Найти в Дзене
Тишина вдвоём

Он хотел всё и сразу. Остался ни с чем

— Я хочу дом! Квартира — это не для меня. Мы годами откладываем, а жизнь-то проходит! — Глеб стукнул кулаком по столу так, что чашки подпрыгнули, а чай выплеснулся на белоснежную скатерть.

— Глеб, одумайся! У нас только на первый взнос накоплено, а ты хочешь сразу загородный дом. Откуда мы возьмём ещё три миллиона? — Ирина говорила спокойно, но внутри всё кипело от возмущения.

— Кредит возьмём, что непонятного? Все так делают. Квартиру продадим, добавим нашу заначку. А через пару лет я получу повышение и всё выплатим, — Глеб раздражённо махнул рукой, словно отмахиваясь от назойливой мухи.

— А если не получишь? Ты мечтаешь об этом повышении уже третий год, — Ирина устало потёрла виски. Этот разговор повторялся уже в сотый раз.

— Получу! Я лучший менеджер в нашей компании. Директор обещал, что следующая вакансия руководителя отдела — моя.

Ирина отвернулась к окну. За стеклом медленно кружились снежинки. Зима выдалась холодной, но на душе у женщины было ещё холоднее. Муж в последнее время совсем перестал её слушать. Его будто подменили.

Их семейная лодка держалась на плаву благодаря её осторожности и расчётливости. А Глеб всегда был мечтателем. Сначала это даже привлекало её — его умение строить воздушные замки и верить в невозможное. Но с годами это качество превратилось из достоинства в настоящий порок.

— Ты против моего счастья? — с вызовом спросил Глеб.

— Нет, Глебушка, я против необдуманных шагов. Дом — это огромная ответственность. А вдруг мы не потянем? Лучше подождать годик, подкопить ещё...

— Всегда ты со своим «подождать»! Мне уже сорок три, а мы всё ждём! Когда жить-то? Когда наслаждаться жизнью? На пенсии? — Глеб нервно ходил по кухне, заламывая руки.

— Мы и так неплохо живём, — возразила Ирина. — У нас хорошая квартира, мы ездим отдыхать каждый год...

— В Турцию! Каждый год в одну и ту же Турцию! А я хочу на Мальдивы! В Таиланд! В Америку, в конце концов! Ты всегда меня тормозишь, всегда на всём экономишь.

— Не экономлю, а разумно трачу, — поправила его Ирина. — И за счёт этого у нас есть финансовая подушка безопасности.

— Подушка! Да кому нужна эта подушка? — Глеб презрительно фыркнул. — Пока мои друзья живут на полную катушку, мы всё копим и копим. Надоело!

Ирина вздохнула. В последнее время Глеб часто сравнивал их жизнь с жизнью других. Особенно после того, как его школьный друг Павел купил дом за городом. Правда, Глеб почему-то умалчивал о том, что Павел унаследовал приличную сумму от дедушки и смог позволить себе такую покупку без долгов.

— У тебя началась кризис среднего возраста, — мягко сказала Ирина. — Это пройдёт, только не наделай глупостей.

— Это не кризис! Это прозрение! Я понял, что всю жизнь жил не так, как хотел.

С этими словами Глеб выскочил из кухни, громко хлопнув дверью. Ирина услышала, как он выходит из квартиры. Снова поехал смотреть дома в котеджном посёлке. Третий раз за неделю.

Ирина допила уже остывший чай и начала убирать со стола. С мужем творилось что-то неладное. Раньше они всегда принимали финансовые решения вместе, взвешивая все за и против. А сейчас Глеб словно с цепи сорвался. Ему вдруг стало всего мало.

Начальник отдела продаж Сергей Иванович оторвался от монитора компьютера и с интересом посмотрел на вошедшего в кабинет подчинённого.

— Глеб Николаевич, вы хотели меня видеть?

— Да, Сергей Иванович, разговор есть, — Глеб нервно облизнул пересохшие губы. — Помните, вы обещали мне повышение, когда освободится место заместителя?

— Помню, конечно, — кивнул начальник. — Но пока все позиции заняты.

— Так ведь Михаил Степанович выходит на пенсию в следующем месяце!

— А, вы об этом, — Сергей Иванович закашлялся. — Видите ли, тут такое дело... На должность Михаила Степановича мы планируем взять человека со стороны. У нас есть кандидат с хорошим опытом руководящей работы.

— Как со стороны? — Глеб почувствовал, как у него заныло в груди. — А как же я? Вы же обещали!

— Я говорил, что ваша кандидатура будет рассматриваться в первую очередь. И мы её рассмотрели. Но руководство решило, что компании нужен человек с новым взглядом, с опытом руководства отделом.

— У меня десять лет стажа в компании! Какой ещё новый взгляд? — Глеб с трудом сдерживал рвущееся наружу раздражение.

— Глеб Николаевич, не горячитесь. Будут другие вакансии, — примирительно сказал начальник. — К тому же, у вас отличные показатели как у менеджера. Зачем вам эта головная боль с руководством?

— Затем, что я десять лет ждал повышения! — Глеб уже не сдерживался. — И зарплата у руководителя выше!

— Ну, насчёт зарплаты — это не факт. Вы со своими премиальными порой больше заместителей получаете, — хмыкнул Сергей Иванович. — Так что не переживайте. Продолжайте в том же духе, и всё у вас будет хорошо.

Глеб вышел из кабинета начальника совершенно разбитым. Вот и рухнула его мечта о повышении. А он-то уже и дом присмотрел, рассчитывая на увеличение дохода. Большой, просторный, с участком в десять соток. Настоящий дворец по сравнению с их тесной двушкой в спальном районе.

В кармане завибрировал телефон. Звонил риэлтор.

— Глеб Анатольевич, добрый день! По поводу того дома в Сосновке — хозяева согласны снизить цену на полмиллиона. Но только если вы примете решение до конца недели. У них ещё один покупатель появился.

Глеб почувствовал, как участилось сердцебиение. Такой шанс! Дом со скидкой! А если упустит — перехватит кто-то другой.

— Я... Мне нужно посоветоваться с женой, — неуверенно произнёс он.

— Конечно-конечно, — понимающе отозвался риэлтор. — Только не затягивайте. Такие предложения редко бывают.

После разговора с риэлтором Глеб не пошёл обратно в офис. Настроение было испорчено, работать не хотелось. Он решил прогуляться, проветрить голову.

Ноги сами привели его к автосалону. За стеклянными витринами красовались новенькие машины — блестящие, манящие. Глеб уже давно засматривался на кроссоверы. Их старенькая иномарка исправно служила семье уже восемь лет, но выглядела уже не так презентабельно, как хотелось бы.

— Прошу прощения, вы что-то присматриваете? — к нему подошёл улыбчивый менеджер по продажам.

— Да нет, просто смотрю, — ответил Глеб.

— А зря. У нас сейчас акция — беспроцентный кредит на первый год. Плюс комплект зимней резины в подарок.

— Правда? — Глеб невольно заинтересовался. — И на какие модели акция?

— На все! — торжественно объявил менеджер. — Заходите, я вам всё покажу.

Почти два часа Глеб ходил по автосалону, садился в разные машины, слушал восторженные рассказы менеджера о преимуществах той или иной модели. И чем дольше он находился там, тем сильнее крепла уверенность — ему нужна новая машина. Сейчас. Немедленно.

Домой Глеб вернулся поздно вечером, с горящими глазами и проспектами новых автомобилей.

— Ира, смотри! — он разложил на кухонном столе глянцевые буклеты. — Какая красота! И всего за два миллиона!

— Всего? — Ирина подняла брови. — Глеб, ты с ума сошёл? Какая машина? Мы же дом собирались покупать. И старая машина ещё вполне ездит.

— Ездит, но это уже не престижно! — возразил Глеб. — А тут такая акция! Беспроцентный кредит на год!

— А потом? — спросила Ирина. — Что будет потом? Ты будешь отдавать половину зарплаты за машину, которая нам, в общем-то, не так уж и нужна.

— Нужна! Я заслужил приличную машину после стольких лет работы!

— А дом? — напомнила Ирина. — Ты же хотел дом.

Глеб на мгновение растерялся, но быстро нашёлся:

— И дом тоже! Можно взять два кредита. На дом ипотеку, на машину — автокредит.

— Два кредита? — Ирина покачала головой. — Ты в своём уме? А жить на что будем?

— На зарплату, на что же ещё, — пожал плечами Глеб. — У меня хорошая зарплата. И у тебя не маленькая. Справимся!

— Глеб, послушай меня, — Ирина взяла мужа за руку. — Я понимаю твоё желание жить лучше. Но нельзя так сразу всё менять. Давай по порядку. Сначала определимся с домом. Потом, когда освоимся, подумаем о новой машине.

— Опять ты со своей осторожностью! — вырвал руку Глеб. — Всю жизнь так! Шаг вперёд, два назад. Никакого размаха, никакой свободы!

— Это не осторожность, а здравый смысл, — Ирина начала терять терпение. — Ты что, правда думаешь, что мы потянем ипотеку и автокредит одновременно? А если ты заболеешь? А если меня сократят?

— Не каркай! — огрызнулся Глеб. — Ничего с нами не случится. Все люди так живут — в кредит. И ничего, не умирают.

— Все люди по-разному живут, — тихо сказала Ирина. — И мы всегда жили по средствам. Поэтому у нас и есть накопления.

— Да толку от этих накоплений! — воскликнул Глеб. — Лежат мёртвым грузом, а могли бы работать!

Спор затянулся до глубокой ночи, но к согласию супруги так и не пришли. Ирина твёрдо стояла на своём — никаких поспешных решений. Глеб же всё больше распалялся, обвиняя жену в том, что она тормозит его развитие и не даёт жить полноценной жизнью.

На следующий день, вернувшись с работы, Ирина обнаружила на столе документы из банка. Кредитный договор на покупку автомобиля. Подписанный Глебом.

— Что это? — спросила она у мужа, который сидел в кресле с довольным видом.

— Я купил машину, — гордо объявил он. — Завтра забираем из салона.

— Без моего согласия? — Ирина не могла поверить своим глазам. — Ты взял кредит, даже не посоветовавшись со мной?

— А что толку советоваться? Ты бы всё равно была против, — Глеб встал с кресла. — Пора брать жизнь в свои руки. Я устал всё время отказывать себе в удовольствиях.

— И сколько ты взял? — Ирина бегло просмотрела документы. — Два миллиона? Ты с ума сошёл! Это же почти вся твоя годовая зарплата!

— Зато какая машина! — мечтательно произнёс Глеб. — Ты увидишь завтра. Настоящий зверь!

Ирина села на диван, обхватив голову руками. Что происходит с её мужем? Куда делся тот разумный человек, с которым она прожила пятнадцать лет? Сейчас перед ней был совершенно незнакомый, одержимый какой-то манией человек.

— И что теперь? — спросила она после долгой паузы. — Дом отменяется?

— Почему же? — удивился Глеб. — Дом тоже будет! Я уже договорился с риэлтором. На следующей неделе подаём документы на ипотеку.

— С первоначальным взносом из наших сбережений? — уточнила Ирина.

— Конечно! А откуда же ещё? — Глеб улыбнулся. — Всё будет отлично, вот увидишь!

— Глеб, это безумие, — Ирина покачала головой. — Мы не потянем два кредита одновременно.

— Потянем-потянем, — отмахнулся муж. — Главное — верить в себя!

На следующий день Глеб поехал забирать новую машину. Вернулся он поздно вечером, сияющий от счастья.

— Поехали кататься! — предложил он жене. — Ты только посмотри, какая красавица!

Ирина спустилась с ним во двор. У подъезда стоял новенький внедорожник — большой, блестящий, с кожаным салоном и панорамной крышей.

— Нравится? — с нетерпением спросил Глеб.

— Красивая, — сдержанно ответила Ирина. Она не могла разделить восторг мужа, думая о тех огромных выплатах, которые теперь ждут их каждый месяц.

— Садись, прокатимся! — Глеб открыл пассажирскую дверь.

Они колесили по ночному городу около часа. Глеб без умолку говорил о технических характеристиках машины, о том, как все будут им завидовать, о том, какая теперь у них будет прекрасная жизнь. Ирина молчала, глядя в окно на проносящиеся мимо огни города.

Через неделю они пошли в банк подавать документы на ипотеку. Менеджер, изучив их финансовое положение, нахмурился:

— У вас уже есть крупный кредит, взятый совсем недавно, — сказал он. — Это значительно снижает ваши шансы на одобрение ипотеки.

— Но у нас хорошие зарплаты! — возразил Глеб. — И первоначальный взнос в тридцать процентов!

— Это всё так, — согласился менеджер. — Но банк оценивает риски. А два крупных кредита — это серьёзная нагрузка на семейный бюджет.

— И что теперь делать? — растерянно спросил Глеб.

— Можете попробовать обратиться в другой банк, — предложил менеджер. — Или подождать, пока выплатите автокредит.

Выйдя из банка, Глеб был мрачнее тучи.

— Ну вот, теперь из-за тебя нам не дают ипотеку! — набросился он на жену.

— Из-за меня? — изумилась Ирина. — Это ты взял кредит на машину, не посоветовавшись со мной!

— Если бы ты не была такой занудой, мы бы сразу пошли за ипотекой, а потом уже за машиной!

— Так может, ещё не поздно? — предложила Ирина. — Верни машину, погаси кредит, и пойдём снова подавать на ипотеку.

— Ты с ума сошла? — возмутился Глеб. — Вернуть машину? Ни за что!

Домой они возвращались в напряжённом молчании. Ирина понимала, что Глеб разочарован, но считала, что это должно отрезвить его. Однако вместо того, чтобы одуматься, муж впал в ещё большую крайность.

— Знаешь что, — сказал он вечером, когда они сидели на кухне. — Я нашёл выход. Мы возьмём потребительский кредит. На первый взнос за дом хватит наших накоплений, а на ремонт и обстановку возьмём потребительский.

— Ещё один кредит? — Ирина не верила своим ушам. — Глеб, опомнись! У тебя уже есть один кредит, на который уходит половина твоей зарплаты!

— Ну и что? Возьмём потребительский на твоё имя. Справимся как-нибудь!

— Нет, — твёрдо сказала Ирина. — Я не буду брать кредит. Это безумие.

— Тогда я возьму сам, — упрямо заявил Глеб. — В другом банке.

— И тебе одобрят?

— Конечно! У меня хорошая кредитная история.

Ирина поняла, что спорить бесполезно. Муж закусил удила и не остановится, пока не доведёт дело до конца. Или пока не разорится окончательно.

На следующий день Глеб действительно получил одобрение на потребительский кредит. Правда, не в том банке, где хотел, и под более высокий процент, но его это уже не останавливало. Он был одержим идеей купить дом.

Сделка по покупке дома состоялась через две недели. Глеб сиял от счастья, показывая жене их новое жилище — просторное, но требующее серьёзного ремонта.

— Ну вот, теперь заживём! — говорил он, обходя пустые комнаты. — Здесь будет гостиная, там — спальня, а наверху сделаем кабинет и комнату отдыха!

Ирина молча ходила за ним, пытаясь понять, как они будут жить дальше. Теперь у них было три кредита — ипотека, автокредит и потребительский кредит на ремонт. На ежемесячные выплаты уходила почти вся их совместная зарплата.

Переезд в новый дом омрачился первыми проблемами. Оказалось, что крыша протекает и требует немедленного ремонта. Потом обнаружилась проблема с электропроводкой. За ней — с канализацией.

Деньги, взятые на ремонт, таяли с катастрофической скоростью. Глеб нервничал, но виду не подавал. Он упорно делал вид, что всё идёт по плану.

А потом грянул кризис. В компании, где работал Глеб, начались сокращения. Его пока не трогали, но зарплату урезали на двадцать процентов. Для их и так напряжённого бюджета это был серьёзный удар.

— Ничего страшного, — храбрился Глеб. — Это временно. Скоро всё наладится.

Но не наладилось. Через месяц его всё-таки сократили, выплатив компенсацию за два месяца. Глеб был уверен, что быстро найдёт новую работу, но рынок труда был переполнен такими же уволенными специалистами.

Начались просрочки по кредитам. Сначала по потребительскому, потом по автокредиту. Банки звонили каждый день, требуя погасить задолженность.

— Может, продадим машину? — осторожно предложила Ирина, когда ситуация стала совсем критической. — Хотя бы один кредит закроем.

— Никогда! — отрезал Глеб. — Это моя машина! Я её заслужил!

Но через месяц выбора уже не осталось. Машину пришлось продать, причём с убытком, поскольку за год она значительно подешевела. Вырученных денег едва хватило, чтобы закрыть автокредит.

С ипотекой дела обстояли ещё хуже. Денег катастрофически не хватало. Ирина устроилась на вторую работу, но её зарплаты всё равно не хватало на все платежи.

— Придётся продавать дом, — сказала она однажды вечером, когда они сидели при свечах — за электричество платить было нечем.

— Не говори глупостей, — огрызнулся Глеб. — Мы столько сил вложили, столько денег потратили на ремонт!

— Но мы не можем платить ипотеку! — воскликнула Ирина. — У нас уже три месяца просрочки! Банк подаст в суд, и тогда мы потеряем дом за копейки!

— Я что-нибудь придумаю, — упрямо сказал Глеб. — Найду работу, возьму ещё один кредит...

— Ещё один? — Ирина истерично рассмеялась. — Тебе уже никто не даст кредит! У тебя испорчена кредитная история!

Но Глеб не слушал. Он всё ещё жил в мире своих фантазий, где можно иметь всё и сразу, не задумываясь о последствиях.

Развязка наступила быстро и болезненно. Банк подал в суд за неуплату по ипотеке. Дом выставили на торги. Продали за бесценок — едва хватило, чтобы покрыть долг перед банком.

Глеб и Ирина остались без жилья, с огромным долгом по потребительскому кредиту и с испорченными кредитными историями.

— И что теперь? — спросила Ирина, когда они сидели в маленькой съёмной квартире, куда переехали после продажи дома.

— Не знаю, — Глеб впервые за долгое время говорил искренне. — Я всё испортил, да?

— Мы могли бы жить в нашей старой квартире без долгов, — вздохнула Ирина. — А теперь у нас ничего нет.

— Прости меня, — Глеб закрыл лицо руками. — Я хотел как лучше. Хотел всё и сразу.

— А получилось как всегда, — грустно улыбнулась Ирина. — Ни дома, ни машины, ни накоплений.

— Думаешь, мы сможем когда-нибудь начать сначала? — с надеждой спросил Глеб.

— Если будем действовать с умом, а не по прихоти, — ответила Ирина. — Постепенно, шаг за шагом.

Глеб кивнул. Жестокий урок судьбы не прошёл даром. Теперь он понимал, что нельзя иметь всё и сразу. Что за каждое необдуманное решение приходится платить, иногда слишком высокую цену.

Они начали всё заново. Глеб устроился на работу — не такую престижную, как раньше, но стабильную. Ирина продолжала работать на двух работах, чтобы быстрее расплатиться с оставшимся кредитом.

Они снова экономили на всём, откладывали каждую копейку. И теперь Глеб не жаловался на отсутствие роскоши. Он научился ценить то, что имеет, и не гнаться за призрачным счастьем, которое якобы можно купить в кредит.

Через три года они наконец расплатились со всеми долгами и начали копить на небольшую квартиру. Не такую просторную, как та, что была у них раньше, но зато свою, без обременений и кредитов.

А ещё через два года Глеб получил хорошую должность в новой компании. И первое, что он сделал с первой зарплаты — не бросился покупать дорогие вещи, а открыл накопительный счёт в банке.

— На что копим? — спросила его Ирина.

— На будущее, — ответил Глеб. — Просто на будущее. Без конкретных планов и сроков. Чтобы оно у нас было, это будущее.

И Ирина поняла, что её муж наконец повзрослел.