В части их встретили как родных завели в баню. Там он прошёл дезинфекцию и ему выдали новенькую форму, заставили пришивать шевроны и так далее и тому подобное он впервые в жизни увидел берцы. На ногах они весили по пуду, и Яша почувствовал, что служба будет долгая и тяжёлая, ну во всяком случае для него. Выйдя из бани, они уже стали напоминать солдат, вот только вдруг все стали одинаковыми и понять кто есть кто было затруднительно. Однако они все были из одного вагона, и земляки поэтому сильно расстраиваться не было причины. Время службы шло, а они перекуривали, ну пока перекуривали.
Яков видел, как к ним подошли несколько военнослужащих один из них явно был офицером, а трое как выяснилось потом были сержанты. Офицер взглянул на молодое и зелёное пополнение отдал команду:
- В две шеренги становись.
Зелёная команда начала выполнять приказ офицера, а сержанты помогали им пинками, а иногда руками выставили две шеренги все двадцать семь человек. Офицер смотрел на происходящее действо с ухмылкой. Когда сержанты закончили построение. Он представился:
- Я Ваш командир взвода старший лейтенант Лютиков, а это.
Указав рукой в сторону стоящих сержантов:
- Будущие Ваши командиры расчетов.
Дальше он назвал командира первого расчёта и достал из кармана брюк несколько свёрнутых листков как потом понял Яков там были их списки. Произнес:
- Сейчас я буду читать ваши списки и Вы, услышав свою фамилию чётко ясно говорите - я. Понятно.
Молодые солдаты ответили в разнобой ясно, ага, хорошо. После чего офицер посмотрел на них и сказал.
- В армии нет таких понятий ага, ясно. Оставьте их для гражданских. Отвечать военнослужащий обязан получив команду, так точно если ему эта команда ясна. И строго взглянув на молодых солдат закончил:
- Ясно.
- Так точно.
Уже чётко было произнесено молодым пополнением, стоявшим на плацу. Офицер, улыбнувшись добавил:
- Ну ещё не айс и много работы.
Дальше он начал называть фамилии солдат, и они отзывались, я. После каждой девятой фамилии он говорил расчет номер такой-то командир расчета сержант такой-то. Сержанты остановились во главе своих расчётов. Они мельком осматривали ребят и стояли, смотря на офицера. Произнеся все фамилии и разбив прибывших на три расчёта, офицер продолжил:
- Поздравляю Вас с прибытием в школу сержантского состава для подготовки из вас командиров артиллерийских расчетов.
Раздалось слабое и разноголосое:
- Ура.
Офицер, поморщившись продолжил:
- Командирам расчетов осмотреть личный состав и доложить о возможных замечаниях.
Командира расчетов вышли из строя и начали командовать своими солдатами. Яков попал в третий расчёт, где командиром расчета был назначен сержант Климов. Он сам только недавно закончил эту же школу и теперь с полным правом мог сам готовить молодых командиров.
Их сержант осмотрел свой расчёт и остался доволен. Молодые солдаты вроде всё сделали как положено шевроны на месте всё остальное вроде бы тоже на месте ну некоторые пуговицы не так пришиты, но это не страшно.
- Командирам расчетов доложить о выявленных недостатках.
Прозвучала громкая и чёткая команда их взводного.
Командиры расчетов по очереди подошли к старлею и доложили о выявленных недостатках.
- Командирам расчетов стать в строй.
Командир расчётов стали в строй. Старлей посмотрел на часы и сказал:
- У нас ещё есть полчаса до ужина видите людей в казарму для размещения.
Получил приказ от взводного на управление взводом и построив взвод три колонны командир первого расчета повел их к своей казарме. Подведя к казарме, он остановил взвод посмотрел на молодых солдат и встав на крыльцо отдал команду:
- Головная уборы снять справа по одному в колонну заходим в казарму.
И потёк ручеёк солдат в казарму для размещения. В казарме стояли кровати на них лежали матрасы, одеяла и подушки.
- Первому расчету получить постельное бельё.
Молодёжь стояла в нерешительности, командир первого расчета улыбнулся и сказал, показывая рукой направление:
- Вон там в каптёрке получите, что стали давайте по одному.
Ручеёк молодых солдат потёк в каптёрку для получения постельного белья. За первым расчетом последовало второй расчет и наконец пошёл третий расчёт получать такой же постельное бельё как получили первые два расчёта. Якову сунули в руки комплект постельного белья и он, развернувшись побрел за остальными солдатами. Их сержант уже стоял на против коек, где размещались спальные места их расчета. Якову указал на его койку сержант и просто сказал:
- Заправляй…
Яков начал «заправлять». В начале каждый солдат был занят своим делом и обращать внимание по сторонам было просто некогда. Однако через десять минут все справились с заправкой кровати, а Яков еще возился с наволочкой. Ну не хотела его подушка туда залезать и всё хоть ты тресни. Ребята во круг начали хихикать и чем больше Яков старался засунуть её туда, тем больше окружающие хихикали над ним. К нему подошел их сержант и молча взяв наволочку вывернув край на изнанку и взяв в руки через вывернутую наволоку подушку одним рывком надел её на подушку. Смешки прекратились.
— Вот так надо товарищ солдат.
- Хорошо.
- Да не хорошо, а есть. Повторите.
- Есть.
Промямлил Яков. Смешки раздались в новь. Сержант вскинул голову и обвел взглядом стоявших солдат и смешки растворились в молчании. Раздалась зычная команда:
- Строиться выходи…
Их опять построили в колонну по три и повели в столовую. Офицеров в расположении уже не было и солдатами командовали сержанты. На ужин была перловая каша с запахом мяса. К каше прилагался чай. Два куска черного и два куска белого хлеба и всё. Молодежь ковырялась, но не ела. Только один сосед Якова наложив себе полную тарелку каши уплетал её за милую душу. Их сержант молча кушал кашу и потом попив чай с белым хлебом вынес «приговор» пище:
- Слабовато и пустовато…
Раздалась команда:
- Встать строиться входи.
Молодёжь, медленно потягиваясь стала подниматься из-за столов и выходить из здания. Командир первого расчета с ухмылкой смотрел за действиями своих подчинённых и тихо себе под нос произнес:
- Завтра я Вас научу - науке, а сегодня пусть пирожки домашние выйдут…
Их опять построили и повели к казарме. Там командир первого расчета отдал приказ:
- Перед входом в помещение казармы почистить обувь.
И указал на место для чистки обуви, где находилась длинная подставка под обувь. На ней стояли большие банки с ваксой и лежали щетки.
- Командирам отделений проследить за чистотой обуви.
И закипела работа под включенным фонарем на рядом стоящем столбе. Яков как не старался, но с первого и со второго раза вычистить обувь правильно не смог, а вот сосед, который поедал перловку с удовольствием с первого раза так надраил свои берцы, что любо, дорого посмотреть. Только с третьего раза вымазавшись в ваксу как трубочист в сажу Яков наконец то попал в казарму и вымывшись в умывальной комнате и придя в спальное помещение плюхнулся наконец на свой табурет. В его голове крутилась одна мысль. мама забери меня отсюда, я здесь не выживу. Горькие мысли подкатились к горлу комком, но плакать было нельзя кругом как говорила мама Люся – люди, а так хотелось всплакнуть по самому себе…
- Тебя как зовут?
Раздался рядом голос. Яков открыл глаза полные слёз и в пелене увидел овал добродушного, курносого лица соседа по столу, и теперь товарища по расчету. Он, глубоко вздохнув произнес, задумчиво:
- Мама Люся Яковам назвала…
- А меня Иваном, Ваней батя назвал. У нас почитай пол деревни Иваны.
Весело пробарабанил сосед. И не задумываясь продолжил:
- Ты знаешь Яков какая у нас деревня о-го-го…
И потрусил в воздухе кулаком правой руки. Яков смотрел на это добродушное лицо Ивана и ему становилось всё горше и горше…
- А ты кем до армии работал.
Вдруг ни с того ни с сего задал вопрос Якову собеседник. Нашел время, подумал Яков, но делать нечего надо отвечать, и он бросил слово:
- Я был студентом…
У Ивана округлились глаза:
- Брешешь Яков, ой не хорошо брехать.
И посмотрел на него с укоризной качая головой. Этот выпад так обидел Якова, то ему даже плакать расхотелось, сразу. Да как он деревня посмел мне и не поверить, пронеслось в голове у Якова, и собравшись с силами он почти зло выдал:
- С третьего курса забрили и всё от того, что дочку декана соблазнил. Вот и расплачиваюсь теперь…
- Так прям и дочку этого как его там…
- Декана. Эх ты валенок.
Произнес Яков и задрав нос добавил с пафосом:
- Она в меня как кошка влюбилась, а папашка нас застукал и сказал – женись, а я в никакую. Он меня военкому и сдал…
Пацаны на соседних табуретах притихли и стали прислушиваться к разговору Якова и Вани. Яков, уловив это ещё больше распалившись выдал:
- Она первая красавица у нас на факультете была, а я машину у матери взял и раз подъехал и открыв дверь сказал – прыгай и она прыгнула. Ну с того времени у нас закрутилось, а что я парень видный.
И выпятив плоскую грудь Яков продолжил:
- Деньги у меня всегда были, а бабам они первое дело.
И посмотрев с превосходством на Ивана добавил:
— Все это знают…
Начало здесь: