Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

Словарь подмены понятий. Цифровизация

Казалось бы - ну тут-то чего подменять?! Все оцифровано, хочешь в энциклопедии статью посмотреть - не нужно ехать за тридевять земель в крупные библиотеки, лопатить тысячи страниц. Хочешь к врачу записаться - не надо в очереди стоять, кликнул на Госуслугах - и вуаля. Красота же! Подмена оказалась в другом. ИИ, конечно, отлично умеет включать нужную музыку по команде и открывать форточки на рассвете. Он же неплохо рисует развлекательные картинки "города в виде людей", уже даже музыку прилично ваяет. Забавную, конечно, но ваяет. Подмена в том, что он пишет и дипломы, и курсовые, и вообще любые письменные работы. А что происходит со студентами, которые таким образом "сдали" все предметы? Какой уровень образования у них? Во все времена студенты списывали, и я сама и шпаргалки писала, и для других дипломников дипломы на пишущей машинке набирала, попутно правила процентов 80 не только русского языка, но и смысла диплома тоже. Но когда ты хоть что-то пишешь своими руками, то у тебя это что-то

Казалось бы - ну тут-то чего подменять?! Все оцифровано, хочешь в энциклопедии статью посмотреть - не нужно ехать за тридевять земель в крупные библиотеки, лопатить тысячи страниц. Хочешь к врачу записаться - не надо в очереди стоять, кликнул на Госуслугах - и вуаля. Красота же!

Подмена оказалась в другом. ИИ, конечно, отлично умеет включать нужную музыку по команде и открывать форточки на рассвете. Он же неплохо рисует развлекательные картинки "города в виде людей", уже даже музыку прилично ваяет. Забавную, конечно, но ваяет. Подмена в том, что он пишет и дипломы, и курсовые, и вообще любые письменные работы.

А что происходит со студентами, которые таким образом "сдали" все предметы? Какой уровень образования у них?

Во все времена студенты списывали, и я сама и шпаргалки писала, и для других дипломников дипломы на пишущей машинке набирала, попутно правила процентов 80 не только русского языка, но и смысла диплома тоже. Но когда ты хоть что-то пишешь своими руками, то у тебя это что-то остается в мозгах. Когда же ты просто задаешь "Чатжпт, сделай рерайт реферата", у тебя даже воспоминаний о теме этого реферата не остается.

Что научились делать с помощью ИИ? Презентации, картинки, коллажи и т.д. А настоящих специалистов, которые могут предлагать прорывные решения, не создали. Привычка списывать приводит к открытиям, фундаментальным исследованиям, постройке собственного конечного продукта? В итоге получается, что по цифровизации мы впереди планеты всей, а по результату... Пока еще работают специалисты, получившие образование в "доцифровую эпоху". Что будет дальше?

Второй пример. «Смотрите, мы внедрили цифровизацию, отремонтировали поликлинику, и теперь автоответчик отвечает на все вопросы». И что? Равно ли это тому, что люди стали здоровее? Нет. То, что вы во всех школах сделали ремонт, поставили компьютеры, равно ли уровню образования? Нет. То есть подмена понятий: сам факт наличия компьютера не означает наличие соответствующей работы. Формально цифровизация? Да.

Не знаю, что с этим делать.