Об этом священном событии сообщают евангелисты Марк и Лука (Мк. 16:19; Лк. 24:50-51; Деян. 1:2-11). Цитируя Христа, упоминает о Вознесении и святой Иоанн Богослов (Ин 3:13; 6:62; 20:17), а Лука записал пророчество Христово о Вознесении (Лк. 22:69).
Первоверховный апостол Павел пишет:
«Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим 3:16);«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9-10).
О Вознесении Господнем было и ветхозаветное пророчество, которое Сам Христос также цитировал: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1; Мф. 22:41-46).
Куда ушел Спаситель?
Ближайшие последователи Христа увидели, как Человек отделился стопами от земли и стал подниматься в воздух до тех пор, пока облако не скрыло Его от взора свидетелей чуда.
С точки зрения библейского мировоззрения, не существует ни чудес, ни законов природы, а есть лишь обыкновенные действия Бога и Его необыкновенные действия. Такое представление основано на догмате о вседержительстве Творца – ни один из элементов реальности не может существовать без поддержки Троицы, и все находится под Ее полным контролем.
Воскресшее Тело Спасителя сотворено из нового вида материи, и вознеслось оно не в отдаленные части пространства, в котором мы живем, а на небо духовное – в скрытое от чувственного восприятия пространственное измерение, населенное до того Ангелами и душами выведенных Им из ада людей – незадолго до Вознесения.
Иисус Христос – не первый из людей, перешедших в духовный мир в теле. По Писаниям и их святоотеческим толкованиям, на небо взяты древние пророки – Енох и Илия (Быт. 5:21-24; 4 Цар. 2). Но пророки не вкусили смерти и вознеслись на небо в обычных телах.
По преданию Церкви, также навсегда воскресла из мертвых и вознеслась на духовное небо Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария.
Возвращение Иисуса в конце мировой истории
Рассказ о Вознесении подтверждают и слова апостолов о грядущем возвращении Спасителя: логично, что Тот, Кто вернется, куда-то ушел.
Сразу же после того, как облако скрыло Христа от взора свидетелей Вознесения, к ученикам Иисуса под видом мужчин в белых одеждах явились два Ангела и предрекли, что Его возвращение состоится схожим с Вознесением образом. Евангелисты цитируют слова Христовы об этом (Мф. 16:27; 24:30; 26:64; Мк. 8:38; 14:62; 13:26; Лк. 21:27). Святой Павел также пророчествует о всеобщем воскресении и возвращении Христовом (1 Фес. 1:10; 4:16).
Перед Вторым пришествием Господним на землю вернутся и вышеназванные пророки Илия и Енох, которые в течение трех с половиной лет будут обличать так называемого антихриста, духовно сориентируют многих из тех, кого он будет прельщать, а потом потерпят поражение в битве против лжебога. Все человечество будет смотреть на трупы пророков в течение трех дней, и многие возрадуются их гибели. На третий день после смерти Илия и Енох воскреснут в вечных телах Царства и вознесутся на небо (Откр. 11).
Затем вернется Господь, чтобы сокрушить царство антихриста, положить конец мировой истории, воскресить всех людей, живших до этого события, и преобразить тела всех современников Его Второго пришествия в вечные нетленные тела. Что воскрешенные, что преображенные будут предназначены: одни – для вечной славы и блаженства, другие – для вечных позора и мучений. После этого Спаситель возглавит последний в истории Страшный Суд.
Какой духовный смысл имело Вознесение Господне для самих святых апостолов?
Спаситель после благословения учеников, составивших малое зерно Вселенской Церкви, после наставлений, завершивших Его мессианское служение, не просто исчез в духовном измерении, а именно вознесся Телом ввысь. Последнее чудо этого этапа священной истории было не только красивым явлением, но и донесло до верующих определенные смыслы.
Сила человеческой веры бывает разной
Спаситель учит, что блаженны люди, не видевшие Его служение плотскими глазами, но уверовавшие в Божественность Христа (Ин. 20:29). Это касается подавляющего большинства христиан. Люди в разные времена существования Церкви Божьей слышали благую весть и соглашались с ней, применяя силу разума, называемую верой. Новообращенные христиане признавали, что был на земле некий Иисус Христос, творил немыслимые чудеса, был убит, а потом чудесным образом ожил, чем и доказал Свою божественность. Так начинают люди веровать в простоте своего сердца. Иные убеждаются в истинности Евангелия с помощью чудес: например, наблюдая за мужественным перенесением тяжких страданий святых мучеников и их готовностью исповедовать имя Христово до самого конца. Какой из двух путей принятия Христа является признаком более сильной веры, сказать сложно, но это не особенно важно. Парадоксально можно назвать веру тех и других равными по силе – первые незамутненным взором распознают искренность проповедников и легко ломают сомнения, а вторых укрепляет убедительность чудес.
Итак, человек начинает по той или иной причине верить, что Иисус – Сын Божий. Вера эта еще не совершенна в той же степени, в какой не совершенна вера, основанная на чудесах. Тот же человеческий разум своей критической силой часто заявляет свои права на доказательства: хочу убедиться досконально.
Пиковое состояние веры находится в богообщении. Когда человеческий ум по воле Божьей соединяется со Святым Духом, как таковой веры уже нет – есть чистейшее сердечное созерцание истины – тайн вселенной, Бога и Его откровений такими, какими они являются по сути. Это состояние, для которого и предназначен человек, бесконечно выше слепого интеллектуального анализа, и называется оно святостью. В Евангелии мы видим, как подобное, находясь рядом со Христом, пережили самарянка Фотина и апостолы Петр, Иаков и Иоанн (Ин. 4; Мф. 17:1-13).
Когда же Бог покидает человека Своим откровением, тот выходит из состояния созерцания истины, а память сохраняет все впечатления от богообщения. Человек вновь возвращается в состояние веры, которая, как кажется, должна быть уже непоколебимой и твердой как алмаз. Но история апостолов говорит о том, что вера может не достигать совершенства даже после переживания человеком высочайших состояний.
Труднодостижимость твердой веры на примере святых апостолов
Как было сказано выше, выходящие из ряда вон явления не всегда являются источником совершенного христианства. Достаточно вспомнить случай с апостолом Фомой, видевшим чудеса Господни и творившим чудеса по Его благословению (Ин. 20:26-28). Иные толкования гласят, что Фома веровал в Воскресение Господне, но божественное событие было для него столь долгожданным, что возрадоваться он мог только убедившись в чуде лично – про подобные случаи обычно говорят "не верю своему счастью".
Тем не менее, Евангелие повествует, что не поверили в Воскресение Христово многие из Его учеников.
Фома, как и большинство апостолов, не присутствовал рядом с Христом, когда Его судили, унижали, избивали и распинали. Апостолы из семидесяти Лука и Клеопа также были свидетелями чудес, но после страстей Господних они начали унывать и решили, что история Иисуса закончилась – Он якобы никакой не Мессия (Лк. 24:13-32).
Из трех ближайших учеников Спасителя, переживших божественное откровение на горе Фавор, под крестом распятого Иисуса был лишь Иоанн Богослов.
Петр же, будучи одним из этих троих, и наиболее пламенно из всех выражавший свою любовь ко Христу, трижды от Него отрекся, когда Спасителя судили у первосвященника Каиафы (Мф. 26).
Все это свидетельствует о глубокой духовной поврежденности каждого из нас. Как видно из Евангелия, от умопомрачения, сопротивляющегося истине, не застрахованы даже лучшие из людей.
Памятуя о том, что искушениям поддались даже святые апостолы, не следует мнить себя великими христианами и рядовым верующим. Евангельская история учит каждого из нас смиренному мнению о себе.
Вознесение Христово – чудо, даровавшее апостолам непоколебимую веру
Наконец, все веровавшие в Христа самовидцы земного служения Сына Божьего убедились, что Он воистину воскрес. Памятуя о всех вышеназванных проявлениях человеческих немощей и малодушия, можно догадываться, что только после первой новозаветной Пасхи ученики Христа пришли в полное осознание бесконечного величия всего того, что произошло во время их следования за Ним.
Именно поэтому Христос не просто являлся первым христианам в течение сорока дней перед Вознесением, но и давал будущим величайшим учителям человечества последние толкования Писаний и открывал очередные тайны Царства Божьего. Вся эта информация была бы попросту не воспринята древнейшей Церковью, если бы последователи Иисуса окончательно не убедились в Его божественности.
Итак, Господь дает ученикам последние наставления. Он велит не отлучаться от Иерусалима и ждать того, что обещал дать через Иисуса Отец Небесный. Христос говорит, что через несколько дней после Вознесения состоится крещение Церкви Святым Духом – речь о новозаветной Пятидесятнице. На это ученики спросили Христа – в эти ли дни Он восстанавливает Израилю Царство, на что Господь ответил, что это не человеческое дело знать времена и сроки, установленные Отцом Небесным.
Спаситель вновь велит апостолам проповедовать по всей земле, и в завершение сорокадневного пребывания с верующими после своего Воскресения, Господь как бы ставит "знак качества" на совершенной апостольской вере: творит последнее на этом этапе священной истории чудо – поднимается ввысь и исчезает в духовном мире.
Значение Вознесения для каждого христианина
Человек, живущий церковной жизнью, в дни между Пасхой и Вознесением Господним входит в радость древней Церкви – Христос в этот период особенным образом пребывает с верующими всех времен – не явно, но в остальном точно так же, как Он пребывал с Богоматерью, апостолами и другими Своими последователями. В эти святые дни христиане в духовном смысле приравнены к основателям Церкви.
Телесное удаление в небесный мир Спасителя не означает, что мы брошены Богом и стали сиротами, что все имеющееся у нас духовное сокровище – лишь надежда. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он присутствует Своими Телом и Кровью на каждой Литургии, и ничто не может отлучить христианина от своего Спасителя. Даже падение верующего в грех не ослабляет любви Божьей, потому что за всякий грех умер Его Сын.
Вознесение Господне – это поселение самой человеческой сущности там, где обитает бесконечно блаженный Всемогущий Властелин, что в чистом виде недоступно даже Ангелам. Христос даровал каждому верующему не просто избавление от ада, но и возвысил в чин детей Божьих, богов по благодати. Где Христос, там будет и всякий верующий в Него (Ин. 17:20-23).
Наконец, буквально произошедшее Вознесение является духовным символом, призывающим каждого верующего вознести свой дух от всего временного и тленного к престолу вечного, бессмертного и нетленного Бога. Еще живя на земле, каждый способен приклонить Отца Небесного к дарованию святости (Мф. 5:48; Ин. 14:23). Внутренне возноситься к Богу христианин должен не через самовозвеличивание, что является грехом, а через смирение (Лк. 18:14).
Некоторые изречения святых отцов о Вознесении
Григорий Нисский:
«Господь стал выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил ее узы, и Своим Вознесением проложил путь любой плоти, и, будучи сопрестольным и равночтимым Своему Отцу, в день суда по жизненным заслугам произнесет приговор над судимым».
Ефрем Сирин:
«Отрезвись насколько возможно, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо».
Иоанн Златоуст:
«Действительно великое, чудное и изумительное дело – вот эта наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и предаюсь высоким мыслям о роде человеческом, потому что вижу ... многое попечение Божие о естестве нашем»;«Он облекся нашей плотью не для того, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собой. А если бы было не так, Он не удостоил бы ее Царского престола и ... не был бы поклоняем от всего небесного воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей».
🌿🕊🌿
Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️