А давайте опять в Стамбул, а? Давайте нырнём в базарную толпу и гомон путаных темноватых рядов рынка Хасырджилар, который прилепился к другому, знаменитому — Египетскому. Нет, нам ничего не надо покупать, разве что поесть турецкую кунафу, подобие арабского кнафе, но поскромнее оригинала. Там вкуснее, чем в откровенно туристических местах. Но лучше не отвлекаться, иначе можно пройти мимо того, что ищем на этом очень странном базаре: то товар висит на явно древних османских стенах, то вдруг оказываешься перед входом в мечеть — она? Мы нашли то, что искали? Но нет, совсем не она, хотя и тоже древняя.
Мы тогда шли не снизу от Золотого Рога и Египетского базара, а сверху — от мечети Сулеймание. Стамбул невероятен! На каждом шагу османские медресе, хаммамы, рынки, ханы, мечети…
Вот та, с первого фото, времён Фатиха — мечеть Хаджи Тимурташа или мечеть Демирташа. В 1460 году основал её некий Тимурташ Ага, она жила, старела, почти погибала, восстанавливалась, закрывалась воителями с религией, а с 1964 года силами местных торговцев возвращена верующим. Теперь за ней достойный уход, и как у многих мечетей Стамбула, за её стенами молятся, а под её стенами торгуют и распивают чаи-кофе.
А вот это уже она — мечеть Рустема Паши, которую часто называют «настоящая Голубая мечеть Стамбула».
Что, не похоже на сокровище? Капля терпения, подъём по ступеням в узком темноватом проёме, и уже понимаешь, что искал не зря. Сама по себе мечеть уже выглядит необычно: и этаж, и сквозная галерея, и внешние михрабы для опоздавших на молитву или не поместившихся внутри мечети.
И именно здесь уже догадываешься, что если так украшено снаружи, то значит, за дверью ждёт что-то ещё более волшебное.
Если пойдёте туда, уже прочитав статью, найдите единственную и неповторимую плитку с изображением священной для мусульман Мекки. Про неё много пишут, показывают фото, но не показывают в масштабе. У меня получилось всё наоборот: я про неё не знала, глазами не увидела, и только потом на своём же фото её нашла.
Запоминайте: крытый портик, центральный на этой стене вход, слева от него плитка с рисунком Древа жизни, справа от него — та самая Мекка, одна маленькая плиточка.
Почти как искать слона в Юрьеве-Польском, интересно же!
А теперь, если б я вдруг была экскурсоводом, я бы немножко потомила вас перед тем, как зайти внутрь. Сначала я бы рассказала вот что…
Он любил её, а она любила мужа — история любви и мечети
Если кто-то считает, что историю Великолепного века Османской Империи хорошо знает по триумфальному турецкому сериалу, то вынуждена его огорчить: фраза про любовь выше относится к женщине, которая в сериале в браке несчастлива. Но не в жизни. Дочь Сулеймана Кануни и Хюррем-султан, выданная замуж за будущего великого визиря отца Рустема Пашу, не была замечена ни в каких в страстях, а мирно любила своего мужа, как и положено правоверной мусульманке и султанской дочери. Даже сама мечеть Рустема Паши — многовековое тому доказательство.
Рустема Пашу не любили другие. Было за что: хорват по рождению, хитрый и набожный интриган, пробравшийся на самый верх власти, окруживший себя роскошью и пылавший страстью к деньгам, «крёстный отец» кумовства и взяточничества в государстве – его ненавидели и янычары, и народ, и «коллеги по службе». Заговор против шехзаде Мустафы в 1553 году, хлопоты за «высшую меру» наказания принцу Рустему-паше не простили, однако, несмотря на временное отстранение от должности, великий визирь оказался непотопляем. Даже слух о постигшей его проказе, распущенный перед самой свадьбой с Михримах, Рустем-паша развеял находчиво и технично: лекарь осмотрел его одежду и обнаружил в ней «неприличных насекомых», а поскольку считалось невозможным одновременность проказы и «блохастости», обвинение было снято. Правда, прозвище «кехле-и икбал» (приносящая удачу во шь) от великого визиря уже не отлипло.
Старая турецкая пословица гласит: «Если
человеку везет, то даже во шь может принести ему богатство». Это тот самый случай, получается.
Ещё в 1550 году Рустем Паша начал строить эту мечеть — наследие после себя, знак благодарности за своё возвышение, знак своего могущества и богатства. Мечеть должна была стать особенной, неповторимой.
И он таки этого добился: в 2007 году мечеть Рустема Паши была выбрана самой красивой мечетью Европы.
Кто мог построить такую великую задумку? Безусловно, Мимар Синан. Его Рустем Паша и выбрал в архитекторы. Вот только помолиться в ней не успел, в 1561 году после долгой болезни оставил после себя вакантную должность и вдову Михримах. Достраивала мечеть через год именно она, Михримах-султан. И имя своего мужа дала ей тоже Михримах-султан. И только один минарет возвести приказала тоже она — как знак утраты любимого мужа.
Тут мы вступаем на почву зыбкую, потому что легенд вокруг этой мечети немало, и единственный минарет породил не только историю о любви жены к мужу, но и о другой любви, безответной — архитектора Мимара Синана к чужой жене красавице Михримах-султан. Как было на самом деле? Никто уже не скажет…
До начала строительства на этом месте была другая − мечеть Халиль Эфенди. Место было слишком низким, и Мимар Синан возвёл высокую платформу, которую еще до строительства собственно мечети использовали в качестве склада и магазина. Поймал двух зайцев: обеспечил мечети доход и архитектурно вывел её на шаг вперед в городском силуэте. И это одна из причин, почему мечеть Рустема Паши заслуженно входит в список величайших творений Мимара Синана.
А вот теперь идём внутрь, где прекрасно всё! От каждого керамического медальона, каждой плитки, расписанной вручную в 16 веке, от мраморного минбара и витражей до полной гармонии с вполне современным ковром приглушённо-голубого цвета.
По всей внутренней площади мечети нам пройти не удастся, разве что мужчинам (снимать михраб в Улу-Джами в Бурсе я уже догадалась отправить мужа, а здесь почему-то нет. Наверное, так захватило дух, что практицизм полностью отключился). Но даже в доступных местах вам не хватит времени, чтобы найти каждый рисунок, каждый цветок, каждый бордюр… Это что-то совершенно невероятное!
И хотя я очень не люблю цифры, здесь и сейчас поражать ваше воображение лучше всего именно ими. Их посчитали, слушайте: 7227 плиток с 36-ю мотивами тюльпанов, 16043 плиток, украшенных 56-ю различными мотивами других цветов – роз, гвоздик, лилий и ромашек. А потом еще сосчитали: 41 мотив тюльпанов, 66 мотивов лилий, 45 – гвоздик и каких-то других. Я не знаю, какие цифры правильнее, пусть исследователи сами разбираются, ведь любой вариант – фантастика! Ведь это были только «полные» плитки, а есть еще 6218 бордюрных с их 747-ю видами, есть 850 плиток, на которых написана каллиграфия. Ну и та самая − одна с изображением Каабы в Мекке.
Представили количество? А теперь масштаб работ – 7 лет, чтобы всё это создать! В колыбели османской керамики, городе Изнике, по личным эскизам Рустема Паши замешивали, лепили, резали, расписывали, обжигали эту голубую красоту, которая совершенно затмевает плитку мечети Султанахмет. Той самой, что называют Голубой те, кто просто не видел этой скромной снаружи и роскошной внутри мечети.
Аналогов плитки мечети Рустема Паши в исламском мире нет. При этом в ней собраны все образцы плиток, созданных во второй половине XVI века в Изнике. В основном кобальтовые и бирюзовые, позже бледно-фиолетовые и зеленые керамические плитки – каждая изготавливалась вручную, на каждой цветы и стебли тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, пионов, роз, граната и вишни. Все они − символы роскоши и богатства, ведь были самыми дорогими и изысканными во времена строительства мечети.
Изник не справлялся, рук не хватало. Когда это стало понятно, построили плиточную мастерскую в Кютахье. Для сохранения целостности и гармонии узоров стены мечети подгоняли под рисунок, минимизируя количество выступов. Итогом колоссального труда (и денег!) стала мечеть – бесконечно цветущий райский сад.
Так мечеть, что намного меньше султанских мечетей Стамбула, стала невероятно дорогим и самым роскошным проектом. А также памятью человека, которого даже после кончины и после созданной благодаря ему красоты по-прежнему вспоминали недобро: и изысканности-то у мечети мало, и деньги-то можно было лучше потратить (ничего не напоминает эта фраза?). Пожары, землетрясения − мечеть пережила всё, люди не дали ей погибнуть, каждый раз возвращая её к жизни.
И знайте: фото мечети Рустема Паши не передают всю красоту и утонченность её узоров, не создают вокруг вас цветочный вихрь. И по фото не узнать, правдиво ли поверье, что если долго смотреть на изразцы внутри мечети, "обретаешь душевное спокойствие, умиротворение и черпаешь вдохновение для новых свершений". А чтобы уж совсем убедить вас найти эту роскошь в хаосе рыночных рядов (а также поставить статье заслуженный, как считает автор, лайк)), держите поговорку, родившуюся прямо здесь: «Настоящая красота всегда скрыта от глаз». А я добавлю, что нашедший её обязательно будет вознагражден.