Найти в Дзене
Остров Истории

Как сложилась судьба вора в законе «Наума»: первый «вор в законе» Беларуси

В первые годы после распада СССР, лишь 3-е людей знали, где хранится воровской общак независимой Беларуси – Науменко, Бутьянов и Зильберман. Именно они создавали тот самый «общак», собрав в одну кассу «крупный бизнес» местных криминальных авторитетов. В 2002 году был ликвидирован последний из тех, кто с точностью рассказать о том, как это все происходило. Примечательно, что ленты новостных изданий в то время сообщили не о гибели крупного предпринимателя или криминального авторитета, а о ликвидации бухгалтера легендарного вора в законе «Наума».

Петр Науменко появился на свет 1 февраля 1957 года. Детство и юность криминального авторитета ничем не отличались от обычного детства простых советских мальчишек. Будучи в школе, Петр Науменко не проявлял каких-либо выдающихся способностей. Однако и говорить о том, что будущий криминальный авторитет учился плохо, также не приходится. Учителя вспоминают Петра Науменко как спокойного мальчика, который обладал весомым желанием самоутвердиться в жизни.

Начал реализовывать свои жизненные планы Петр Науменко еще в юности, которая проходила в яростном противостоянии с законом. После наступления своего совершеннолетия, криминальный авторитет начал совершать длительные путешествия по местам заключения всего Советского Союза. Криминальный авторитет был дважды осужден за кражу, а еще 1 раз за угон автомобиля. По последнему делу, суд определил Петра Науменко в колонию строгого режима, которая находилась на территории Грузинской ССР.

-2

Отбывая наказание в Грузии, криминальный авторитет смог познакомится со многими ворами в законе, в том числе с королем преступного мира Грузинской ССР. Что именно привлекло в Петре Науменко более авторитетных товарищей, до сих пор доподлинно не известно. Однако даже после возвращения в родной для себя Витебск, криминальный авторитет не забыл о своих товарищах, постоянно устраивая в областном центре сходки криминальной элиты СССР. Начало 1992 года провел в одном из отделений милиции города Витебска. Криминальный авторитет подрался с представителем охраны правопорядка, а потому казалось, что нового срока Петр Науменко не избежит. Однако, проведенная психиатрическая экспертиза, смогла подтвердить, что у криминального авторитета есть заболевание из-за которого он не способен контролировать свои действия. Уголовное дело по итогу было закрыто. А в конце того же 1992 года криминальный авторитет был коронован.

Становление вора в законе «Наума»

Коронация криминального авторитета прошла в родном для него Витебске. Для этого, в город прибыли авторитетные «воры в законе» Грузии и России. Примечательно, что на мероприятии присутствовали и представители правоохранительных органов. К слову, в конце мероприятия, правоохранители смогли даже арестовать нескольких «гостей» мероприятия. Но, несмотря на вторжение представителей закона, криминальный авторитет все равно смог получить высший воровской титул.

После коронации, обитая в небольшом частном домике, вор в законе «Наум» принялся за то, чтобы собирать разрозненные криминальные группы в один большой кулак. Примечательно, что в 1992 году СССР окончательно развалился, а потому в криминальных кругах были существенно пересмотрены сферы влияния. Беларусь была оставлена на откуп Науму.

-3

Изначально независимую Беларусь существенно лихорадило. По всей стране то и дело вспыхивали бунты, которые также быстро угасали, однако по всей стране их организовывали криминальные лидеры, которые хотели получить воровскую корону. Однако за их успокоение было кому позаботиться. В кратчайшие сроки они объявляли себя ярыми соратниками вора в законе «Наума» или попросту исчезали. Но, чтобы навести железный порядок в Беларуси, криминальному авторитету понадобилось 4 года. По их истечению, воровская машина, хоть иногда и поскрипывая, но начала набирать нужные обороты. Начала способствовать этому и экономическая ситуация в стране. К тому моменту Беларусь полностью отреклась от коммунистических идеалов, а экономика стала на рыночные рельсы.

Предприниматели появлялись как грибы. Только за 1 год в Витебске смогли рассмотреть более 2 тысяч заявлений о регистрации. По всей Беларуси общее количество заявлений перевалило за полмиллиона. Примечательно, что за каждым вновь открывшемся небольшим предприятием, стоял вор в законе «Наум». Однако к их появлению криминальный авторитет не имел какого-либо отношения. Зато историей их дальнейшего развития криминальный авторитет пристально интересовался. Воровской «общак» требовал постоянных вливаний, а потому предпринимателям, кроме государственных налогов, нужно было чтить еще и криминальные.

Ежемесячно владелец небольшой ларька отчислял «Науму» 50-100 долларов. В масштабах всей страны общий доход, который получали криминальные структуры, не мог поддаваться какой-либо оценке. Сборы были невероятными. Примечательно, что отследить конечную точку, где постоянно оседали день, у правоохранительных органов так и не получилось. И это не смотря на то, что не единожды проводились многочисленные и весьма ловкие оперативные комбинации. Известно, что деньги никогда не оставались на месте и постоянно находились в движении, вкладываясь в различные сферы бизнеса. Об этом постоянно заботился Олег Зильберман.

-4

Благодаря усилиям Зильбермана в Витебске была создана компания «Экспресс». Основной и негласной задачей новосозданной фирмы было отмывание денег, которые постоянно проходили через «воровской общак». Стоит отметить, что бухгалтерского учёта требовала каждая купюра, которую предприниматели лично отдавали Петру Науменко. Изначально схема получения денег была максимально проста. Беларусь разделили на сектора, каждый из которых контролировали соратники вора в законе «Наума». Ежемесячно они собирали дань вверенной им территории. Около 10 процентов от собранного они оставляли себе, а остальное поковали в конверты и передавали «Науму». А уже впоследствии деньги уходили на откуп бухгатеру.

Сам Петр Науменко относился к деньгам абсолютно безразлично. Криминальный авторитет, согласно утверждению правоохранителей, вел аскетичный образ жизни. «Наум» обладал вредной привычкой, однако злоупотреблять ее не собирался, ведь боялся потерять свой титул «вора в законе».

Смотрящий по Беларуси

Единственная обязанность, которая была возложена на молодого вора в законе «Наума» - осуществление общего руководства действиями ОПГ, которые находились на территории Беларуси. Однако для этого, криминальному авторитету даже не стоило выходить из дома. Все споры и острые моменты, которые так или иначе возникали, решались на территории его дома. Свои «Жигули» криминальный авторитет использовал лишь для поездок на отдых, потому как любил запах леса и шашлыков. Однако будучи на отдыхе, «Наум» все-равно продолжал решать насущные вопросы. Обычно, все насущные вопросы «Наум» решал с самыми близкими своими соратниками – Зильберманом, Рабенком и Бутьяновым.

Стоит отметить, что Бутьянов, более известный в криминальном мире под прозвищем «Гундос», являлся личным водителем криминального авторитета. И свой авторитет в криминальном мире приобрел исключительно за спиной «Наума». «Гундос» часто возил «Наума» на сходки в Грузию, Россию и Молдову, где впоследствии на неофициальной части встреч, лично знакомился с элитой криминального мира.

-5

«Наум» также решал и внутренние конфликты. Однако владельцы одной из автостоянок отказались платить, потому как уже отдали деньги некому «Маэстро». «Маэстро» был найден, а деньги впоследствии были отправлены по назначению. Также большинство распоряжений от «Наума» шло в адрес фирмы «Экспресс». В ее бюджет отправлялось примерно 80 процентов теневых доходов, а после получения прибыли, деньги возвращались.

Как было отмечено выше, криминальный авторитет не стремился к личному обогащению. Однако не испытывал нужды в деньгах. Примечательно, что «Наум» не давал богатеть и своим близким соратникам. Большая часть средств, которая возвращалась со счетом «Экспресса» шла на обогрев заключенных, которые находились в местах заключения и злостно нарушали установленный режим. На оптовых базах Витебска закупались огромные партии продуктов, которые впоследствии отправлялись в исправительные учреждения.

Что же касается проведения на территории Беларуси криминальных операций, то на их начало свое личное согласие давал именно «Наум». Никакой самодеятельности на своей территории криминальный авторитет не допускал. Однако некоторые представители воровского мира, не зная о подобном правиле, все-таки иногда совершали несанкционированные набеги. Однажды малолетние преступники угнали «Жигули» криминального авторитета. Найдены они были в кратчайшие сроки, без привлечения правоохранителей. Однако сами малолетние преступники были обязаны выплатить существенный штраф за моральные издержки.

Правоохранители против «смотрящего»

Вор в законе «Наум» смог предпринять множество мер предосторожности, однако их было недостаточно для того, чтобы избежать пристального внимания со стороны правоохранителей. Империя криминального авторитета смогла просуществовать всего несколько лет. Начало 1994 года обернулось подачей заявления в Витебскую областную прокуратуру со стороны нескольких предпринимателей, которые владели частными ларьками. Данных заявлений хватило, чтобы завести уголовное дело. После этого началась оперативная разработка ОПГ, которую возглавлял «Наум». Однако в те времена, согласно воспоминаниям одного из следователей, белорусские правоохранители не имели на балансе средств для осуществления прослушки, а потому правоохранители сами выдумывали тактику для того, чтобы получить неопровержимые доказательства причастности криминального авторитета.

-6

Впоследствии к делу подключились сотрудники КГБ. На протяжении нескольких месяцев домашний телефон криминального авторитета прослушивался, а все встречи, которые проходили дома у вора в законе «Наума», фиксировались с помощью специальных жучков. О том, как оперативникам удалось проникнуть в дом криминального авторитета, правоохранители предпочитают не рассказывать вовсе. Дело в том, что согласно законодательству 1994 года, аудиозапись, которая свидетельствовала о совершении какого-либо преступления, однако была сделана при неизвестных обстоятельствах, вовсе не учитывалась судом. Однако, на продвижение расследования данного уголовного дела это никак не сказывалось. Следователям активно помогали обиженные криминальным авторитетом бизнесменом.

Изначально, к написанному ранее заявлению, смогли присоединится лишь 6 предпринимателей. Однако в скором времени количество пострадавших в значительной мере увеличилось. В назначенный день для уплаты «налога» все обратившиеся в правоохранительные органы бизнесмены, получили от правоохранителей меченные купюры, которые впоследствии были изъяты правоохранителями в доме криминального авторитета. Причем следователям пришлось изрядно поспешить, чтобы успеть до момента передачи денег «бухгатеру» «Наума» - Зильберману. В случае, если бы криминальный авторитет успел передать деньги, белорусским правоохранителям пришлось бы искать меченные деньги на счетах в зарубежных банках.

Однако операция по задержания криминального авторитета прошла успешно и уже 9 февраля 1994 года вора в законе «Наум» был задержан. Криминальному авторитету предъявили обвинение в организации ОПГ, которая занималась вымогательством. Во время следственных действий, согласно воспоминаниям следователей, вор в законе «Наум» вел себя исключительно корректно и сдержано. Видимо криминальный авторитет понимал, что придется отвечать за содеянное, а потому «вор в законе» вовсе не стремился оскорблять закон и представителей правоохранительных органов.

Единственное, что доставляло страдания криминальному авторитету - приобретенная вредная привычка. Надзирателям была дана команда предотвращать любые попытки передать криминальному авторитету что-либо, что сможет позволить ему избежать последствий от его вредной привычки. Однако несмотря на все запреты, сотрудниками ГКБ был перехвачен звонок из СИЗО: вор в законе «Наум» просил передать ему все необходимое для того, чтобы предотвратить последствия своей вредной привычки. Сам факт совершения звонка из СИЗО криминальным авторитетом (единственный телефон с выходом на межгород находился в кабинете заместителя начальника СИЗО, соответственно, кто-то из охранников лично проводил законника из камеры к аппарату) смог вызывать большую шумиху в МВД. Однако в скором времени, вероятно из-за нежелания понимать шумиху и обличать нечистоплотность в своих рядах, милиционеры и вовсе смогли замять данное дело.

Последователь вора в законе «Наума»

Пока криминальный авторитет находился в СИЗО, семья Науменко вовсе не бедствовала. Жену и дочерей криминального авторитета постоянно снабжали всем необходимым. Известно, что в одном из разговоров, вор в законе «Вова Щавлик» предложил жене «Наума» использовать его мобильный в экстренном случае. Это было настоящим знаком доверия и расположения. В 1994 году мобильная сеть только начинала свое развитие в Беларуси, а потому мобильный телефон могли иметь только состоятельные люди. Стоит отметить, что вор в законе «Щавлик», будто бы предполагая будущие трагические события, сразу начал проявлять пристальное внимание к семье вора в законе «Наума», а также к его делам. Прокуроры уже готовили дело Науменко к передаче в суд, а потому в скором времени уже нужно было искать того, кто сможет полностью заменить криминального авторитета на должности «смотрящего», хоть и не на долгий срок.

Ожидаемая «Щавликом» сходка по итогу состоялась. Однако повод для ее организации был совсем иным. Вор в законе «Наум» скоропостижно скончался в СИЗО города Витебска. Согласно официальной версии, криминальный авторитет скончался из-за сердечной недостаточности. Однако даже сегодня доподлинно не известна реальная причина, из-за которой криминальный авторитет скончался.

Что же касается криминального мира, то в день конины «смотрящего», все баразды правления перешли к его приемнику – вору в законе «Щавлику». «Щавлик» сразу же принял решение организовать своему учителю пышные проводу в последний путь. Петр Науменко был похоронен как герой. Похоронен «Наум» был на родине в Витебске. Впоследствии его жена и дети получили 2-х этажный дом и автомобиль «Мерседес». Впоследствии была назначена «пенсия», которая до сих пор выплачивается жене «Наума. Однако после смерти криминального авторитета, женщина буквально отстранилась от воспитания дочерей и обрела вредную привычку. А потому не удивительно, что один из криминальных авторитетов и вовсе хотел лишить женщину выплат. Тем не менее такое предложение не прошло.

Остальным соратникам вора в законе «Наума» повезло гораздо меньше. Бутьянов и Гундос смогли пережить «Наума» всего на 2 года и были ликвидированы. Рабенок, который являлся 3-м лицом в ОПГ вора в законе «Наума» в скором времени получил новый срок.