Найти в Дзене
Умная Коллекция

Книга Карстена Шуберта «Удел куратора»

Книга Карстена Шуберта «Удел куратора» посвящена истории музеев в целом и профессии куратора, в частности, и найдет своих читателей в лице интересующихся музейными собраниями и внутренним устройством этих важнейших институций. Первая часть издания посвящена музейной истории с конца XVIII века до 1980-х годов, от основания Лувра, первого музея в современном понимании этот слова, до создания Центра Помпиду. Автор заглянул по ходу повествования в Британский музей и берлинские музеи конца XIX — первой трети ХХ века, а также в нью-йоркский Музей современного искусства. Завершается раздел рассказом о послевоенном упадке европейских музеев и их новом расцвете. Вторая часть монографии описывает музейную лихорадку, захватившую мир с конца 1980-х годов. Это бесконечная гонка за посещаемостью, акцент на развлечении, а не просвещении публики, «театральные» проекты зданий от звездных архитекторов, усиление роли политиков и корпоративного капитала в музейной деятельности, предпочтение коммерчески ус

Книга Карстена Шуберта «Удел куратора» посвящена истории музеев в целом и профессии куратора, в частности, и найдет своих читателей в лице интересующихся музейными собраниями и внутренним устройством этих важнейших институций.

Первая часть издания посвящена музейной истории с конца XVIII века до 1980-х годов, от основания Лувра, первого музея в современном понимании этот слова, до создания Центра Помпиду. Автор заглянул по ходу повествования в Британский музей и берлинские музеи конца XIX — первой трети ХХ века, а также в нью-йоркский Музей современного искусства. Завершается раздел рассказом о послевоенном упадке европейских музеев и их новом расцвете.

Вторая часть монографии описывает музейную лихорадку, захватившую мир с конца 1980-х годов. Это бесконечная гонка за посещаемостью, акцент на развлечении, а не просвещении публики, «театральные» проекты зданий от звездных архитекторов, усиление роли политиков и корпоративного капитала в музейной деятельности, предпочтение коммерчески успешных проектов исследовательским.

По мнению автора в последние десятилетия изменилось само отношение к музейным коллекциям и постоянным экспозициям (прим. Кстати, вспомним обновленную концепцию развития ГМИИ), которыми пренебрегают в пользу временных, более громких и коммерчески успешных выставок. Шуберт считает, что в начале XXI века происходит «битва за жизнь и душу музея»: «По одну сторону фронта стоят адепты новых успешных музеев — свежих игроков лиги «культурной индустрии» с их массовым успехом и толпами посетителей, по другую — хранители очага, защитники духа старого музея, преданного научным и образовательным целям». Современные музеи предпочитают показывать то, что гарантирует коммерческий успех, — импрессионизм, постимпрессионизм, знаменитых мастеров ХХ века.

Шуберт призывает музеи вернуться к своим историческим целям: «Музеям пора снова заняться своим прямым делом: сохранять искусство, доверенное их заботам, и развивать знание».