Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

11 мая. 285 лет первой провинциальной аптеке в России

285 лет назад, 30 апреля (11 мая) 1740 года, медик Гильдебрант Гиндрихсон Дуроп получил императорское разрешение на открытие первой в России провинциальной аптеки в Ярославле. Впоследствии он стала известна как Казанская аптека (она же аптека №3). Это фармацевтическое учреждение проработало в Ярославле без малого три века. Дуроп стал ярославским аптекарем в тот момент, когда на престоле России сидела Анна Иоанновна, а фактическим правителем был её фаворит Эрнст Иоганн Бирон, герцог Курляндский. На момент открытия аптеки в Ярославле был только один врач – городовой лекарь П. Гове. Менее чем через год он стад личным врачом Бирона, сосланного в Ярославль. Лекарства доктор Гове наверняка брал у Дуропа, а значит, герцог пользовался услугами той самой аптеки, на открытие которой сам и давал разрешение. Как отмечает доцент ЯГМУ Елена Смирнова, изучающая историю медицинского дела в Ярославле, Дуроп, помимо разрешения на открытие аптеки, получил жалование от города и право аптечной монополии,

285 лет назад, 30 апреля (11 мая) 1740 года, медик Гильдебрант Гиндрихсон Дуроп получил императорское разрешение на открытие первой в России провинциальной аптеки в Ярославле. Впоследствии он стала известна как Казанская аптека (она же аптека №3). Это фармацевтическое учреждение проработало в Ярославле без малого три века.

Дуроп стал ярославским аптекарем в тот момент, когда на престоле России сидела Анна Иоанновна, а фактическим правителем был её фаворит Эрнст Иоганн Бирон, герцог Курляндский. На момент открытия аптеки в Ярославле был только один врач – городовой лекарь П. Гове. Менее чем через год он стад личным врачом Бирона, сосланного в Ярославль. Лекарства доктор Гове наверняка брал у Дуропа, а значит, герцог пользовался услугами той самой аптеки, на открытие которой сам и давал разрешение.

Как отмечает доцент ЯГМУ Елена Смирнова, изучающая историю медицинского дела в Ярославле, Дуроп, помимо разрешения на открытие аптеки, получил жалование от города и право аптечной монополии, настолько государство было заинтересовано в организации качественной медпомощи.

Аптека быстро прозвали в городе Казанской, по соседству с Казанским монастырём. Но где именно она находилась в первые годы существования, краеведы до сих пор спорят. По наиболее распространённой версии, она располагалась на ул. Всехсвятской (ныне Максимова, 8а).

Потом аптека вроде как кочевала по соседним домам, пока в начале XIX века окончательно не обосновалась в здании на перекрестке Ростовской (ныне ул. Андропова, д. 27) и Варваринской (ул. Трефолева, д. 19), где и находилась до самого закрытия в 2020 году.

После семьи Дуропов владельцы аптеки менялись несколько раз, но в основном это были выходцы из Германии – Эцк, Нат, Шнейдер. И только в начале 20 века аптеку приобрёл купец Щербаков, тут же сдавший её в аренду… фармацевту Фишеру. С именем Августа Шнейдера, владевшей аптекой почти полвека, связан её расцвет. Он был членом общества врачей, председателем церковного совета при местной лютеранской церкви, гласным Думы, членом многих благотворительных обществ... И снабжал бесплатными лекарствами Ольгинский детский приют и Епархиальное женское училище.

В XIX веке Казанская аптека переехала в новый дом на углу Варваринской и Ростовской (ныне Трефолева и Андропова).
В XIX веке Казанская аптека переехала в новый дом на углу Варваринской и Ростовской (ныне Трефолева и Андропова).

После 1917 года аптека перешла в муниципальную собственность. В 2011 году возникла угроза её закрытия. Новость об этом вызвала общественный резонанс, благодаря которому аптеку удалось на какое-то время сохранить. Но в 2020 году, просуществовав 280 лет, первая ярославская аптека всё-таки была закрыта...