Найти в Дзене
По душам | поговорим

Сегодняшнее ХОРОШО и ПЛОХО.

Существует концепция, согласно которой все войны в мире проходят по одному из сценариев с поправками на современность.
Это – война Марса, война Афины и война Аполлона. Война Марса – это война, ведущаяся при помощи силовых методов (непосредственные боевые действия, вооружённые конфликты) и военной хитрости.
Война Афины – это соперничество при помощи материальных ресурсов каждой из сторон (то, что сегодня называют «экономической войной»).
И, наконец, война Аполлона – это борьба на идеологическом фронте, когда стороны не сталкиваются друг с другом напрямую, а, оперируя словом, пытаются «перевербовать» армию и население противника.
Если верить этой теории, то, конечно, самая коварная форма войны – это последняя.
При этом, мне видится, что и она не представляет никакой опасности той стороне, у которой есть у б е ж д е н и я, есть т о ч к а з р е н и я, есть о р и е н т и р ы.
И потому для победы над противником очень важно всю эту уверенность низводить, размывать, стирать, ну или хотя бы

Существует концепция, согласно которой все войны в мире проходят по одному из сценариев с поправками на современность.
Это – война Марса, война Афины и война Аполлона.

Война Марса – это война, ведущаяся при помощи силовых методов (непосредственные боевые действия, вооружённые конфликты) и военной хитрости.
Война Афины – это соперничество при помощи материальных ресурсов каждой из сторон (то, что сегодня называют «экономической войной»).
И, наконец, война Аполлона – это борьба на идеологическом фронте, когда стороны не сталкиваются друг с другом напрямую, а, оперируя словом, пытаются «перевербовать» армию и население противника.

Если верить этой теории, то, конечно, самая коварная форма войны – это последняя.
При этом, мне видится, что и она не представляет никакой опасности той стороне, у которой есть
у б е ж д е н и я, есть т о ч к а з р е н и я, есть о р и е н т и р ы.
И потому для победы над противником очень важно всю эту уверенность низводить, размывать, стирать, ну или хотя бы высмеивать.

ПЕРВОЕ, нужно выбить из-под ног базу.
Если я знаю, что такое хорошо, а что такое – плохо, то очень сложно заставить меня увидеть мир в ином свете.
Но! Если постоянно подменять понятия и размывать границы хорошо/плохо, то рано или поздно получится, что поступать по-доброму – невыгодно («Не делай добра – не получишь зла»), а вредить – при определённом ракурсе вполне себе можно («На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь»).
И ВДРУГ всё становится НЕОДНОЗНАЧНЫМ.

Не мои примеры, но приведу, как это работает с самого раннего детства: Баба-Яга и Кощей – классические отрицательные персонажи, а в новых сказках и фильмах – они уже помогают лентяям вроде Ивана-Царевича. Были злодеями, стали добродетелями.
Размываются первые ориентиры.

Нет ОДНОЗНАЧНО хорошего и ОДНОЗНАЧНО плохого.
Нет стандарта – стало быть, нормально всё! («в рамках уголовного кодекса»).
Выходит, не существует трусости, предательства, стяжательства, мелочности, как не существует и храбрости, самоотверженности, великодушия, подвигов.
Как вы думаете, смогли бы наши бабушки и дедушки победить в Великой Отечественной Войне с такими нормами?
Или тоже «выбирали бы себя» и «с нежностью к себе» давились бы на Верхнем Ларсе 22 июня 1941 года?


ВТОРОЕ, стирать память и вымывать традиции нужно постепенно. Для начала – посеять сомнение.
Были ли 28 панфиловцев или нет? А так ли самоотверженна была Зоя Космодемьянская? А почему так долго не снимали блокаду Ленинграда, просчёт руководства? А Сталин прятался в бункере в первые дни войны?...
Неважно, что ложь этих постулатов опровергается ЗНАНИЕМ, фактами, историческими справками, свидетельствами очевидцев - достаточно захотеть узнать правду. Главное – заставить человека СОМНЕВАТЬСЯ!
И тут важно, чтобы сомнение не было подтверждено или опровергнуто, нужно, чтобы оно просто осталось. Чтобы сомнение это закрепить – обязательно надо назвать его «критическим мышлением». И вот опять вывод, который рождается в сознании: всё НЕОДНОЗНАЧНО.

И, наконец, ТРЕТЬЕ: уже такого взращенного «критически мыслящего» товарища можно и нужно учить: все твои беды – от разжиревших попов и империалистов (так развалили Российскую империю); потом – от угнетения Москвой своих национальных республик «Вы будете жить лучше, стоит только зажить самостоятельно, ВЕСЬ МИР уже живёт хорошо, а вы выбрали не тот путь» (так развалили Советский Союз); а теперь – если бы не СВО, развязанная Путиным то ли из-за его имперских амбиций, то ли из жажды наживы – вот тогда бы гоняли бы по-прежнему в соседнюю Финляндию за фейри и в Париж без пересадок.

Это и есть война Аполлона.
Опоры – выбиты, новых – нет, человек – центр собственной вселенной и живёт в абсолютном вакууме от происходящего. Человек не знает и не хочет знать, что происходит вокруг.
«Без нас всё решат».

Мне кажется, прошедший День Победы должен напомнить нам, что без нас ничего не решат и не решалось никогда.
Даже если мы не интересуемся, не узнаём, не оцениваем и не пропускаем через себя жизнь и историю своего государства (легендарный оберег «Я не интересуюсь политикой») – то государство всё равно интересуется нами, мы ВМЕСТЕ со страной входим в её историю.
А какова будет эта история – зависит от каждого, абсолютно каждого из нас.
Какое счастье, что наши дедушки и бабушки знали ТОЧНО, что есть чёрное, а что – белое. Что они знали, что от них не зависит что-то, а от них зависит ВСЁ, включая наше с вами настоящее.

Думаю, и нам не помешало бы знать, что такое хорошо и что такое плохо.