Найти в Дзене

От папируса до пергамена: как Средневековье переписало коллективную память человечества

Оглавление
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/BH_Selestat_3.jpg/600px-BH_Selestat_3.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/BH_Selestat_3.jpg/600px-BH_Selestat_3.jpg

Книга — не просто объект, в котором заключены слова. На протяжении веков она была сосудом, несущим общественную память. В ней хранились знания, история, религия и культура. От того, как книга выглядела, из чего была сделана и как создавалась, зависел не только её внешний облик, но и само понимание знания. История книги — это история цивилизации. И особенно выразительным, почти мистическим, этапом этой истории стало Средневековье.

Поворот от свитка к кодексу

В античные времена книга имела вид папирусного свитка. Этот лёгкий и достаточно хрупкий материал, изготовлявшийся из стеблей египетского растения, служил человечеству столетиями. Но с падением Римской империи вместе с общественным устройством изменился и способ хранения знаний.

Переход к средневековью ознаменовался и переходом от папируса к пергамену — новому, более прочному материалу, изготовленному из животных шкур. Вместе с этим исчезла и привычная форма свитка — на смену пришёл кодекс: сложенные, сшитые и переплетённые листы. Это была настоящая революция: не только в технологии, но и в культуре чтения и письма.

Пергамен: кожа, превращённая в слово

Пергамен (или пергамент) был материалом куда более дорогим и трудоёмким в производстве, чем папирус. Его изготовляли из шкур коз, баранов, свиней, а позже — преимущественно из телят. На севере Европы преобладал именно телячий пергамен — он был белее, плотнее и более гладким. Производство включало множество этапов: от золения шкуры и втирания мела (для удаления жира) до соскабливания острейшими ножами и финального выравнивания пемзой.

Северный и южный пергамен отличались по качеству: на юге (в Италии, Испании) внутренняя сторона шкуры — "мясная" — тщательно обрабатывалась, тогда как наружная — "волосяная" — часто оставалась шероховатой и серо-жёлтой. На севере же оба слоя могли быть одинаково белыми и гладкими.

Преимущества пергамена были очевидны: он был прочным, гибким, не трескался на сгибах, допускал письмо с обеих сторон. Его можно было не только читать, но и переписывать: если текст становился ненужным, его соскребали ножом — так появлялись палимпсесты, книги с двойным (или даже тройным) содержанием.

Писец — ремесленник священного дела

Средневековый писец был больше, чем писатель. Он был мастером, резчиком, чернильщиком, оформителем. Работал он один — чаще всего в монастырской келье или в скриптории, специальной писчей мастерской. На смену античной традиции письма под диктовку пришла практика уединённой, молчаливой работы.

Писец сам подготавливал материал: вырезал листы кривым ножом, зашивал дыры, ровнял поверхность, линейкой размечал страницы. Особый нож — перочинный — использовался для заточки пера и исправления ошибок. Этим словом мы пользуемся до сих пор, забывая его древнее происхождение.

Линии проводились с помощью циркуля — пунктория — и острых палочек. Первоначально линии были бесцветными, с XI века — иногда свинцовыми, а с XIII века — уже чернильными. Страницы сгибались в тетради, чаще всего из четырёх листов — кватернионы. Интересно, что привычная нам нумерация страниц появляется лишь после 1300 года.

Чернила, перья и цвет

Средневековые чернила были совсем не такими, как в античности. Они создавались из настоя дубовых орешков и были чрезвычайно стойкими. Их нельзя было просто смыть — только соскабливать ножом. Использовали и цветные чернила: особенно часто красные — для заголовков, концов глав, важных слов. Инициалами занимались отдельно, украшая их красками — красной, зелёной, синей.

Инструменты писца тоже менялись. В античности использовали калам — тростниковое перо. Но с XI века его окончательно вытесняет птичье перо — чаще всего гусиное, но также и лебединое, павлинье. Эти перья были более гибкими и подходили для пергамена. Кроме того, они позволяли варьировать стиль письма — ведь средневековые шрифты были куда сложнее античных.

Как читали и как хранили

Изменение материала и формы книги отразилось и на способах чтения. В античности книга почти всегда читалась вслух — даже в библиотеке. Это был коллективный опыт. Средневековье, напротив, порождает индивидуальное чтение. Монах в келье, читающий про себя, — одна из ключевых фигур эпохи. Хотя и теперь книги читались вслух — на службах, в монастырях, при дворе.

Сами книги были предметом роскоши. Их хранили в монастырях или дворцах. Переплетали с досками, укрепляли металлическими уголками, добавляли застёжки. В XIII веке появляются застёжки и завязки, предотвращающие коробление пергамена. Украшенные книги, с гравировками и драгоценностями, были редкостью и священным предметом. На Евангелиях приносили клятвы, книги становились объектами суеверий и благоговения.

Книга выходит из монастыря

До XII века книги в основном переписывались в монастырях — скриптории были сосредоточиями книжной жизни Европы. Но с ростом городов и университетов ситуация меняется. Книга выходит за церковные стены и становится частью светской, университетской культуры. Возникают городские мастерские по производству пергамена, появляются первые светские библиотеки.

Именно с XIII века в Европе начинают больше читать. И это требует новых инструментов. Среди таких изобретений — очки. Впервые они упоминаются в итальянской хронике под 1299 годом. В XIV веке уже и врачи, и поэты (включая Петрарку) говорят о них. Очки, вероятно, появились благодаря технологии обработки берилла и горного хрусталя, использовавшейся ранее в реликвариях — ларцах для мощей. Их прозрачность вдохновила на создание линз.

Эпоха памяти и труда

Средневековая книга — это не просто носитель информации. Это результат тяжёлого, почти сакрального труда. Каждый лист пергамена стоил усилий, времени и жизни животного. Каждое слово, написанное на нём, — результат сосредоточенной работы и благочестивого подвига. Книга была не просто вещью — она была чудом.

Когда в XV веке появляется книгопечатание, всё меняется. Но до тех пор каждый том был рукописным свидетельством любви к знанию и веры в его силу. В этом смысле средневековая книга остаётся одним из самых ярких символов памяти, не просто записанной, но пережитой.