Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Жизнь за высокими заборами: как устроен быт в узбекской деревне

— Девушка, ты куда одна? — остановил меня пожилой мужчина, когда я утром вышла прогуляться по кишлаку.
— Да просто посмотреть, — растерянно ответила я, показывая фотоаппарат.
— Так нельзя. Идём, я тебя к жене отведу. Идти в одиночестве, без сопровождения мужчин или родственниц, да ещё и с фотоаппаратом, — это в некоторых кишлаках Узбекистана не просто странно, а почти вызывающе. Здесь женщина не должна быть одна. Это не злой контроль. Это просто уклад, в котором всё строится на коллективной ответственности, традициях, и очень чётком понимании «как положено». В кишлаке невозможно остаться анонимным. Тебя видят, пока ты ещё только подходишь к калитке. Кто-то из соседей уже звонит твоей свекрови или брату мужа: «У тебя гостья вышла одна на улицу, ты в курсе?» Каждое действие женщины (да и не только женщины) — под вниманием общины. Как она одета, с кем говорит, во сколько вышла из дома, как поздоровалась с соседями — всё это фиксируется. И дело не в осуждении, а в том, что это часть об
Оглавление

— Девушка, ты куда одна? — остановил меня пожилой мужчина, когда я утром вышла прогуляться по кишлаку.

— Да просто посмотреть, — растерянно ответила я, показывая фотоаппарат.

— Так нельзя. Идём, я тебя к жене отведу.

Идти в одиночестве, без сопровождения мужчин или родственниц, да ещё и с фотоаппаратом, — это в некоторых кишлаках Узбекистана не просто странно, а почти вызывающе. Здесь женщина не должна быть одна.

Это не злой контроль. Это просто уклад, в котором всё строится на коллективной ответственности, традициях, и очень чётком понимании «как положено».

-2

Здесь все всех знают. И чуть-чуть воспитывают

В кишлаке невозможно остаться анонимным. Тебя видят, пока ты ещё только подходишь к калитке. Кто-то из соседей уже звонит твоей свекрови или брату мужа: «У тебя гостья вышла одна на улицу, ты в курсе?»

-3

Каждое действие женщины (да и не только женщины) — под вниманием общины. Как она одета, с кем говорит, во сколько вышла из дома, как поздоровалась с соседями — всё это фиксируется. И дело не в осуждении, а в том, что это часть общей жизни махалли (местного сообщества).

-4

Если случается ссора в семье, болезнь или сложная ситуация, решать будут всем кишлаком. Старшие мужчины, уважаемые женщины, мулла. Они же могут прийти с уговорами, с советом, с предложением помощи. А иногда и запретить что-то. Например, развод. Или уезжать в другой город мужчине.

-5

Женщина — хозяйка, но не хозяйка себе

Внутри семьи всё также выстроено по жёсткой иерархии. Старшие — главные. Муж — закон. Свекровь — надзиратель. Девушку выдают замуж рано, часто — по решению родителей. После свадьбы она переезжает в дом мужа.

-6

В «традиционной» семье женщина:

  • обращается к мужу на «вы»;
  • встаёт, когда он заходит в комнату;
  • сидит за отдельным столом с другими женщинами (мужчины — отдельно);
  • не может выйти одна в магазин, на рынок или просто погулять;
  • должна рожать, и желательно — сразу;
  • обязана ухаживать не только за мужем, но и за всей его семьёй: стирать, готовить, убирать.
-7

Если через два месяца после свадьбы она не беременна, начинают косо смотреть. Если слишком разговорчива — критикуют. Если «ленится» — жалуются свекрови. Если не слушается — возвращают родителям.

Конечно, это не в каждой семье. В городах есть семьи, которые живут "по-европейски". Но в кишлаках традиции ещё достаточно сильные.
-8

Как всё устроено: дом, двор, кухня, жизнь

Я была в одном из таких кишлаков под Бухарой. Туда меня пригласил владелец гостевого дома, у которого я остановилась. Он просто сказал: «Поехали к родственникам в кишлак, посмотришь, как живём». И это приглашение, от которого не отказываются.

-9

За воротами оказался другой мир. Двор полностью закрыт от посторонних глаз — высокие глиняные стены, без единого окна наружу. Всё внутри: сад, курятник, кухня, тандыр, плита. Иногда даже несколько домов — у родителей, у старшего сына, у младшего.

-10

Кухня находится в отдельном здании. Вместо стола — большой деревянный подиум, застеленный ковром. На нём лепят пирожки, пекут лепёшки, иногда спят и сидят.

-11

Я помогаю лепить пирожки, а хозяйка потом их ловко укладывает на стенки тандыра. В это время мужчины занимаются пловом.

-12

Эта семья достаточно зажиточная по местным меркам (ещё бы, у их родственников гостевой дом в Бухаре). У них есть автомобиль, которому отводится чуть ли не центральное место в комнате. Конечно, это просто своеобразный навес напротив ворот, но выглядит как гостиная.

-13

Гостей сажают отдельно — в отдельную комнату. Мебели тут почти нет, а блюда с едой ставят прямо на пол. Женщины за стол не садятся. Только мужчины и мы, гости. При этом хозяева плов едят руками, но нам вежливо предложили вилки.

-14

Живут достаточно просто (ну по нашим меркам). Вода — из колодца. Туалет — на улице. Но везде всё чисто и аккуратно. А ещё хозяйки в любой момент готовы накрыть на стол и принять гостей.