Тут была идея поговорить о зависти. Что ж… как всегда, попробую на составляющие разобрать. Потому что на деле первый вопрос — что она такое (и тут не так все просто, как с некоторыми иными чувствами).
Из чего состоит зависть?
Прежде всего, это констатация того, что какой-то человек имеет то, чего не имеет другой. Но при этом, согласитесь, это осознание может порождать совершенно разное отношение. И то, которое мы называем завистью — это злость на то, что кто-то имеет лучше/больше/качественнее, нежели завидующий. То есть фактически зависть — это реакция злости на факт сравнения.
Но и злость здесь очень интересна и многослойна. Почему человек вообще должен злиться на то, что у кого-то что-то есть, пока еще ему недоступное? А потому что он считает, что оно так и останется ему недоступным. То есть, зависть — это не просто злость в связи с фактом сравнения, а еще и отчаяние, безнадежность, беспросветность: «я злюсь на то, что у тебя нечто есть, потому что считаю это для себя совершенно недостижимым».
Почему некоторые люди боятся зависти? Потому что могут чувствовать направленный удар злости в свою сторону: даже если завидующий в таком варианте не предпринимает прямых действий по уничтожению объекта зависти, он как минимум подразумевает их внутри себя, и направляет объекту весьма недружественный посыл. Вот только принимают его далеко не все.
Насчет понятия сглаза я не раз говорил о том, что сглазить можно только того, кто открыт этому. Уязвимость перед чужими недобрыми пожеланиями будет ощущать тот, кто считает, что его можно пробить, считает, что он бессилен перед чужой энергией (причем, порой — по умолчанию, т.е. он не пытается даже рассмотреть вариант защиты и чувствует себя беспомощной ее жертвой).
И вот за это как раз от осей и прилетает нередко — за отказ даже рассматривать самозащиту, за обесценивание (фактически) своих ресурсов.
За это же прилетает и завидующему — тоже самое: обесценивание своих ресурсов и неблагодарность Вселенной за данные возможности (а возможности сознания — это в любом случае большие возможности, даже если человек находится на ранней стадии развития).
Ресурсы есть у любого, и прежде всего это ресурсы его личности, сознания — именно их человек должен изучать всю свою жизнь и пользоваться ими. А он что делает? Играет в беспомощную жертву, которой «всего вечно мало», «ничего не хватает», «мне достаточно не дали», и дальше, если не шевельнуться в сторону осознания собственных ресурсов, получится «тоже опыт», в котором вселенная как на жертву, так и на завистника, навесит за одно и то же.
Один считает себя слабым настолько, что отказывает себе в получении желаемого (того, что есть у объекта зависти), другому нечем от зависти в его картине защищаться, и он сразу «сдается» — пасует перед завистником, ждет «кирпича» и ничего с этим не делает.
А в действительности человек может и то и другое.
Первое — он может перевести зависть в конструктивное русло. «У соседа есть нечто большее? Отлично, он подсветил мне мои собственные желания, теперь я о них еще лучше знаю. И отправляюсь добывать желаемое!» По сути, в таком оси и зависти никакой не увидят, потому что там не будет компонента злости. Даже наоборот — благодарность за приоткрытое и уточненное понимание собственных потребностей.
В таком варианте чувства вокруг объекта потенциальной зависти станут не ею, а топливом к развитию. Увидел, вдохновился (а не озлился!) и побежал за новой целью. Да еще и пожелал всякого доброго тому, кто направил на путь.
Второе — человек может не пропускать в себя никакие злые пожелания других. Для этого свое поле нужно выстроить определенным образом. И не обязательно в этом случае знать практики, хотя, понятно, лучше знать, но в целом достаточно твердого намерения и отсутствия внутри четкой мишени для зависти.
А это там, где вы чувствуете безнадежность и свою крайнюю ограниченность. Однако если человек вполне в порядке со своими ресурсами и не живет в состоянии хронической жертвы — никакой сглаз его не достанет, потому что он сам не открывает свое поле с интенцией «заходи кто хочешь, бери что хочешь, ибо я бессилен».
И упираемся мы во всей этой истории в отношения со своими ресурсами.
По большому счету, весь вопрос вокруг зависти о том, как повернутся отношения человека со своими ресурсами, как он сам решит их оценивать, и кем считать себя: хроническим неудачником, у которого «кругом не повезло и не повезет» или тем, кто решает сам себе все добыть и не видит к этому особых препятствий, кроме усилий и времени.
Помните притчу о талантах из Евангелия? Она как раз в том числе об этой теме: неважно, сколько их — десять, пять, один — в рост можно пустить любое количество, и оно принесет прибыль. Какую? Зависит уже от усилий. Но зарыть и сказать «ничего не было» и «весь я бедный и несчастный, ничего не дали» — однозначный минус.
Потому что каждому досталось хоть что-то, и в этом, среди прочего, суть притчи: не бывает совсем бесталанных, весь вопрос в том, захочешь ли ты рассмотреть это данное тебе лично или будешь кивать головой по сторонам, не учитывая при этом то, сколько люди возможно вложили в преумножение им данного.
А даже если кажется, что они ничего не вложили и им «просто повезло», то это чаще только кажется. Здесь возникает проблема некорректного сравнения, когда некий факт жизни другого человека виден только сам по себе, без контекста прочих балансов.
Но посмотрев внимательно на любого, кто «как сыр в масле катается» (по оценкам завистников), мы найдем то, чем он за это «везение» на самом деле платит. Ведь не бывает никаких идеальных жизней — есть только сумма уравновешиваний. И часто при тщательном рассмотрении жизни другого приходит понимание: тут-то у него, может, и хорошо все, а в другом месте — не очень.
Иной раз мне приводят примеры тех, кто, условно, всю жизнь воровал и ничем очевидным за это не заплатил. И каждый раз в таких случаях я отвечаю: ок, а вы сами хотели бы вот это все наворовать? Среди своих собеседников я не помню тех, кто однозначно бы согласился. Нет, чаще думали «лучше тоже самое, но без воровства». Однако в этом и суть: здесь платят темным спектром, а устраивает это на деле далеко не всех.
Те, кто его осмысленно выбирают, такими вопросами не задаются — они просто идут по головам и забирают то, что хотели бы, без особых моральных издержек. Но дверь туда не закрыта и всегда можно сказать: «что ж, тогда вы знаете, где вход на эту территорию».
Но если эта дверь принципиально не устраивает, тогда и завидовать нечему: честный путь добычи собственных благ и умножения ресурсов к самим ресурсам прикладывается на автомате: допустим, «да, я хотел/а быть обеспеченным, но непременное условие этого — заработок своим трудом». Сюда же будут относиться и отношения, построенные на честности, и прозрачные договоренности и немало других вещей, которые принципиальны для того, чтобы осознавать себя все же среди приверженцев светлой стороны.
И весь вопрос вокруг зависти упирается в отношение к своим возможностям, а это — о дефицитах и взрослении. Ведь мы никогда не наполнены с начала «под самое некуда» — нам все-таки предстоит это вырастить. Но и совершенно пустых не бывает, а если такое возникает в голове у человека — это его оценка, которую можно изменить. Если, конечно, он не хочет всю жизнь плескать злобой на тех, кто так или иначе развивается и что-то в жизни приобретает.
И главный вопрос, который мне доводилось вокруг темы зависти задавать, это «почему вы считаете себя неспособным получить/иметь?..» А потом выяснялось, что если проделать достаточную работу в плане осознания и возвращения себе ощущения ценности, знакомства со своими ресурсами, умения видеть в себе опоры и энергию — поводы для переживания зависти пропадали.
Ну или иначе: человек может, конечно, остаться в позиции ребенка, который ничего (пока) не хочет добывать себе сам и считает, что все должны были ему дать извне, причем бесплатно. И тут, понятно, оси скривятся капитально, потому что отказ от взросления — одно из самых тяжких преступлений перед Вселенной, с учетом того, что развитие (личности прежде всего!) — и есть ее суть.
Автор: Eriem
оригинал и обсуждение: https://t.me/glubina_space/481