Найти в Дзене
Просто о жизни и воспитании

Почему Ив Сен Лоран считал русских женщин неухоженными и осуждал их

Иногда мнение великого человека – не только зеркало его вкуса, но и эпохи, в которую он заглянул. А иногда – искажённое зеркало, особенно если речь идёт о взгляде извне, с чужого берега, с другой культуры. Вот и Ив Сен Лоран, человек безусловно гениальный, с талантом чувствовать ткань, запах, свет и женщину… когда речь шла о французской женщине. Или, скажем, об итальянке. Но вот когда он посмотрел на русскую женщину, что-то внутри у него будто бы резко и категорично защёлкнулось. Не вызывала она у него восхищения. Не вдохновила. А может, просто не понял он русскую красоту.

1. Унылое зрелище

«Никогда не видел столько толстых и дурных женщин в чёрном в одном месте! Не на кого глаз положить», - сказал Ив Сен Лоран.

Тот самый, что одел Катрин Денёв и вернул женщине силу с помощью костюма-пиджака. Тот, чей парфюм «Opium» стал символом дерзкой женственности и сладкой зависимости от красоты. Почему же он был так суров?

Понять это без контекста невозможно.

1959 год. Юный Сен Лоран только-только вступил в роль преемника маэстро Диора. Его отправляют в СССР – в Москву, на первый в Советском Союзе показ мод Дома Dior. Миссия важная, историческая. Молодой дизайнер приезжает – и попадает в мир, где красота… выживает. Не расцветает, а существует наперекор. Где женщины идут по грязному асфальту в стоптанных сапогах, а под плащом – сшитое вручную платье, в котором зашита мечта о Париже. Только увидеть это нужно было не глазами эстета, а сердцем.

А он увидел – унылых, толстых, уставших. Не ухоженных, не изысканных. И разочаровался. Или, может, и не разочаровался – просто никогда и не очаровывался.

-2

2. Лень и серость

Есть у французов своя особая жестокость – утончённая. Они умеют резать словами, как скальпелем. Без истерики, хладнокровно. И Сен Лоран не был исключением. Русским женщинам он приписал три «смертных греха» красоты: неухоженность, лень и отсутствие вкуса.

Лень – особенно. Он был перфекционистом. Искренне верил, что женщина обязана трудиться над собой, как художник – над холстом.

«Женщина должна быть стройной, как балерина, ухоженной – как актриса, и стильной – как икона», – говорил он.

Он искренне не понимал, почему русская женщина позволяет себе стареть, толстеть, ходить в чёрном мешке. А он ведь не знал – что между ею и её внешностью стояли очереди, дефицит, вечная борьба за бытовое выживание, дети, коммуналки, чувство долга и нищета. Зеркало, если и было, то разбитое. Крем – один на всех. А главное – вера в то, что внешность – это вообще не главное. Вот тут и возникло непонимание. Он видел фасад. А русская женщина – это всегда про подвал души.

-3

Время, в которое попал кутюрье

Можно ли винить человека за то, что он увидел то, что увидел? И да, и нет. Он приехал в страну, где женщина уже не та, что на картинах Репина или Сомова. Не та, что в стихах Цветаевой. А та, что с тяжёлой сумкой, натруженными руками, с косынкой и взглядом, в котором не стиль, а история. Попробовал бы он сам в таких условиях не потерять изящество. Он не застал русских женщин времён дореволюционных балов и бриллиантов в волосах. Он увидел женщин социализма. А социализм – не про элегантность.

Его второй визит в 1986 году был уже другим. Он был знаменит, приезжал с выставкой, но образ русской женщины остался для него прежним – тяжёлым, простоватым, чересчур «земным». И, видимо, всё так же чужим.

Его эталон

Для Сен Лорана женщина должна была быть возвышенной. Лёгкой. Парящей. Почти бесплотной. Он обожал женщин-символов: Брижит Бардо, Катрин Денёв – тех, кто всегда умел носить себя. Красиво. Уверенно. Незабываемо.

И он верил в четыре простых вещи, которые делали женщину ухоженной. Это не про вещи из бутика. Это – код красоты:

-4

1. Ухоженное тело. До кончиков пальцев. До шеи. До лодыжек. И не для кого-то – для себя.

«Если тело женщины ухожено, всегда найдётся тот, кто купит ей норковую шубу» – неэтично, но очень по-французски. С намёком.

2. Обувь. Та самая пара, которая делает походку королевской. Он всегда говорил, что женщина в красивых туфлях – уже наполовину победила.

3. Капля духов. Не аромат – шлейф. Память. Легенда. Сен Лоран сам создал легенду – «Opium». Тот, кто его чувствовал, не забывал никогда.

4. Индивидуальность.

«Мне физически больно видеть, какой жалкой становится женщина, превратившаяся в жертву моды», говорил Ив Сен Лоран.

Он обожал стиль, не тренды. И ценил женщин, которые не бегут за модой, а идут рядом с ней. Своей походкой. Своим вкусом.

Был и он прав?

-5

Можно долго спорить. Да, были времена, когда советская женщина выглядела не по-парижски. Но она боролась. Жила. Тянула на себе всё. И ухаживать за собой – это было не про леность, а про возможность. И всё же кое-что в его словах – не без истины. Женщины, даже в тяжёлые времена, иногда забывают, как важно быть женщиной. Радоваться себе. Не растворяться в быту.

Как говорила Марлен Дитрих: «Быть ухоженной – это проявление уважения к себе».

Может, это и есть ключ. Ухоженность – не про люксовую помаду. Это про отношение. Про любовь к себе, которую видно снаружи. И к которой не нужно разрешение эпохи.

Что думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях!

Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.