Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Что такое бизнес-акселератор и как он помогает стартапам

Оглавление

Разбираем принцип работы акселератора и особенности программы, что учесть перед подачей заявки и какой результат получают выпускники.

Один из способов решить проблемы бизнеса — стать участником акселератора, программы, которая поддерживает начинающие предприятия. Исследователи Университета Ксавьера в Луизиане доказали, что у выпускников акселерационных программ на 23% больше шансов выжить и остаться на рынке по сравнению с другими новичками.

Что такое акселератор

Бизнес-акселератор — это программа с фиксированным сроком обучения, призванная подтолкнуть стартапы с высоким потенциалом к ​​быстрому росту.

В отличие от инкубатора, который развивает идеи новичков и помогает выйти на рынок, акселератор направлен на поддержку более «зрелых» проектов, а его программа куда интенсивнее. В течение 3-6 месяцев стартапы получают наставников, финансирование, рабочую площадку и возможность сотрудничать с крупными предприятиями.

Принцип работы акселератора

Акселерационная программа начинается с заявки. Несмотря на то, что требования к подаче различаются, стартап должен продемонстрировать MVP (минимально жизнеспособный продукт) и постоянную команду. Если заявка отобрана, предпринимателю необходимо пройти интервью — выступить с презентацией и заинтересовать организаторов. По итогам конкурса стартап может присоединиться к программе акселератора.

-2
  • Наставничество — регулярные встречи с отраслевыми экспертами и инвесторами. Первые готовы помочь с бизнес-моделью, вторые — покрыть расходы команды в обмен на акционерный капитал;
  • Тренинги — развитие сотрудников, тестирование бизнес-гипотез, анализ потребителей или разработка маркетинговой стратегии;
  • Инфраструктура — доступ к офисным помещениям и коворкингам, специальному оборудованию, услугам юриста и бухгалтера;
  • Нетворкинг — возможность познакомиться с коллегами по отрасли, перенять опыт у выпускников акселератора и заручиться поддержкой крупных предприятий;
  • Мероприятия — к примеру, программа завершается презентацией прогресса. На демо-дне можно выступить перед потенциальными партнерами и получить огласку в СМИ.

Польза программы

Участие в акселераторе может подтвердить жизнеспособность бизнес-модели, усовершенствовать УТП и позиционирование, а также привлечь дополнительные инвестиции. Многие известные компании начинали свой путь в программах акселераторов, например, сервис для обмена файлами Dropbox и площадка для бронирования жилья Airbnb.

-3
  • Ускоренный рост — интенсивная программа сокращает кривую обучения. Стартапы быстрее тестируют гипотезы, достигают первых результатов и масштабируют бизнес;
  • Актуальные знания — на семинарах можно узнать об успешных технологиях продаж, изменениях на вашей рыночной нише и предпочтениях клиентов;
  • Авторитет — само участие уже подтверждает перспективы стартапа, а значит, привлечение клиентов и крупных партнеров становится проще;
  • Поддержка сообщества — организаторы открывают доступ к собственным кадровым резервам. Стартап может нанять профессионалов даже в условиях кадрового голода;
  • Снижение рисков — грамотная организация и опытные наставники помогают избегать ошибок и принимать взвешенные решения, увеличивая шансы на долгосрочный успех.

Что учесть перед подачей заявки

Несмотря на доказанную ценность акселератора, не все его участники добиваются успеха. Многое зависит от характера вашего бизнеса, целей и самой программы. Прежде чем подать заявку на вступление, обратите внимание на эти нюансы.

Тип акселератора

Типы акселераторов адаптированы к разным отраслям. Технологические специализируются на поддержке финтеха и IT, академические помогают реализовать разработки при институтах, а медицинские поддерживают инновации в сфере здравоохранения.

Стоит отметить, что часть некоммерческих программ сконцентрирована не на рентабельности инвестиций, а на достижении социально полезных целей. Государственные программы часто нацелены на развитие местных стартапов и создание новых рабочих мест.

Условия для участия

Организаторы программ требовательны к стартапам. Убедитесь, что вы сможете поделиться примерами реализованных продуктов, жизнеспособной стратегией нового проекта и пользой, которую он принесет. Кроме того, нужно тщательно оценить готовность к этим обязательствам:

  • Финансирование в обмен на акционерный капитал (для частных акселераторов);
  • Бесплатное изготовление пробной серии продукта (для государственных программ);
  • Очное присутствие на весь период обучения, если организатор находится в другом регионе или стране.

Соответствие целям

Выберите программу, которая соответствует долгосрочным целям и ценностям стартапа, проанализируйте кейсы успешных выпускников и оцените возможности команды. Это важно для небольших коллективов, ведь обязательные лекции и тренинги могут отвлечь от текущих бизнес-задач.

Если вы не готовы отказаться от доли, придерживаться строгих требований или вас попросту не взяли в акселератор, есть и другие доступные варианты. Инкубатор может стать помощником для стартапов, которые находятся на стадии идеи, а венчурная студия — предложить больше практических рекомендаций с меньшим риском.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.