«Небо Яковлева» – так называется новая экскурсия Музея техники Вадима Задорожного. С января 2025 года она знакомит посетителей с историей конструкторского бюро, созданного выдающимся авиаконструктором Александром Яковлевым. Проект, подготовленный в преддверии 80-летия Победы, стал очередным этапом долгосрочного партнерства музея и компании «Яковлев».
Открытию экскурсии предшествовала большая совместная работа. В залах появились новые экспонаты из фондов музея и предприятия; с участием специалистов «Яковлева» подготовлены экскурсоводы. Особый акцент сделан на павильон «Авиация», где оформлены витрины с предметами, документами и фотографиями, рассказывающими о генеральном конструкторе.
Основа экскурсии – коллекция «Яков». Открывает линейку первая машина конструктора – легкий самолет АИР-1, поднявшийся в небо 12 мая 1927 года. Эта дата считается днем основания знаменитого КБ.
Всего в музее 13 «Яков»: учебных самолетов, фронтовых истребителей, сверхзвуковых перехватчиков, первых отечественных тактических беспилотников. Причем это – не макеты, а самолеты, поднимавшиеся в небо. В том числе – в годы Великой Отечественной войны. Жемчужина собрания – сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141, на полтора десятилетия опередивший аналогичные западные конструкции.
Коллекция – историческая ценность мирового значения. Аналогичной подборки, охватывающей всю историю фирмы, нет ни у одного отечественного КБ. Принимая в 2006 году решение о передаче машин в музей для экспонирования, глава «ОКБ им. А. С. Яковлева» Олег Демченко исходил из необходимости представить ранее закрытые самолеты широкой общественности. Решение оказалось верным – каждый год с историческими «Яками» знакомится в среднем 250 000 посетителей.
«Экскурсия была изумительной! Я не думал, что смогу увидеть такие редкие самолеты и все в одном месте. Обязательно приведу сюда своего внука», – поделился своими впечатлениями один из первых гостей «яковлевской» экспозиции.
Музей и компания «Яковлев» ведут большую работу по поддержанию коллекции. «Совместная исследовательская деятельность позволяет находить ранее неизвестные факты из опыта работы КБ, жизни и деятельности его основателя», – отмечает Сергей Кузнецов, начальник отдела научно-технической информации Инженерного центра компании «Яковлев».
К мероприятиям в музее регулярно привлекаются специалисты и ветераны компании. В ноябре 2024 года перед аудиторией выступили Герои России летчики-испытатели Андрей Синицин, первым поднявший в небо Як-141, и Олег Мутовин, проводящий летные испытания лайнера МС-21.
В «Яковлеве» считают взаимодействие с музеем важной частью просветительской и профориентационной работы, которая ведется со старшими школьники, студентами и молодыми конструкторами.
Помни войну!
Особая гордость музея – зал «Соколы России». Здесь представлены сразу три истребителя Александра Яковлева времен Великой Отечественной. В небе войны сражалось свыше 40 тысяч яковлевских машин – больше, чем истребителей других советских КБ, вместе взятых. История каждой машины уникальна.
Як-1 воевал в составе 20-го Киркенесского Краснознаменного истребительного полка Северного флота. В августе 1943 года самолет совершил вынужденную посадку на озеро в Мурманской области. Летчик, младший лейтенант Егор Демидов, будущий полковник и кавалер пяти орденов, спася. В 2012 году самолет был поднят из воды, реставрирован, и помещен в экспозицию. Это – один из трех сохранившихся со времен войны Як-1.
Як-9 – легендарный самолет, выпущенный осенью 1942 года в Новосибирске. На его фюзеляже – надпись: «Самолет Героя Советского Союза И. И. Клещева» и 14 красных звездочек, каждая из которых символизирует сбитый летчиком самолет противника. После войны восстановленная машина стала одним из первых экспонатов музея «ОКБ им. А. С. Яковлева». На сегодня это – единственный в мире Як-9 первой серии.
Як-3 – один из трех сохранившихся в мире и единственный в России оригинальный самолет этого типа. Представленная в музее машина участвовала в воздушных боях и встретила День Победы в небе над Прагой.
В зале детально воссоздана обстановка фронтового аэродрома. Исполосованное шинами поле, землянка техников, «Эмка» командира полка и он сам, принимающий доклад вернувшегося из боевого вылета летчика… Каждая деталь – от звездочки на мундире до авиационной бомбы, – абсолютно точно соответствует исторической реальности. Воспроизводятся даже звуки войны.
Вообще, подлинность – это «фишка» музея. Например, самолеты, которые уже не поднимутся в небо, красят аутентичными авиационными красками, несмотря на то, что они в разы дороже обычных.
Заместитель директора музея по авиации Евгений Лебедев подчеркивает: «Создавая экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, мы хотели не просто показать самолеты. Наша цель – добиться эффекта присутствия, заставить гостя на несколько минут переместился в то трудное героическое время. И мы видим, что наша «машина времени» работает».
В планах совместной работы музея и авиастроителей – мероприятия, посвященные празднованию двух исторических юбилеев: 120-летия Александра Яковлева в 2026 году и 100-летия компании «Яковлев» в 2027-м.
Текст: Александра Авдеева, Сергей Сокут (ПАО "Яковлев")