Найти в Дзене
Наталия Хозицкая

На каком рынке труда вы специализируетесь

На каком рынке труда вы специализируетесь?

Недавно такой вопрос я получила о своей работе с подростками, и этот вопрос поставил меня в тупик 😄

Мне понятно, о чем человек спрашивает: очевидно, что для трудоустройства нужно ориентироваться на рынке труда, желательно не только в конкретной стране, но и в индустрии. Поэтому за задачи трудоустройства взрослых в других странах я и не берусь.

Но я задумалась, критична ли специализация на региональном рынке труда для профориентации? Нужно ли профессионалу эту специализацию формировать, или она будет помехой для развития в профессии?

➡️ С этим вопросом я столкнулась не впервые. Он сложнее, чем кажется, так как для меня здесь закопана этическая дилемма. Сейчас объясню, откуда ноги:

В прошлом году я участвовала в круглом столе для профессионалов образования, где обсуждалась трансформация модели школьной профориентации в сторону запроса государства на покрытие дефицита кадров в определенных индустриях:

Давайте будем рассказывать детям в регионах про те профессии, в которых нуждаются региональные предприятия, чтобы они могли остаться дома и там пригодиться.

Хорошее же дело — помогать людям находить место в своем регионе, приобретать перспективную профессию в смысле будущего трудоустройства, сократить отток кадров и все такое.

Дело вроде хорошее, а внутреннее сопротивление у меня все равно есть. Да, я знаю, что для многих ребят это отличный выход — не уехать нести ту или другую тяжбу, а получить устойчивость в своей профессии и остаться рядом с близкими. Но как соблюсти этот баланс между журавлем и синицей? Надо тогда показывать подростку обеих птиц и учить выбирать, подсказывать, что выбор можно менять со временем. Но для региона тогда есть риски: может лучше не доставать журавля совсем?

Частично из этой дилеммы родился проект моего стартапа про цифровую подработку для подростков. Идея в том, чтобы у всех была свобода выбора и устойчивость без привязки к чьим-то потребностям. Для меня это вопросы выбора стороны: клиента или рынка.

Пожалуй, я склоняюсь в сторону отсутствия специализации. Аналитику любого рынка сделать несложно умеючи, но специализация — это уже немного контракт с рынком, а не с подростком.

Что думаете? Делитесь мнением в комментариях💌