Сложный рельеф, рискованный горный серпантин с изгибами, крутыми подъемами и спусками. Этот тракт знают все, кто хоть раз проезжал по федеральной трассе Р-258 вдоль Байкала.
Если Култук тебя пропустил – считай, рейс сложился удачно, так утверждают дальнобойщики. Действительно, эта дорога считается одной из самых небезопасных не только в Сибири, но и в целом в России.
А, кроме того, она – реально единственная автодорога, соединяющая восток России с остальной частью страны. С очень плотным трафиком:
интенсивность движения в среднем доходит до 12 тысяч автомобилей в сутки.
Построенная еще при царе Горохе, трасса в последнее десятилетие переживает одну реконструкцию за другой. На многих подъемах добавили дополнительные полосы, увеличили радиусы на поворотах, местами расширили.
Кардинально подошли к совсем уж критичным участкам. Например, в 2020 году жуткий «тещин язык» на 47-м километре с поворотом на 180 градусов просто обрезали, сровняв горы и построив там широкий и прямой отрезок.
Полгода назад, осенью 2024 года, запустили новый участок с 26-го по 47-й километр, который также обошел стороной приличный горный серпантин. Теперь и там ровненькая и прямая дорога – без тех немыслимых подъемов-спусков-поворотов. Где особенно в непогоду и гололед ехать было чрезвычайно неуютно – сам несколько раз попадал на такие поездки.
Вот здесь писал про новый участок подробнее:
Но все эти долгие годы один участок Култукского тракта оставался неприкосновенным – 13 километров на самом юге тракта перед поселком Култуком, перед самым выездом на берег Байкала.
К этому участку, давно требующему реконструкции, дорожники просто не могут подступиться. Причина: он находится так называемой в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. А согласно законодательству в этой зоне ограничены любые виды деятельности.
В результате Некто (кто там у нас является злым духом автоаварий?) продолжает собирать свою жестокую жатву. Вот только кое-что из самого свежего.
На прошлой неделе на этом отрезке Култукского перевала движение опять было парализовало на несколько часов. Опять тяжелое дорожное происшествие: фура на скорости догнала уазик, а после ушла через дорожное ограждение.
Вероятно, у грузовика отказали тормоза, что стоило дальнобойщику жизни. 70-летние пенсионеры из уазика – муж с женой – доставлены в больницу.
А ранее проверку Култукским трактом не прошел житель Москвы на «Газели». Нередко те, кто тут впервой, заваливают этот экзамен. Потому что не учли всех условий задачи: своей скорости, наклона, состояния дороги.
Вот и он завалил – и экзамен, и свою «Газель». В целом, обошлось без особых повреждений. Приедет домой – будет рассказывать, как он смело штурмовал байкальские перевалы. А эмчеэсники ему в этом помогали.
Ну, и на ремонт раскошелиться придется тоже.
Региональные власти и дорожники ФКУ Упрдор «Прибайкалье» уже обращались в федеральный центр, чтобы каким-то образом «подвинуть» законодательство, явно затрудняющее жизнь людей в этой так называемой центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Полтора года назад по этому поводу специально приезжали депутаты Госдумы – члены комитета Госдумы по экологии во главе с председателем Дмитрием Кобылкиным.
То есть вопрос все же достиг наших законодателей.
А еще мне удалось найти информацию о недавней встрече губернатора Кобзева с зампредседателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным, где в числе прочих проектов была подсвечена и модернизация федеральной автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита именно на том участке, о котором эта статья.
Итак, это будет автодорожный обход населенных пунктов Култук, Слюдянка и Байкальск. Его протяженность 59 км.
Судя по здешнему ландшафту, можно предположить, что начнется он в районе Ангасолки, а выход – за Байкальском. То есть одним новым участком сразу ликвидируются все сегодняшние прижимы и узкие, опасные места.
Зампред правительства РФ обещал поддержать проект этого строительства.
По сложности возведение новой трассы будет сродни запущенному осенью 2024 года объезду поселка Чистые Ключи (26 - 47 км тракта), где взрывчаткой четыре года ровняли горы и отсыпали пади и овраги. То есть хороший опыт наработан.