Найти в Дзене

Музыка на кончиках пальцев

или или впечатления-отзывы о работе в модулях программы Soft way to Mozart.

🎹 Маряч Анастасия Юрьевна, действующий преподаватель #softmozart с 2024 года, г. Пенза.

Тестируем с воспитанниками-учениками программу Soft way to Mozart на практических занятиях по музыкально-инструментальной подготовке (бакалавриат) и сольное музыкально-инструментальное исполнительство (магистратура), знакомимся с научно-теоретической составляющей программы, а также её интерфейсом, «горячими клавишами» на занятиях по дисциплине «Современные музыкально-педагогические технологии»: статья

очется отметить, что в данном направлении работы, кафедра "Музыка и методика преподавания музыки" ФГБОУ ВО ПГУ продолжает традиции лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" РГПУ им. А.И. Герцена по внедрению в учебно-образовательный процесс вуза сетевых интерактивно-цифровых технологий обучения музыке.

Вполне резонно возникают вопросы:

  • «Почему мы изучаем программу Soft Mozart?»,
  • «Зачем изучать программу в рамках учебно-образовательного процесса педагогического ВУЗа?»,
  • «Зачем студентов, будущих педагогов-музыкантов знакомить с программой SM?»

Думаю, что все согласятся, что далеко не все наши ученики становятся «Моцартами», не у всех яркие природные способности к музыке. Но тем немее, музыке может и должен учиться каждый!

Мы знакомим студентов педагогического вуза, будущих учителей музыки, с сетевыми интерактивно-цифровыми технологиями в музыкальном образовании, в том числе изучаем педагогический потенциал и возможности реализации программы Soft way to Mozart в музыкально-образовательном процессе, для того чтобы они знали новинки и последние достижения в области образовательных технологий,чтобы у них была возможность выбора эффективных форм и методов, средств обучения музыке. Педагоги-музыканты несут свет полученных знаний в образовательные школы, обучая детей и подростков, а значит они должны быть профессионально подготовлены к реализации сетевых интерактивно-цифровых технологий в системе общего и дополнительного музыкального образования.

Что нового предлагает нам SoftMozart?

  • SoftMozart предлагает топографическую карту местности клавиатуры: в создании ученика формируется понимание: нота выше (вправо) и движение руки вправо, нота ниже (влево) и движение руки влево. Потом мы просто меняем одну систему координат на привычную нам традиционную горизонтальную черно-белую.
  • понимание нотозвука как целостного феномена: графического символа, звука и его положения на клавиатуре;
  • представление о музыке как процессе. Благодаря интерактивно-цифровым технологиям мы можем видеть рождение звука из бутона цветка, его развитие и постепенное угасание - прилёт бабочки. Нотный символ не существует отдельно сам по себе, он тесно связан со звуком и музыкальным временем. И именно это мы впитываем на интуитивном уровне благодаря работе в программе SoftMozart.
  • в процессе обучения игре на фортепиано, в самом начале пути, мы немного задерживаемся на этапе освоения техники чтения нот, тем самым формируя запас времени и будущую свободу действий в изучении музыкального материала. Работа в программе SoftMozart позволяет привыкнуть глазам к чтению нотного текста не глядя на клавиатуру, формируется выносливость, «созреют» мышцы глаз к прочтению нотного текста, к слову сказать, развивается слух! Формируется навык горизонтального и вертикального восприятия нотного текста (мелодическая горизонталь и гармоническая вертикаль) в процессе чтения "бегущих" на экране озвученных нотных символов. SoftMozart - уникальная в своем роде программа по формированию, развитию и совершенствованию навыка чтения нотного текста, а это одно из самых необходимых условий становления профессионального педагогического мастерства будущих учителей музыки.

Программа Soft way to Mozart не отменяет традиционные методы обучения, но значительно расширяет и обогащает возможности организации музыкальных занятий в инструментальном классе. В данном контексте отметим, что в практике преподавания очень долгое время бытовали, а в некоторых случаях продолжают существовать и сейчас, стереотипы и шаблоны представлений о музыке, которые можно отнести к так называемым «околонаучным знаниям о музыке». Очень много «белых пятен» в педагогике музыкального образования как науке, и с этим трудно не согласиться. Например, мы долгое время не задумывались о «зрительном фокусе» и работе органов зрения учащегося в процессе чтения нотного текста музыкальных произведений. А ведь это одна из существенных проблем на начальном этапе обучение игре на музыкальном инструменте. С приходом в музыкальное образование SoftMozart сделан значительный шаг на пути решения данной проблемы.

С появлением Soft way to Mozart открывается новая веха в педагогике музыкального образования как системы научно-обоснованных знаний. А значит у нас, педагогов-музыкантов, больше возможностей подготовить и воспитать подлинных ценителей музыки и слушателей, знающих и понимающих искусство, владеющих игрой на музыкальном инструменте.

SoftMozart - новый взгляд на музыкальное обучение. Программа SM открывает «окно в новый мир» объяснения музыкальной грамоты и обучения игре на фортепиано посредством реализации интерактивно-цифровых технологий в учебно-образовательном процессе.

Хочется выразить слова благодарности автору-разработчику программы, Елене Владимировне Хайнер, за предоставленную возможность вместе со студентами работать с программой Soft way to Mozart на практике!

Ниже прикладываю впечатления-отзывы своих воспитанников о работе с модулями программы SoftMozart.

Прошу строго не судить, пишут иностранные студенты, будущие педагоги-музыканты. Пока во всех тонкостях программы не разобрались, тем не менее, все студенты оценили эту удивительную и потрясающую программу по достоинству.

Мы учимся и стараемся вникать во все нюансы. Однако, как говорится, «мы не волшебники, мы только учимся». Учащиеся впечатлены открывающимися возможностями программы для обучения детей музыки и хотят еще большего. Больше интерактивных модулей, еще больше красочности, больше яркости, больше уровней и игровых заданий (как говорится «аппетит приходит во время еды»)...

Что касается меня, мне кажется, в программе все в меру и оптимально найдена та самая «золотая середина», которая и помогает, и стимулирует, и не перегружает учащихся.

-2

Кирилл (магистрант, 1 курс): Данная программа в игровой форме позволяет нам ощутить ритм, мелодии и песни на фортепиано, предлагая эффективный способ освоения музыкальных композиций. Используя постепенный метод обучения, она помогает поэтапно понимать произведения, шаг за шагом совершенствуя исполнение и повышая целостность исполнения композиций. Красочные графические элементы делают обучение более наглядным для детей, что значительно повышает их интерес к изучению музыки. Это приложение идеально подходит для учеников начальной и средней школы.

Игорь (магистрант, 1 курс): Я думаю, что это программное обеспечение очень полезно для начинающих музыкантов. Ведь это похоже на игру и совсем не скучно. Но я думаю, что есть еще некоторые проблемы. Я думаю, что обучающее руководство можно добавить, как видеоигру, потому что во время реального опыта я часто не знаю, какие клавиши нажимать, и я просто нажимаю случайные клавиши и застреваю, поэтому я думаю, что можно добавить учебное пособие для новичков.

-3

В.Ч. (4 курс, бакалавриат)

  1. Основные моменты и выигрыши в игре:
  • Дизайн образовательного процесса: благодаря ритму, взаимодействию музыкальных нот и т.д. интуитивно ощущаются знания теории музыки (такие как ритмы, мелодии, аккорды и т.д.), что очень помогает в изучении музыки.
  • Улучшенные рефлексы и концентрация: Уровень сложности постепенно повышается, что развивает зрительно-моторную координацию и мгновенную скорость реакции.
  • Движимый чувством выполненного долга: выполняя сложные треки или выполняя комбинации, вы получаете мотивацию для продолжения тренировок.
  1. Приобретенные новые знания/навыки:
  • Основы теории музыки: например, временное значение ноты, ритмическое разделение, концепция гаммы и т.д.
  • Навыки игры: Имитируя клавиши музыкального инструмента, он изначально овладел логикой исполнения простой мелодии.

П.Л. (4 курс, бакалавриат):

  1. Отображение клавиатуры и цветовое кодирование: Прямое отображение нот персонала на виртуальной клавиатуре и сопоставление их с цветами может помочь учащимся интуитивно понять взаимосвязь между высотой тона и положением и снизить порог распознавания спектра.
  2. Поэтапное обучение от монофонического, интервального к аккордовому, шаг за шагом, с замкнутым циклом «слушание-воспроизведение-визуальное исполнение», подходит для развития музыкальных способностей учащихся.
  3. Точность воспроизведения музыкальных нот (подсказки с изображением цветка / жука / бабочки) отображается в режиме реального времени во время воспроизведения, что помогает быстро находить ошибки.
  4. Использование анимационных подсказок и игровых упражнений, таких как небольшие игры, такие как «собирание фруктов», позволяет учащимся ознакомиться с расположением музыкальных нот на клавиатуре во время взаимодействия и повышает их интерес к обучению.

О работе в модуле «Ноты-Длительности» (Note Duration) Soft way to Mozart:

Антон (бакалавриат, 4 курс): Я думаю, что это приложение очень хорошее. Вы можете использовать небольшие игры, чтобы стимулировать интерес людей, которые изучают музыку, чтобы они могли почувствовать очарование музыки в игре и познакомиться с элементами музыки, такими как ритм, высота звука и т.д., Вы также можете научиться играть на фортепиано в игровой форме. Программа-игра, но я думаю, что есть еще несколько мест, которые можно оптимизировать:а) вы можете добавить больше музыкальных произведений соответствующим образом; б) увеличьте оптимизацию работы апплета в процессе работы; в) Вы можете сделать картинку более красивой. Я верю, что эта программа может добиться большего! Так что вперёд к вершинам!

Василий (1 курс, бакалавриат): Эта игра очень интересная. Она интегрирует скучную базовую подготовку к игре на фортепиано и эффективно решает проблему скуки учащихся. Благодаря обучающим играм можно улучшить уровень игры на фортепиано и базовые навыки учащихся более тонким способом. И тренируйте ритм, нотацию и мелодию отдельно, что более эффективно и результативно. Упростите сложные навыки игры на фортепиано, чтобы сделать их более приемлемыми для учащихся. В то же время игра разделена на разные уровни, чтобы учащиеся могли учиться постепенно. Что, по моему мнению, можно улучшить: а) сделайте его более удобным и быстрым программным обеспечением, и игра может быть более стабильной; б) добавьте метроном, чтобы контролировать скорость песни.

-4

Эмми (бакалавриат, 1 курс): Опыт игры с музыкальными нотами: танцуйте кончиками пальцев под мелодию. Когда я впервые познакомилась с игрой в музыкальные ноты, меня глубоко очаровало её неповторимое очарование. Это танец между кончиками пальцев и нотами, а также чудесное путешествие идеального слияния музыки и игры. Интерфейс игры простой и динамичный. Ноты летят из одного конца экрана в другой в такт музыке, как будто ноты бегут счастливо. Зазвучала мелодия, и ноты начали танцевать в такт. Я следовала ритму и отбивал ноты пальцами. Каждое точное нажатие приносило чёткие звуковые эффекты и увеличивало счёт, а чувство выполненного долга мгновенно переполняло меня. Казалось, я чувствовала, как ноты прыгают на кончиках моих пальцев, как музыка льется в мои уши, и я была полностью погружена в нее. По мере развития игры ноты становятся быстрее, а ритм сложнее. Я начала немного волноваться, но не хотела сдаваться. Поэтому я замедлила темп, внимательно прислушалась к музыке и проследила за последовательностью нот. Постепенно я нашла эту чувствительность, и мои пальцы стали более гибкими=отзывчивыми. Когда я наконец прошла сложный уровень, радость была неописуемой. Я не только получил удовольствие от игры, но и улучшил свою реакцию и чувство ритма. Игра в ноты не только помогла мне ощутить очарование музыки, но и позволила обрести радость и уверенность в себе во время игры. Это помогло мне понять, что пока я чувствую сердцем, я смогу найти свой собственный ритм в мире музыки.

Ч. В. (бакалавриат, 1 курс): Когда я впервые попробовала эту музыкальную ритмо-игру, я почувствовала, что идеальное сочетание музыки и действия просто завораживает!

Музыкальное сопровождение летит по экрану, точно следуя ритму мелодии. Поначалу это кажется простым - просто нажимай ноты в такт и вы услышите "дзинь!", и ваш счет увеличится. Но когда записи стали более сложными, я окончательно запаниковала. В панике я пропускала ноты, и музыка, казалось, смеялась над моими ошибками!

Постепенно пальцы запоминали движения, а глаза учились предсказывать траекторию движения нот. По мере того, как я становилась более опытной, я чувствовала себя счастливее!

Теперь, когда я играю в эти музыкальные игры-модули, я словно дирижирую оркестром музыкальных нот! Спасибо Вам за то, что заставили меня влюбиться в музыку таким уникальным образом!

Источник