История, о которой не расскажут в школьном учебнике
Современный человек, услышав выражение "сажать на лубок", вряд ли поймёт его смысл. Между тем, это словосочетание ещё в XIX веке носило вполне определённый, пугающий оттенок.
Оно означало не что иное, как приговор старому человеку - тихий, обыденный и почти обрядовый способ избавиться от тех, кто уже не мог трудиться, но всё ещё требовал куска хлеба.
Баланс между числом ртов и рабочих рук был ключевым для выживания первобытных сообществ. В условиях скудного продовольствия большое количество детей нередко воспринималось как бедствие. До тех пор, пока ребёнок не мог приносить пользу, он оставался лишь потребителем, и его участь зависела от обстоятельств. Аналогичная судьба ждала и стариков - тех, чьи силы уже иссякли, а польза для племени становилась сомнительной.
Примечательно, однако, что даже представители раннего вида Homo habilis, жившие почти два миллиона лет назад, могли рассчитывать на заботу. Археологические находки в Дманиси (Грузия) говорят о том, что члены племени кормили с рук стариков без зубов.
Возможно, имели значение не только практические соображения, но и ранние формы социальной привязанности. Однако такое отношение к пожилым - скорее исключение, чем правило. Часто в истории звучал иной вопрос: зачем нужен тот, кто не в состоянии больше ни говорить внятно, ни двигаться?
Сведения о целенаправленном устранении стариков сохранились у многих народов. Практика не была исключительной прерогативой "отсталых" сообществ. Древний Рим, к примеру, периодически принимал законы о жертвоприношениях в форме умерщвления людей старше шестидесяти лет - "ради умилостивления богов". Подобная судьба могла постичь и младенцев. Даже в I веке нашей эры римляне практиковали подобные ритуалы.
В странах Средней Азии, ещё некоторое время после исламизации, весной проводили особый обряд. Самого пожилого жителя деревни клали в ёмкость с зерном и символически "топтали", что означало окончание его жизни и начало посевного цикла. В этих действиях явно прослеживается архаическая логика жертвы - один должен уйти, чтобы другим было легче.
Русская реальность: как было у нас?
Российская деревня XIX века также не была исключением. Хотя об этом редко говорят в официальной историографии, в народной культуре существовал термин "посадить на лубок" - то есть отправить старика на смерть.
Никакого насилия не было: зимой, в период особой нехватки еды, пожилого человека сажали на сани (или салазки) и отвозили в овраг, глубокую балку или лес. Там его оставляли одного - смерть от холода и голода наступала быстро. Иногда, чтобы ускорить процесс, прибегали и к физическому воздействию.
Это не воспринималось как грех. Об этом не исповедовались. Народная мораль допускала такие действия как вынужденную меру выживания. Бедность диктовала свои законы - ресурсы доставались тем, кто ещё мог работать.
Надо признать что младенцы, в отличие от стариков, уже не подвергались подобному методу. Их чаще оставляли у дверей богатых домов - "на произвол судьбы". Если повезёт, их забирали. Если нет - они погибали от холода или недоедания. Оставление младенца стало своеобразным компромиссом между гибелью и спасением: "пусть решит случай".
Все эти практики - от лубков до корыт с зерном были конечно не всегда, и не везде, но они указывают на глубоко укоренённую архаику в крестьянской культуре. Речь не просто о жестокости, а о рудиментах древних обрядов, когда человек становился жертвой ради общего блага. Та же логика, что лежала в основе жертвоприношений, оставалась живой и в недавнем прошлом.
Недостаток еды был постоянным фоном жизни в деревне до XX века. Церковь чаще молчала, а обычаи жили собственной жизнью. И выражение "пора на лубок" было не просто метафорой - оно служило последним приговором человеку, ставшему бесполезным в борьбе за выживание.
Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!