Найти в Дзене

Вам за 50 и вы ищете работу? Вот почему вас не берут

Оглавление

Ответ на острые, но важные замечания и вопросы от подписчика

Под моей недавней статьей о поиске работы после 50 лет появился большой и, честно говоря, очень здравый комментарий. Не в духе «всё плохо», а по существу: по каждому пункту — вопросы, сомнения, возражения.

Я решил — не спорить в комментариях, а подробно ответить статье. Потому что многие из этих мыслей и вопросов действительно возникают у людей, которые ищут работу в зрелом возрасте и не все из них "по существу" я разобрал.

1. «Цифровые навыки не снижают возраст» — да, но это база

Прокачивайте цифровые навыки" - допустим, прокачали...дальше-то что? Где применять, если ещё никуда не взяли? На пальцах показать, только записью об умении, что можешь?

Правильно. Цифровые навыки не делают вас моложе, но без них сегодня некуда. И это не панацея, но база без которых практически 100% отказ.

Из практики: возрастной бухгалтер с опытом больше 30 лет дважды не смогла подключиться к собеседованию по Zoom. Каждый раз — «у меня что-то не работает».

Мы не смогли продвинуть её дальше. Не потому что ей 55, а потому что в условиях удалённой работы без базовой цифровой грамотности сотрудник просто не может взаимодействовать.

Конечно, нужно смотреть, что нужно на той или иной позиции. Но вот , что стоит прокачать всем, кто ищет работу:

  • 📁 работа с облачными дисками (Google Drive, Яндекс Диск);
  • 📄 Google Docs, Excel, Word, совместная работа в документах;
  • 📊 основы Excel: фильтры, сортировки, формулы, сводные таблицы
  • 📬 e-mail: почтовые клиенты, вложения, подпись, работа с папками;
  • 🎥 Zoom, Яндекс.Телемост — как подключиться, поделиться экраном, написать в чат.

Из практики: Во время онлайн собеседования руководитель давал задание: по ссылке открыть Google-таблицу, сделать сводную таблицу и прислать её файлом в чат Zoom.

Половина кандидатов не справлялась. Кто-то завышал уровень Excel, а по факту мог только вбивать цифры в ячейки и никакой работы с данными. Кто-то не понимал инструкцию и слал ссылку вместо файла.

🔗 Где учиться: YouTube, Stepik, бесплатные вводные курсы — этого достаточно, чтобы не отвалиться на старте.

2. «Обратная связь — это просто вежливая отписка»

"Учитесь спокойно воспринимать обратную связь" - вежливую форму-отписку о том, что не взяли - без объяснения причин, разумеется?
"это наше личное, не перекладывайте это на работодателя" - конечно это наша "личная" причина - отказ работодателя, без объяснения.

Да, часто именно так и выглядит отказ: «Спасибо за интерес к вакансии. К сожалению, сейчас мы не готовы пригласить вас на следующий этап...»

Вот почему вы не получите развёрнутую обратную связь:

  1. Это не задача HR. Давайте, честно нам за это не платят. У HR есть задача найти наиболее подходящего кандидата - все.
  2. Критерии отбора закрытая информация. И не каждой компании и не для каждой позиции эти критерии четко сформулированы.
  3. У HR нет времени каждому кандидату давать обратную связь. На каждую позицию приходят сотни, а иногда и тысячи. Большую часть отсеиваешь, фильтрами, даже несмотря на резюме. Дать всем обратную связь - это нереально. Был случай на позицию Психолога, откликнулись резюме "Мясник", какую обратную связь можно было дать?
  4. Честная обратная связь это обиды, споры, возмущение и недовольство. При этом это недовольство может перейти в публичное поле, а работодателю это не нужно.

💡 Что делать:

Если вы дошли до этапа собеседования — можно аккуратно попросить фидбек. Вероятность ответа выше, чем при отказе по резюме.

🧩 Анализируйте сами:

  • На резюме мало откликов? — меняйте структуру, акценты, переписывайте блоки.
  • Зовут, но отказывают после интервью? — значит, причина в собеседовании. Посмотрите что и как вы говорите. Попросите друзей или родственников вас потренировать. Вы знаете сколько раз я слышал огромные, очень эмоциональные тирады, какой прошлый работодатель негодяй, а это почти всегда красный флаг и последующий отказ.

3. «Как доказать мотивацию?»

Говорите о вашей мотивации" - т.е. заболтать красивыми фразами?
как доказать "мотивацию" - этот словесный поток, из-за которого, по этому "совету" - точно возьмут?

HR отслеживает не просто слова, а логичность мотивации. Если вы вчера были руководителем отдела, а сегодня хотите быть офис-менеджером, просто «хочу работать» — не аргумент.

Давайте на примере: Кандидат уже несколько месяцев в поиске, готов снизить и карьерные и зарплатные ожидания - лишь бы куда-нибудь взяли. История сплошь и рядом. Сегодня везде говорят о дефиците на рынке труда и люди увольняются, думая, что проблем быть не может, а все не так просто. Брать такого специалиста не хочется. Да он скорее всего будет отлично квалифицирован, но очень высока вероятность, что с первого дня он будет продолжать искать работу с желаемой должностью/ зарплатой.

И даже такую ситуацию можно объяснить:

«Я снизил зарплатные ожидания, потому что хочу остаться в профессии и понимаю, что это стартовая позиция»

Или вот хороший пример понятной для работодателя мотивации:

Я 8 лет тратила 3 часа в день на дорогу — устала. До вашего офиса мне 20 минут пешком.

Если это рядовая позиция соответствующая вашему уровню допустимо будет указать, что вы ознакомились с требованиями и обязанностями вакансии, и соответствуете им. Но тогда возникнет вопрос (хотя он итак возникнет) почему меняете работу.

4. «Экспертность — как её показать, если тебя не взяли?»

"Подчеркните экспертность..заранее видеть риски, избегать стандартных ошибок, предлагать нестандартные решения.." - как увидеть риски с решениями , если тебя ещё ни в какой процесс даже не собираются включать.

Экспертность — это опыт. Его можно описать фактами.

🧰 Не просто: «вел документооборот», а: «Оптимизировал процесс, сделал так и так и этим сократил время обработки документов»

Никто не просит вас на этапе собеседования погружаться в проблемы работодателя, но если у вас есть опыт "экспертность в этой области" вы знаете какие трудности/риски могут быть. Вы не нужно угадывать, что там в новой компании, но это покажет опыт и понимание сферы.

Из практики: Кандидат на этапе собеседования с руководителем отдела обратил внимание на несоответствие нашей оферты на сайте последним изменениям в законодательстве.

Это было в тему, вежливо и по делу — и да, произвело впечатление.

5. «Готовность учиться и адаптироваться»

Вот здесь всё сложно. Часто у зрелых специалистов с большим стажем появляется установка: «Я все уже знаю, и знаю как правильно». Это мешает адаптации.

❗ Если вы 20 лет работали в одной системе — покажите, как справлялись с изменениями. Например:

  • внедряли новое ПО;
  • переходили на электронный документооборот;
  • перестраивали процессы в команде.

Из собственного опыта не в HR, как-то взяли в компанию нового юриста. Начала придирки ко всем документам, хотя эти документы разрабатывал предыдущий юрист и все было в порядке и документы вполне рядовые. Начались задержки, бесконечные согласования запятых. На ее прошлой работе было так и у нее была установка, что только так и нужно.

🎓 Что точно полезно:

С обучением еще проще. Несмотря на стаж в 10,20, 30 лет, всегда есть возможность изучать новое в своей сфере. Если нового нет, можно изучать смеженные области или в soft skills. Это могут быть курсы повышения квалификации, а могут быть новые программы, тренды. И это не потому что «модно», а потому что они сигнализируют работодателю: человек вовлечен в свою сферу, открыт новому.

📌 6. «А если и 30-летние будут всё это “показывать”?»

Да, будут. Но:

  • у 30-летних чаще дети, утренники, больничные — для работодателя это тоже фактор;
  • у многих за плечами 3–4 места работы, из которых релевантных вакансии одно;

Вывод не в том, что 50+ лучше, а в том, что у каждой возрастной группы — свои преимущества. HR ищет не возраст, а сочетание: компетенции, мотивация, адекватность запросов и возможность встроиться в команду.

💬 В завершение

Бывает, что отклики идут в никуда, и кажется — всё бесполезно. Часто проблема — не в возрасте, а в том, как вы рассказываете о себе.

Бесплатно разберу ваше резюме на этом канале, укажу на слабые места, подскажу, что можно улучшить, чтобы увеличить шансы на отклик.

👉 Заполните короткую форму