Найти в Дзене

ИИСУС ХРИСТОС - ЗЕМЛЯК ТИВЕРЦЕВ

Тивериадское озеро на карте Израиля
Тивериадское озеро на карте Израиля

Тивериада

Наряду с Великим Новгородом величайшую роль в становлении будущего Московского, а потом и Российского государства сыграла Тверская земля. Тверские князья несколько поколений были великими князьями Владимирскими, т.е. фактически правили Северо-Восточной Русью. Недавнее наше посещение Твери, ее окрестностей и музеев позволят сделать вывод, который постоянно напрашивался во время экскурсии по Екатерининскому путевому дворцу: в Твери не знают, кто такие тверчане раннего средневековья. Не подумайте, что хочу обидеть этих гостеприимных людей с какой-то черной мыслью. Просто, никто из музейных работников и из ученых-историков, с которыми мы встречались, не смогли ничего сказать о жителях этих мест до официального упоминания в Лаврентьевской летописи о существовании Твери в 1209 году. Несомненно, сам город был основан ранее и к описываемым событиям уже был значительным центром, где в 1181-1182 гг. князь Всеволод III построил на высоком берегу Волги Кром и «велел наблюдать, чтобы от Новгорода и Торжка люди для воровства на Волгу не приезжали».

Правда, имеются косвенные свидетельства как упоминание в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, данное церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках, «тверского гостя», то есть купца, который прибыл в Новгород в 1135 году по новому летоисчислению. По свидетельству же археологов, поселение на мысу существовало уже в IХ-Х веках.

Именно этот период нам подтверждают отечественные летописи и изыскания историков. В 939 и 941 гг воевода княгини Ольги привлекал печенегов для нападения на тиверцев и буджаков (уличей или угличей). Уличи практически были уничтожены, а тиверцы сумели отбиться с большими людскими потерями.

Нам показывали многочисленные находки каменного и последующих веков, многочисленные шедевры древнерусского искусства. Совершенно нас поразили золотошвейные изделия с докириллическим письмом, но мы так и не узнали, кто жил в этих землях до 13 века н.э. Только один человек сказал, что по слухам (интересно, какого периода слухи?) тиверцы, предки тверичан пришли откуда-то с Западной Европы или с Дуная. Мы поинтересовались, почему до сих пор не было попыток разобраться с этим вопросом, чтобы была какая-то ясность. Ответ нас поразил совершенно: никто не желает ссориться с РПЦ, чтобы не навлечь на себя гнев властей.

Тогда возникло желание поискать в словарях и иных изданиях сведения, которые могли бы пролить свет Истины на данную тему. После незначительных поисков были собраны сведения о территориях, имевших в своих названиях корень «Твер-тивер».

Тивериа́дское озеро, в евангельском контексте более известное как Галиле́йское море или Геннисаре́тское озеро, а в древнем Израиле и во многих современных источниках по Израилю — как озеро Кине́рет, причём зачастую на картах означает «море». Фактически это пресноводное озеро на северо-востоке Ираиля. Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина — 45 м, площадь — в среднем 165 км². Объём воды — около 4,15 км³, площадь водосборного бассейна — около 2700 км². На западном побережье расположен город Тверия. Именно тут начал свой жизненный путь Иисус Христос, равно как и большинство апостолов. Именно здесь он, согласно Евангелиям, ходил по воде. А также провел большую часть своего служения и совершил главные из чудес – успокоение бури, изгнание демонов в стадо свиней, насыщение пяти тысяч человек двумя рыбами, чудесный улов. Тут он произнес знаменитую Нагорную проповедь и нашел четырех из двенадцати своих апостолов.

-2

Из Церковно-исторического словаря под редакцией протоиерея Л.Петрова 1889 года выпуска узнали, что «Тивериада – земля и город у Юго-Западного берега Генисаретского озера, в 4, 5 часах ходьбы от г. Фавора, главный город Нижней Галилеи, обновленный Иродом Антипою. По падению Иерусалима здесь был иудейский Синендрион и Академия. По Тивериаде Генисаретское озеро иногда называлось Тивериадским (Иоан. 21,1). Город разрушен землетрясением в 1837 году».

-3

Еще мы узнали из этого словаря, что город Назарет находился в этом же самом месте Нижней Галлилеи (Галлия-Галлилея - римское название территорий, где проживали галлы-кельты-славяне). Город этот был знаменит Назореями (Освященными) евреями, посвященными богу. Они не пили вина, не стригли волосы. Таковыми были все апостолы Иисуса, да и сам он назывался так же, потому что вышел из этого города и распространял назорейскую ересь, за что и был казнен. Его сторонникам пришлось уходить на север империи после казни Иисуса и начавшихся гонений. В то же время Тивериадская языческая академия, в которой учился будущий Спаситель, была передана иудеям.

В книге А.Бушкова «Россия, которой не было – 3» со ссылкой на Бодена сообщает: «Хананеи, вытесненные евреями из благодатной Палестины, отошли в Иллирию и Паннонию».

В электронной Большой Советской Энциклопедии нашлась такая статья: «Алчедар, поселение славянского племени тиверцев 6 – начало 12 вв., расположенное у с. Алчедар в Резинском районе Молдавской ССР. Исследовано в 1950 – 63. В 6 – 8 вв. А. – небольшое укреплённое поселение. В конце 9 в. территория А. увеличилась в несколько раз, а в центре была возведена цитадель с мощным валом и рвом. В начале 12 в. из-за набегов кочевников А. опустел. В основном слое поселения обнаружены десятки остатков жилищ, мастерских, хозяйственных сооружений, а также тысячи различных предметов материальной культуры (украшения, орудия труда, оружие). На посаде найдены домницы для производства железа, жилища, глиняные антропоморфные статуэтки и др.»

Здесь же в статье о народе: «Тиверцы, восточно-славянское племенное объединение, обитавшее по р. Днестр до Чёрного моря и в устье р. Дуная. Т. участвовали в походах на Царьград Олега (907) и Игоря (944), С середины 10 в. вошли в состав Киевской Руси. К 12 в. под ударами печенегов и половцев Т. отошли к С., где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. В междуречье Днестра и Прута сохранились остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы и др.), которые связываются с летописными Т. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и др.». Как вы поняли, сложилась целостная картинка изгнания тиверцев с исторической родины, которую римляне передали израильтянам после распятия духовного лидера. С распространением христианства история народа будет переписана. Иисуса нагло запишут в иудеи и не исправят некоторые моменты в Евангелиях, подтверждающих его непричастность к иудеям. Напомню, что в Библии проходят два взаимоисключающих обряда - обрезание и крещение двоюродным братом Иоанном, названным за это Крестителем.

В статье о Буковине также находим на территории современной Украины следы тиверцев, соседями которых были белые хорваты.

-4

Во «Влесовой книге» имеется такая запись: «Во времена оны был муж, и был он благ и праведен и звался Отцом Тиверским, и жену и двух дочерей имел...» (16 дощ.) Эта запись относится к 8-9 векам и освещает события в Северном Причерноморье.

Из болгарских источников известно, что в середине 8 века тиверцы владели Приднестровьем и отчасти Прибужьем.

В 824 году славяне и хазары захватили земли, принадлежавшие аварам. Нанятые иудеохазарами печенеги оттеснили мадьяр в низовья Днепра.

Но уже в 825 году Мамун напал на козар и принудил их принять ислам. «Русы нападают на славян… на корабли… пленных продают в Хазаране и Булкаре». То есть за счет нападения арабов на Козарию происходит ослабление последней и как следствие появляются ответные действия мадьяр, которые уходят за Днепр и начинают с 826 года набеги на полян, уличей и тиверцев, живущих в Поднепровье.

В статье БСЭ об Украине говорится, что селения тиверцев в 6-9 вв. расположены между рр. Днестр, Прут и Дунай. В том же источнике в статье о Молдавии сообщается, что племена уличей и тиверцев в 9-12 вв. были расселены в междуречье Прута и Днестра, что говорит о сокращении размеров мест обитания и смещении несколько на восток.

Под 885 годом ПВЛ сообщает о войне Олега с угличами и тиверцами, после того, как он покорил радимичей. К сожалению, по этому произведению сложно установить место проживания этих народов. Остается только ориентироваться на иные сохранившиеся источники. Последние «контакты» с этими народами у Олега приходятся на 907 год.

Из отечественных летописей мы узнаем, что в 941 году печенеги (?) в Нижнем Поднепровье и Подунавье заняли земли уличей и тиверцев, которые были вынуждены бежать на север.

-5

В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «Уличи, одна из племенных групп восточных славян. У. жили в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря. Вели упорную борьбу с киевскими князьями за свою самостоятельность. Город У. — Пересечен около 940 осаждал киевский воевода Свенельд. В середине 10 в. У. были включены в состав Древнерусского государства. Под натиском печенегов они отошли на С. Последние упоминания об У. в летописях относятся к середине 10 в.»

В Церковно-историческом словаре сообщается, что уличи и угличи – разное название одного и того же народа, которого турки называли «буджаки» (с турецкого языка – уголь). Турки же назвали Буджаком южную пойменную часть Бессарабии при устьях Дуная и Днестра, где проживали угличи. Соседями угличей-уличей были тиверцы.

Как видно из приведенного примера оба народа – уличи и тиверцы в середине 10 века под натиском, толи печенегов, толи киевлян покинули места своего обитания и ушли немного севернее. Причем, уличи подверглись более сильному разорению и истреблению, что даёт нам право высказать предположение о вливании этого народа в состав племен другого, более сильного или лучше сохранившего свои силы. Видно, по этой причине в статье о Буковине упоминаются уже только тиверцы и их соседи - белые хорваты. Невольно напрашивается вопрос: куда дальше ушли тиверцы? Хотя приведенные примеры выше дают достаточно внятное пояснение: 12 век стал переломным в судьбе этого народа и с исчезновение его на юге легко прослеживается появление его в местах более северных. Нам же осталось только выяснить: почему этот народ называли «тиверцами», что послужило толчком к присвоению такого имени? А, может, имя свое они несли через тысячелетия, и причиной гонений была религиозное различие? Уж очень похоже слово «тиверцы» по звучанию и смыслу на «тех верцев» или иноверцев.

Если принять во внимание, что этому народу когда-то пришлось покинуть Тивериаду (Ведь, были причины назвать именно так это место, и мы это рассмотрели выше!) в Палестине по религиозным причинам, то невольно напрашивается вопрос: не были ли тиверцы земляками и единоверцами Иисуса, и кто был Иисус, которого за религиозные разногласия казнили евреи руками римской стражи (оккупационных войск)?

«Синеокая Тиверь» — роман современного писателя Дмитрия Мищенко вышел в 1996 году в издательстве "Армада". В произведении автор воссоздаёт малоизвестные события VI века, связанные с борьбой славян с Византией и вторжением в пределы их земли аваров, показывает духовный мир предков. 

В 2005 году вышла интересная книга Владимира Курбатова «Славянские континенты: пути расселения наших предков», в которой указаны пути миграции всех известных на Руси народов, имена некоторых и сегодня звучат в названиях областей. Нет в этой книге только народа тиверцев (тверчан). Опять случайность? Или верна наша версия и в силу некоторых причин кто-то не желает «высвечивать» происхождение этого народа, чтобы не было конфликтов?

К великому сожалению мы не можем пока найти серьезных источников, которые могли бы дать исчерпывающий ответ на наши вопросы, потому вновь обращаемся к электронной версии Большой Советской Энциклопедии, чтобы узнать подробности о Тверской земле.

«Тверское княжество, феодальное государство Северо-восточной Руси 13—15 вв. Занимало территорию по верхнему течению р. Волги и её притокам. Центр Т. к. — Тверь (1246— 1485). В Т. к. находились города Кашин, Кснятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж. В конце 30-х — начале 40-х гг. 13 в. великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович выделил Т. к. из состава Переяславского (Залесского) княжества своему сыну Александру Невскому. В 1247 его получил др. сын Ярослава — Ярослав Ярославич и с тех пор Т. к. находилось в руках его потомков. Т. к. менее др. княжеств Северо-восточной Руси было доступно для набегов татар, поэтому сюда стекалось население из др. районов Руси. Во 2-й половине 13 в. происходит быстрый рост Т. к. и усиление политического влияния его князей. В 60-е гг. 13 в. князь Ярослав Ярославич, заняв владимирский великокняжеский стол, стремился проводить широкую объединительную политику. Её продолжил Михаил Ярославич (правил в 1285—1318), занявший в 1305 владимирский стол. Возвышение Т. к. вызвало опасения у ханов Золотой Орды. Хан Узбек поддержал московских князей, соперников Твери. В Орде были казнены тверские князья Михаил Ярославич, затем его сын Дмитрий, а в 1339 — Александр Михайлович с сыном Федором. Стремление тверских князей возглавить процесс объединения русских земель сделало Т. к. на время центром освободительной борьбы против монголо-татарского ига. В 1327 в Твери и др. городах вспыхнуло восстание, которое Орда жестоко подавила. Тверь была разграблена и сожжена, население перебито или уведено в рабство. От этого удара Т. к. не смогло оправиться. Его ослаблению способствовал и процесс феодального раздробления. Во 2-й половине 14 в. из Т. к. выделяются Кашинское, Холмское, Микулинское и Дорогобужское княжества. Три последних в 15 в. делятся на ещё более мелкие. Внутреннее дробление Т. к. мешало его князьям собирать русские земли под своей властью. Они были вынуждены маневрировать между Золотой Ордой, Москвой и Литвой. В 70-х гг. 14 в. кн. Михаил Александрович с помощью Орды пытался соперничать с Москвой, но безуспешно. Стремясь ослабить Т. к., московские князья старались обострить отношения между тверскими и кашинскими князьями. Лишь в 1-й четверти 15 в. тверскому князю Ивану Михайловичу удалось сломить сопротивление Кашина. Влияние Т. к. усилилось в 30—50-е гг. 15 в., когда между московскими князьями вспыхнула феодальная война. Союза с тверским князем Борисом Александровичем искали великие князья Москвы и Литвы, византийский император и сын Тамерлана — Шахрух. Но после окончания феодальной войны Василия II Тёмного с Шемякой Т. к. начало быстро терять свою самостоятельность. Михаил Борисович был вынужден заключить ряд неравноправных договоров с Иваном III. Попытка Михаила переориентироваться на Литву привела к походу на Тверь московских войск, которые 12 сентября 1485 захватили город, и Т. к. перестало существовать как независимое государство. Т. к. внесло значительный вклад в сокровищницу русской культуры. Сохранились фрагменты больших тверских летописных памятников 15 в.. В Твери были написаны Повести о Михаиле Ярославиче и Михаиле Александровиче, «Похвальное слово» инока Фомы, создавались замечательные памятники архитектуры и живописи (см. Тверская школа) (в том числе древнейший русский иллюстрированный список «Хроники Георгия Амартола»). Тверич Афанасий Никитин первым из русских побывал в Индии и дал её красочное описание.» Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства XIV — XV вв., М., 1960. В. А. Кучкин.

Другие отечественные источники примерно повторяют эти данные с некоторой интерпретацией дат, событий и участников. Так можно прочитать, что в 1247 году Тверь была выделена в удел Александру Ярославичу Невскому, а между 1252 и 1255 гг. перешла к его брату Ярославу Ярославичу – родоначальнику тверской княжеской династии.

И все же хотелось бы завершить эту главу на более обнадеживающей ноте. С этой целью цитирую отрывок из книги А.В.Чернышова «Очерки по истории Тверского княжества ХIII-ХV вв.»: «Автор «Слова похвального о благоверном великом князе Борисе Александровиче Тверском» инок (т.е. монах) Фома упоминает в ХV веке о Входо-Иерусалимской часовне, поставленной у въездных ворот тверского кремля. Этот небольшой храм, посвященный торжественному входу Христа в Иерусалим, должен был напомнить русским людям средневековья о похожих, пусть и гораздо более роскошных надвратных храмах Киева и Владимира, а также о самом ИеРУСАлиме – священном прообразе древних русских великокняжеских столиц».

А, может, инок знал больше о прежнем пути тиверцев-тверчан, чем мы можем предположить...

Если понравился материал - жмите лайк. Есть мысли? Пишите в комментариях. Ну, а чтобы не пропускать новое — подпишитесь. Спасибо, друзья!