Прорвёшься тут с тобой, подумал Яков - у тебя дед есть, а у меня только мама Люся вот и всё. Быстро умывшись, побрившись солдаты заправили кровати. И тут же получили команду:
- Выходи строится на утренний осмотр.
Они бегом бросились выполнять полученную ими команду. Вот суки такие загоняли, мелькнула мысль в голове у Якова.
- Батарея в две шеренги становись.
Отдал команду командир их первого расчёта. Солдаты забегали и засуетившись заняли в строю свои места. На всё происходящее с крыльца их казармы наблюдал сержант Варавин и ядовитая ухмылка не сходила с его перехитрённого лица.
- К утреннему осмотру приступить.
Отдал он громко команду, встав перед строем солдат своей батареи. Дальше процесс пошёл сам собою. Осмотрев подчинённых, командиры расчетов доложили ему об его результате. Посмотрев на часы замок рявкнул:
- Батарея вольно, разойдись...
Солдаты нерешительно задвигались... Строй нехотя начал распадаться. Солдаты двинулись в разные стороны. Яков остался на месте и наблюдал самодовольную рожу их замка и его лукавый взгляд, который говорил, что сейчас я - Вам устрою...
- Батарея в две шеренги становись.
Прокричал сержант и уставился паразитская его морда на часы. Солдаты неслись на свои места в строю сбивая вся и всех... Начался «свальный грех» устроенный замком, а в общем бардак... Тот весело посматривал на подчинённых, а потом на часы и вновь на подчинённых. Командиры расчетов улыбались в кулаки и делали «вид» активной работы и попутно раздавая подзатыльники и пинки для ускорения процесса. Батарея в итоге была построена, но так начерно. После команды:
- Смирно...
Солдаты застыли в строю как каменные изваяния. Варавин самодовольно шел вдоль их строя и делал замечания по форме одежды стоящим солдатам.
- Командирам расчётов проследить за устранением недостатков по форме одежды у своих подчиненных и доложить. Вольно разойдись...
Срой рассыпался как утренний туман под солнечным светом. Сержанты начали приводить в чувство расхристанных подчиненных. За процессом наблюдал невозмутимо хозяин положения и замок в одном лице.
- Батарея в три колонны становись...
Рявкнул замок и души солдат засуетившись занимая свои места в строю, ну скажем мягко с помощью попихиваний командиров расчетов.
- Равняйсь, смирно. Прямо с песней шагом марш...
И с ударом левой ноги об асфальтовое покрытие запевала назначенный накануне вечером затянул строевую песню, а строй рявкнул её продолжение. Сержант Варавин удивлённо посмотрел на вверенных ему солдат и лицо засияло «лучезарной» улыбкой. У Якова в голове мелькнуло – прям как святой Николай с иконы у мамы Люси в её спальне. Путь был недолог, а прям в столовую на завтрак. После приёма пищи в течении пятнадцати минут раздалась команда:
- Встать строиться выходи.
Пацаны в папахах вталкивали в себя на ходу куски хлеба, а кто по шустрее ещё и чай. Яков, буквально проглатывая последний кусок хлеба как акула большую рыбину уже нёсся на выход из столовой с мыслю – как бы на кого ни будь не наскочить...
- Батарея правое плечо вперед, с песней шагом - марш.
И пошла песня, но несколько бодрее и веселее... Их учебная батарея состояла из трех взводов. Командиры взводов все офицеры молодые красавцы сами недавно закончившие военные училища и приобретшие на практике крылья-знания теперь сами готовили молодое пополнение для Вооруженных сил России... Но материальная сторона дела давно и упорно доказывала им, что их армейские усилия тщетны и мало привлекательны. Однако расписание занятий утверждено и уже вывешено, следовательно будет выполняться и выполняться неукоснительно. В расписании по взводно указаны занятия по строевой подготовке. Физической подготовке, а также изучению вооружения и так далее и тому подобное на целый день с перерывами на десять минут и конечно на обед...
- Яков мы с тобой в наряд идём.
Сказал, глядя на него Иван.
- Какой ещё к чёрту наряд? Я и так еле живой от всех этих спортмастсовых занятий, защит от оружия массового поражения, изучение материальной части вооружения у меня и так голова опухла, а ноги не ходят.
Иван взглянул на друга с усмешкой произнес с издёвкой в голосе:
- Ну тогда сам пойди и посмотри на следующий день наряды уже вывешены на доске объявлений, и мы с тобой идём в наряд по батарее - дневальными.
Яков, не веря словам Ивана, пошёл и посмотрел. Подойдя к доске объявлений, он увидел, что действительно они с Иваном идут дневальными, а дежурным по батарее заступает их командир расчёта сержант Климов.
Твою же мать ещё этого мне не хватало, тут и так недосыпаешь кормёжка хреновая. Еле ноги таскаешь уже похудел и так на пять кило, а, что дальше будет – размышлял Яков и делал вид, что глубокомысленно изучает содержание приказа. Озадаченно и напряженно он думал, молча и про себя, но делать было нечего, и они подошли командиру своего расчёта. Однако их командир расчёта сам подошёл к ним посмотрел на ребят, сказал:
- А где третий дневальный.
Иван ответил:
- Сейчас товарищ сержант, я приведу Кольку. Он с нами третьим дневальным идёт.
Иван куда-то побежал его не было минут пять и потом Яков с удивлением увидел, как он идёт рядом с тем рыжим худощавым парнем, которым они накануне поругались. Подойдя, поближе Иван представил спутника:
— Вот Николай Шмырин, наш третий дневальный.
Яков уставился на Николая, а тот протянул руку и весело произнес:
- Ну, что добрый день, я ваш третий дневальный.
- Не нукай не запряг…
Зло ответил Яков. Угораздило меня – пронеслось в голове у Якова, ещё этот рыжий сволочь, будет со мной в одном наряде глаза бы мои на тебя не глядели – зараза… Николай как будто уловил ход мыслей Якова улыбнулся и обращаясь как бы к командиру расчёта сказал:
- Товарищ сержант, а какие обязанности у дневального?
— Вот вам Устав, вот обязанности дневального сидите и учите. Завтра с утра проведу опрос как Вы усвоили обязанности дневального, ну, а пока живем по распорядку.
- Есть товарищ сержант.
В один голос ответили ребята. Вот Вам и задача теперь. Вообще обязанности дневального надо учить наизусть. Ведь сержант спрашивать будет и не дай бог не ответим на его вопрос. Роились мысли в головах у солдат.
- Да.
Сказал Ванька и посмотрел на Якова с усмешкой выдал:
- Ну Яшка держись, попадёт тебе, ты же двух слов запомнить не можешь.
- Ещё чего. Я всё могу заучить и не только обязанности какие-то там дневального. Вот сейчас сяду и выучу.
Лихо ответил Яков и орлом взглянул на Ивана.
- Сейчас нельзя, сейчас пойдём на ужин, а учить будем потом.
Рассмеялся над Яковом - Николай. Яков надулся и зло посмотрел на насмешника.
- Батарея строится выходи.
Прозвучала команда они стремглав рванули из спального помещения на выход. На плацу построились три шеренги и, как всегда, сержант Варавин повёл их с песней на ужин. После ужина у ребят была свободное время и Яков открыл Устав и начал изучать обязанности дневального. Дневальный по роте назначается из солдат… читал он внимательно, но мысли в голове были другие. Скукотища, проклятая как это можно запомнить и как это всё можно долбанское заучить, ещё какие-то обязанности какой-то дежурный и так далее и тому подобное, ах твою же мать...
Иван, сидя рядом изучает те же обязанности дневального, прочитав их два раза. Он начал пересказывать эти обязанности вслух. Яков широко открыл рот и смотрел на этого деревенского «валенка», как он про себя называл Ивана и думал, как у него всё получается, и одевается, и в порядок себя приводит быстро, и запоминает всё хорошо. Ну почему я, проучившись почти два года в институте ни хрена не могу запомнить, ничего не могу выполнить. Как же так я ведь умнее, его и жизнь у меня была лучше, что это такое и, что это за судьба у меня такая... Иван словно бы почувствовал ход мыслей Якова, подмигнул ему и сказал:
- Ну, а теперь продолжи обязанности дневального по роте, на которых я остановился, а.
Яшка уставился на того не мигающими глазами и честно признался:
- Вань, я не помню, на чём ты остановился.
- Отсутствие внимания скажется на взаимодействие головы и твоих ног. Попадёт тебе Яков.
Опять попадёт, да сколько можно мне попадать? Не вовремя оделся – попало, не зашнуровал обувь - попало... Думал про свою судьбу Яков. Ванька рассмеялся и сказал ему:
- Ты ещё мамы Люси напиши и скажи мам Люсь забери меня отседова… Издеваются здесь надо мной и особенно мой сосед по койке Иван, и командир расчёта сержант Климов.
Яков улыбнулся и примирительно сказал:
- Ну ладно тебе, давай как-нибудь вместе учить у тебя это хорошо я смотрю получается, а я забываю то и дело. Помогай Вань.
- Ну вот так всегда чуть, что помогай Вань...
Иван взял табурет подсел проход к Якову, и они начали пункт за пунктом перечислять обязанности дневального. Таким образом подтягивать свои армейские знания. А в это время к ним подсел третий дневальный Николай и они хором начали повторять обязанности дневального по роте. Яков за это благодарным взглядом посмотрел на Ивана и сказал:
- А какие на хрен обязанности дневального, по какой хрен роте у нас же батарея.
Иван улыбнулся и глубокомысленно произнес, смотря на друга:
- Яков ты дремучий человек Устав пишется один на всё нашу армию. Нам надо только роту поменять на батарею вот и всё.
Коля посмотрел на Ивана с уважением и выдал:
- Ну и мудр ты Ванька. А ну-ка давай ещё раз пройдёмся по обязанностям дневального, чтобы получше уже их запомнить.
Ребята прошлись ещё раз по обязанностям дневального, потом ещё раз, а потом ещё раз, пока обязанности дневального не стали отлетать от них как горох от стенок. Даже Яшка вёл себя хорошо и обязанности дневального перечислял как по порядку так вразнобой и отвечал правильно на поставленные Иваном вопросы об обязанностях дневального по батарее.
- Батарея на вечернюю поверку, выходи строится.
Прозвучала команда и солдаты и стремглав бросились на выход из казармы. Дальше всё было как в кино. Построение, чтение фамилий и ответы солдат доклад сержанта Варавина дежурному офицеру и долгожданная команда отбой.
На следующий день всё было по расписанию подъём, утренний туалет, осмотр, завтрак и занятия по расписанию. После обеда ребят освободили от дальнейших занятий, и они начали готовиться к заступлению в наряд. Надо было погладить форму, почистить обувь, немножко отдохнуть и вечером заступать в наряд.
Перед заступлением в наряд командир их расчёта построил солдат рядом с казармой и начал гонять их по обязанностям дневального. Он с удивлением отметил, что его подчинённые хорошо выучили обязанности дневального особенно выделялся, Иван он не только сам правильно отвечал, но ещё подсказывал и Николаю ну и Якову конечно. Яков хоть и держался уверенно и на все поставленные вопросы он отвечал правильно, но с некоторой задержкой. Сержант задержки списал на то, что ему надо сначала надо найти у себя в мыслях правильный ответ, извлечь его, а потом уже ответить. Ну ничего страшного, раз он правильно отвечает значит Яков начал втягиваться в армейскую жизнь. Осмотрев своих подчинённых и проверив их внешний вид. Он остался доволен им и построив ребят в колонну повёл на плац их учебного центра, где один из офицером заступающий дежурным по части осматривал и инструктировал наряды на службу по подразделениям.
В начале помощник дежурного, сержант осмотрел вновь прибывших солдат и определил им места в строю. Далее увидев, что подходит офицер он дал команду:
- Равняюсь, смирно.
И побежал с докладом к офицеру, не доходя до него несколько шагов он перешёл на строевой шаг и вскинул руку к головному убору и отчеканил:
- Товарищ старший лейтенант наряды на службу по части построены для развода. Помощник дежурного старший сержант Сафиуллин.
Старлей выйдя на середину их строя предложил руку головному убору поприветствовал стоящих военнослужащих. На, что те ответили:
- Здравия желаем товарищ старший лейтенант.
И это уже был ответ не просто молодых военнослужащих, а именно солдат. Команды давались чётко ответ был чётким, кратким и хорошо слышен так, что офицер остался доволен...
Далее придя на батарею, новые дневальные приняли порядок казарме и первым у тумбочки встал Николай.
- А вы не стоите попусту и не стройте глаза. Пройдите посмотрите порядок в умывальной комнате, туалете, душевых. Посмотрите порядок в сушилке ну и вообще курилку посмотреть и выносной туалет убран или нет. Надо бы проверить.
Выдал приказ их сержант.
- Яков на тебе курилка и выносной туалет, а я внутри посмотрю.
Утвердительно сказал Иван. Они разбежались каждый по своим объектам и начали принимать у сдающих свою смену «старых» дневальных. Хотя они и были такие же как они молодые солдаты, поэтому порядок был наведён неплохо хотя были конечно отдельные недостатки, но это ерунда - подумал Яков. Придя расположение батареи, он доложил сержант Климову, что в курилке и во внешнем туалете наведён порядок.
- Яков ты принимаешь смену.
- Так точно товарищ сержант принимаю.
- Ну смотри если что не так будешь сам наводить порядок.
Улыбнулся сказал сержант Климов и посмотрел на своих дневальных, и пожал руку предыдущему дежурному он произнес:
- Ну, что принимаем смену.
Стоящие напротив «старые» дневальные выдохнули, а их дежурный и он же командир первого расчёта сказал, смотря на новый наряд:
- Ну, что мужики не жезла ни гвоздя - Вам...
Ребята улыбнулись в ответ, но промолчали всё-таки армейская субординация есть армейская субординация. Сержанты пошли в курилку, а у дневальных образовалась несколько минут свободного времени. Один из дневальных предыдущей смены сказал, пристально посмотрев на сменщиков:
- Вы там особенно посмотрите порядок в умывальной комнате один из десяти кранов подтекает поэтому ребята уделите внимание ему. Да и почистить мы их почистили, но завтра ваша очередь. Это такое смурное дело я вам скажу... Лучше бы они пластиковые поставили, а то ещё эти старые советские латунные их надо чистить чтобы они блестели - понимаешь...
- Ничего почистим.
Сказал Иван и добавил:
- Тем более вы оставили нам их нам в идеальном состоянии нам только поддержать его и всё.
- Ну ладно мужики давайте, а мы пошли отдыхать...
Весело проговорили сдавшие наряд и побежали к своим койкам.
- Ну вот и всё Ваня, мы с тобой в первом в нашей жизни наряде…
Начало здесь:
https://dzen.ru/a/Z_g74rxpgihCfB9Y
Вторая часть здесь:
https://dzen.ru/a/aAHULrItW2790xrj
Третья часть здесь:
https://dzen.ru/a/aBNstu_TZ3nSO9Nl