«Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва об этом знает», — как-то так, по одной из легенд, отреагировала мама Арсения Морозова, Варвара, когда увидела новый особняк сына, который все мы сейчас можем лицезреть по адресу Москва, улица Воздвиженка, 16.
Что же, сказочный архитектурный шедевр России или дом дурака? А может, «сказочным» тут был только владелец этого особняка?
Легендарный характер хозяина
На самом деле в Москве есть ряд особняков, которые стоит увидеть и которые составляют настоящее архитектурное достояние. Особняк Арсения Морозова именно такой. В наши дни он поражает всех своей красотой, а раньше поражал москвичей своей необычностью и неканоничностью. Так тогда не строили, так было не принято, вот потому особняк и получил такую нелестную оценку от Варвары Алексеевны Морозовой.
Чтобы понять, почему дом получился именно таким, стоит познакомиться с его владельцем поближе. Рябушинские, Морозовы, Щукины, Мамонтовы, Трындины и многие другие — всё это старинные московские старообрядческие фамилии, но их объединяло ещё и то, что все они были миллионерами. В эпоху, когда таких инструментов, как банковское кредитование и инвестирование, не было либо они были развиты слабо, богатые фамилии представляли из себя закрытую общность. Старообрядцы роднились друг с другом и в свой круг редко допускали кого-то. Денег у них было много, а вкладывать их зачастую было некуда, и вот они инвестировали их в искусство, театры, особняки и многое другое, в том числе давали беспроцентные кредиты друг другу.
Арсений Абрамович Морозов (род. в 1873 году) был как раз из этого общества. Старообрядцы стремились дать своим детям хорошее образование, ведь им в будущем полагалось принимать «отцовские империи». Арсений в 20 лет отправился в стажировку в Англию. В эти же годы он очень много путешествует со своим закадычным другом, архитектором Виктором Мазыриным. Судя по всему, в Европе в это время он пристрастился к модным в те годы эзотерикам и их спиритическим сеансам.
Делами текстильной империи занимались его мать Варвара и старший брат Иван. А Арсений был больше известен в Москве как кутила, прожигатель жизни и просто красавец. Миллионер, плейбой, филантроп...
Человек получил огромную власть, деньги и империю, пайщиком которой он был — «Тверская мануфактура бумажных изделий». Но заниматься этим всем ему было не особо интересно.
Идея строительства мавританского замка
В 25 лет на день рождения он получает в подарок от матери участок на Воздвиженке. Если вы не были в Москве, то, чтобы вы лучше понимали, от этого участка до кремлевской стены буквально 7 минут пешком.
Кстати, до этого на участке располагалось здание конного цирка, но оно сгорело. Поговаривают, конный цирк так мешал местным богатеям, а сам участок был настолько лакомым, что не обошлось без поджога. Так ли это, мы можем только предполагать, но у владельцев не нашлось денег на восстановление, и участок был выставлен на торги. Тут-то его и приобрела Варвара Алексеевна Морозова, чей участок находился по соседству (современный адрес: Воздвиженка, 14).
Арсений, судя по всему, будучи человеком ярким и эпатажным, решил на участке строить особняк по мотивам той архитектуры, которую он видел в Португалии, архитектора долго искать не пришлось, им стал его друг Виктор, который тоже был с ним в этом путешествии и всё видел своими глазами.
Архитектурные особенности
Виктор Мазырин строил особняк с 1895 по 1899 год. Здание, в котором сочетаются черты модерна и эклектики, является уникальным примером для московской архитектуры. Оно представляет собой яркую и необычную стилизацию в неомавританском стиле. В те годы так никто не строил, и для москвичей внешний вид здания был просто нелепым и необычным. Он поверг их в шок. Тогда все строили в стиле классицизм с фронтонами и колоннами, например, вы можете вспомнить построенные в этом стиле Большой театр или Исаакиевский собор. Арсений же хотел себе настоящий дом-замок, такой какие он видел в португальской Синтре.
В оформлении главного входа и двух башен, расположенных по обе стороны от него, ярко выражены черты неомавританского стиля.
Арочный проём, украшенный изящными колоннами с витиеватым орнаментом, лепные элементы в виде ракушек на башнях, напоминающие стены «дома с ракушками» в Саламанке, ажурный карниз и аттик — всё это создаёт неповторимый образ.
Оформление внутренних помещений дома отражало многогранные интересы его владельца.
В парадной столовой, известной как «Рыцарский зал», преобладал псевдоготический стиль. Главная гостиная, где проводились балы, была оформлена в стиле ампир. Будуар хозяйки дома был выполнен в стиле барокко.
В доме также были интерьеры, выполненные в арабском и китайском стиле.
Над особняком был разбит небольшой висячий сад.
Судьба особняка
В первые годы советской власти особняк переходил из рук в руки, пока в 1920-х не был передан Наркомату иностранных дел, собственно, в этой структуре (МИДа) дом находится по сей день. Особняк теперь официально называется Домом приёмов Правительства Российской Федерации. И попасть туда очень трудно, практически невозможно, крайне редко проводятся различные мероприятия, в ходе которых туда можно просочиться, но никто вам не запрещает любоваться внешним обликом здания.
"Сказочный" конец
Слова Варвары Алексеевны о сыне оказались пророческими. В 1908 году Арсений покинул Москву и приехал в Тверь, где находилось семейное предприятие. Там он встретил друзей, закатил по этому случаю вечеринку и поспорил с ними, что сможет выстрелить себе в ногу, не почувствовав боли, благодаря силе духа, которую обрёл через эзотерические практики. При этом потом он отправится к гостям, будет вести себя как ни в чём не бывало, и никто ничего не заметит.
Морозов действительно выстрелил себе в ногу и даже не поморщился, выиграв спор. Однако через три дня он умер от заражения крови, не дожив до 35 лет.
Интересная деталь с его особняком после смерти: оказалось, что он завещал его не своей жене, а любовнице. Вот так был скандал.
Значения особняка Арсения Морозова
Сегодня, спустя более ста лет после постройки, «Дом-дурень» признан выдающимся памятником архитектуры и объектом культурного наследия, что подчеркивает его значимость для истории мировой культуры.
Каждый год тысячи людей приезжают сюда полюбоваться изысканным фасадом, оценивая неповторимый стиль и красоту здания. Современная Москва гордится таким наследием, отражающим многообразие русской культурной среды. Несмотря на первоначальное неприятие, ныне этот дом воспринимается как символ творческой свободы и экспериментальной мысли конца XIX столетия.
Таким образом, история «Дома-дурня» напоминает нам о важности восприятия новых идей и открытий, выходящих за рамки привычного понимания прекрасного. Как многие другие произведения искусства, это творение сначала вызвало недоумение, но позже стало культурным достоянием всего человечества.
Спасибо, что читали!
Ваши комментарии и подписка — большой мотиватор, если хотите поддержать мой маленький канал, то жмите ПОДПИСАТЬСЯ.