. Зеленый - существующая автодорога
Новая трасса (красным) пройдет в стороне от Байкала, чтобы не нарушать прибрежную зону. Зеленый - существующая автодорога

По сложности возведение новой трассы будет сродни запущенному осенью 2024 года объезду поселка Чистые Ключи (26 - 47 км тракта), где взрывчаткой четыре года ровняли горы и отсыпали пади и овраги. То есть хороший опыт наработан.

Ну, а далее – следим, как говорится, за развитием… Друзья, а чтобы быть в курсе, подписывайтесь на наш канал