Найти в Дзене
Кибер на Спортсе

Все о сюжете Clair Obscur: Expedition 33: смысл концовок и ответы на главные вопросы

Идеально нарисованная история.

Сюжет – одна из главных причин оглушительного успеха Clair Obscur: Expedition 33. Запутанная, мрачная и очень эмоциональная история, полная философских размышлений о творчестве, семье, утрате, выборе и границе между реальностью и воображением.

В этом материале мы постараемся разобраться, что на самом деле происходит в Expedition 33, объясним смысл обеих концовок и ответим на главные вопросы сюжета.

 📷
📷

Впечатления от Clair Obscur: Expedition 33. Игра, которая вас очарует

Содержание

Пересказ сюжета Предыстория Акт I. Гюстав Акт II. Версо Акт III. Маэль Объяснение смысла обеих концовок Clair Obscur: Expedition 33 Какая концовка игры «хорошая»? Откуда взялись теневые копии семьи Дессандре? Как устроен мир Люмьера? Почему Версо, Эскью и Моноко не стерлись в конце второго акта? Для чего Алин пишет цифры на Монолите и откуда взялись невроны? Пересказ сюжета Предыстория

-2

События Clair Obscur: Expedition 33 разворачиваются в мрачном фэнтезийном мире, вдохновленном Францией конца XIX века, где соседствуют магия и технологии. 67 лет назад произошел глобальный катаклизм, именуемый «Разломом», в результате которого погибли почти все люди, а мир заполонили странные чудовища – невроны. В живых остались лишь жители города Люмьер, который откололся от материка и превратился в остров.

После Разлома в центре мира появился огромный Монолит, на котором загадочная Художница ежегодно рисует число, каждый раз уменьшая его на единицу. Все люди, достигшие этого возраста, исчезают, словно их стирают из реальности. Это явление называется Гоммаж.

Еще одна уникальная особенность мира – Хрома: своеобразный аналог жизненной энергии, которая есть у всех живых существ. Хрома позволяет людям творить магию.

Человечество каждый год отправляет экспедицию на материк, чтобы остановить Художницу до того, как она напишет новое число. Обычно в таких экспедициях участвуют те, кому осталось жить всего один год. За 70 лет ни одной экспедиции не удалось добиться успеха.

Ультимативное руководство по Clair Obscur: Expedition 33. Все полезное – в одном посте

Акт I. Гюстав

-3

Сюжет игры стартует в день 67-го Гоммажа. Главный герой, 32-летний инженер Гюстав, прощается с бывшей возлюбленной Софи. Художница рисует на Монолите число 33, и она исчезает вместе с остальными 33-летними.

На следующий день Гюстав, в составе Экспедиции 33, отплывает на корабле к континенту. С ним в путь отправляется его приемная дочь, 16-летняя Маэль, единственный человек в составе команды младше 32 лет.

На месте высадки на экспедицию нападает седовласый старик (очевидно, переживший множество Гоммажей), возглавляющий армию невронов. Начинается бойня: люди гибнут один за другим. Гюставу удается сбежать, но он видит сложенные в кучу тела товарищей и уже готов сдаться. Его спасает другая выжившая ученая Люнэ, которая напоминает ему, что участники экспедиции должны идти к цели несмотря ни на что.

-4

Они исследуют континент, находят послания от Маэль и отправляются к месту встречи. Там герои обнаруживают странную дверь в другое измерение. Оказавшись по ту сторону, они попадают внутрь огромного, помпезного особняка, где встречают Маэль. Девушка ничего не помнит, а рядом с ней странное существо с зияющей дырой вместо лица – Конструктор.

Герои замечают, что у Конструктора «необычная Хрома». Он умеет использовать местную жизненную силу для улучшения оружия и способностей участников экспедиции. Существо присоединяется к группе в качестве оружейника.

На протяжении всего первого и второго акта игры у Маэль периодически возникают черно-белые видения с седовласым и сопровождающей его девушкой в маске. В одном из таких снов мужчина говорит Маэль, что она станет причиной катастрофы.

Группа отправляется в деревню Жестралей (странных оживших деревянных кукол с головами), чтобы добраться до Монолита. Там они встречают еще одного выжившего члена Экспедиции 33 – девушку Сиэль.

-5

Жестрали утверждают, что переправится через океан, отделяющий героев от Монолита, поможет существо по имени Эскью. Это жизнерадостное и странное создание, напоминающее огромную детскую игрушку, просит героев помочь ему раздобыть особый камень.

Герои выполняют просьбу Эскью, но прежде чем они отправиться в путь, на них вновь нападает седовласый и убивает Гюстава. Остальных спасает неожиданно появившийся Версо – еще один загадочный мужчина, который явно старше 33 лет.

Акт II. Версо

-6

Версо присоединяется к героям. Мужчина объясняет, что он выживший участник самой первой экспедиции (Экспедиция 00). Таинственный седовласый мужчина, сражавшийся с ними ранее, – Ренуар, бывший командир этой экспедиции. После прибытия на континент Версо и Ренуар по неизвестной причине перестали стареть.

Старик убежден, что бессмертие – дар Художницы, потому защищает ее и уничтожает все экспедиции. Версо же устал от вечной жизни и поэтому решил помочь группе остановить цикл Гоммажа.

Герои переплывают море, устраивают символические похороны Гюстава. К ним присоединяется Моноко, жестраль, который может использовать способности побежденных им невронов. Вместе они направляются в Старый Люмьер, чтобы найти и уничтожить сердце Художницы. Версо уверен, что это разрушит магический барьер вокруг Монолита.

В центре Старого Люмьера партия находит особняк Ренуара. Версо признается, что он сын Ренуара, а таинственная девушка в маске, внешне похожая на Маэль, его сестра Алисия. После короткой стычки Ренуар сбегает, телепортируя особняк и сердце Художницы.

-7

Люнэ предлагает другой способ: создать оружие, способное пробить барьер. Для этого героям нужно победить двух могущественных аксонов. Оружие, созданное из их сердец, для Маэль изготавливает Конструктор.

Герои пробивают барьер и попадают внутрь Монолита. Убивают Ренуар и добираются до самой Художницы, которая оказывается Алин, матерью Версо. Она выглядит так же, как Конструктор: человек с кожей, словно покрытой выцветшей краской, и зияющей дырой вместо лица. В конечном итоге участникам «Экспедиции 33» удается победить Художницу и стереть число с Монолита.

-8

Цикл Гоммажа завершается, и герои возвращаются в Люмьер. Однако во время празднования происходит мощный выброс энергии. Монолит раскалывается, и все жители города исчезают.

Версо, сидя на пристани, читает письмо Алисии. В нем говорится, что Алин на самом деле защищала людей Люмьера от Ренуара, истинной причины Гоммажа.

Акт III. Маэль

-9

Маэль видит воспоминание: на самом деле ее зовут Алисия, и она живет вместе с семьей в том самом особняке (который герои периодически посещали в игре), но уже в реальном Париже, а не в вымышленном Люмьере. Дессандры – отец Ренуар, мать Алин, сестра Клеа и брат Версо – члены магической фракции, именуемой Художниками, которые создают живые миры внутри волшебных Холстов.

Недавно семья Дессандр пережила трагедию: враждующие с ними Писатели воспользовались доверием Алисии и напала на нее. Девушку ценой собственной жизни спас Версо, но пламя сильно изуродовало ее лицо.

Алин не смогла смириться с потерей сына и отправилась в Холст, который когда-то создал Версо и который до сих пор хранит частицу его души. Именно внутри Холста и существует мир игры, а местные Версо, Алисия и Ренуар нарисованы ею на основе воспоминаний.

Настоящий Ренуар, опасаясь, что жена в итоге либо сойдет с ума, либо умрет от истощения, отправился за ней. Его цель – стереть Холст, тем самым вернуть жену, даже если ради этого придется уничтожить остаток души любимого сына. Он действует в картине с помощью своего аватара – Конструктора, тогда как аватаром Алин является Художница. Именно их борьба вызвала Разлом. Алин смогла запечатать Ренуара внутри Монолита, но он постепенно получает все больше власти, каждый год стирая более ранние творения Алин, то есть осуществляя Гоммаж.

Сестра Клеа объясняет, что родители сражаются за контроль над Холстом и что у нее нет времени вытаскивать их. Она охотится на Писателей, чтобы отомстить за смерть Версо. Клеа просит Алисию войти в Холст и вмешаться, склонив противостояние в пользу отца.

Однако, оказавшись внутри, она попадает под влияние сил Алин и рождается в Люмьере как персонаж картины. Алисия становится Маэль, которая ничего не знает о своем происхождении, семье или силе Художницы. Вернув воспоминания, девушка находит Версо и пытается убедить освободившегося Ренуара не стирать Холст. Однако отец непреклонен – он уверен, что нарисованный мир нужно уничтожить, иначе Алисия и Алин погибнут, застряв в нем навечно. Маэль/Алисии вместе с Версо, Моноко и Эскью удается сбежать.

-10

Овладев способностями Художника, Маэль возвращает Люнэ и Сиэль. Однако это лишь отсрочка: Ренуару нужно немного времени, чтобы накопить достаточное количество Хромы и уничтожить картину. Противостоять ему может только Маэль, но для этого ей нужна собственная Хрома. Получить ее можно только из душ погибших участников экспедиций, разбросанных по всему континенту. Если она победит, то не только спасет мир, но и сможет вернуть всех умерших ранее.

Набрав достаточно Хромы, герои вместе с армией духов участников предыдущих экспедиций отправляются в Люмьер. Однако Ренуар оказывается слишком силен, победить его удается лишь после вмешательства Алин.

Поверженный Ренуар просит дочь одуматься, но она обещает, что побудет в Холсте «еще немного» и вернется. Мужчина делает вид, что верит ей, и уходит в реальный мир.

Русская озвучка в Clair Obscur: Expedition 33. Когда выйдет и как установить?

Объяснение смысла обеих концовок Clair Obscur: Expedition 33

-11

Версо пользуется разломами, созданными Ренуаром и Алин, и проникает в сердце Холста, где видит фрагмент души настоящего Версо. Он пытается уговорить измученного мальчика, чтобы тот прекратил рисовать, и уничтожить Холст. Но в этот момент появляется Маэль/Алисия, желающая остановить его.

Мужчина утверждает, что жизнь в Холсте приносит страдания и ему, и душе настоящего Версо, и в итоге этот мир убьет и Маэль/Алисия. Девушка отвечает, что он не имеет права уничтожать жителей Холста. Для нее лучше фальшивая, но счастливая жизнь в Люмьере, чем мрачное существование в реальности.

Они обнажают клинки для последней битвы, игрок должен выбрать сторону одного из героев.

Жить, чтобы любить (концовка Версо)

-12

Если игрок выбирает сторону Версо, финал окрашивается в горько-светлые тона прощания. Победив, он в последний раз обнимает исчезающую Маэль/Алисию.

Затем он прощается с соратниками. Эскью, Моноко и Сиэль принимают его выбор, но Люнэ опускается на землю не в силах произнести ни слова, в ее глазах пустота. После Версо берет ребенка за руку, и они уходят в небытие, навсегда стирая Холст.

В реальности Дессандре собираются у могилы Версо. Алин и Алисия живы, и семья наконец-то начинает приходить в себя после пережитой трагедии. Алисия держит в руках плюшевого Эскью, и на секунду перед ней возникают призрачные силуэты друзей из Холста, прежде чем исчезнуть навсегда.

Paradox представила Europa Universalis 5 – новую глобальную стратегию про жизнь государств

-13

Жить, чтобы рисовать (концовка Маэль)

Если Маэль/Алисия побеждает в поединке, Версо умоляет ее стереть его, но она отказывается. Как когда-то Алин, она не позволит ему умереть во второй раз.

Спустя какое-то время Люмьер полностью восстановлен. Маэль, Гюстав, Софи и другие собираются в оперном театре. На сцену выходит Версо, но в его движениях чувствуется боль и страдание. Маэль перерисовала его в того брата, которого хотела видеть. Вопреки его воле, возможно, нанеся непоправимый урон его личности и психике. Хотя это прямо не озвучено, создается ощущение, что она изменила и других людей, превратив мир, за который боролась, в собственный кукольный домик. Когда Версо начинает играть, на лице Маэль проступают пятна краски, затем экран темнеет.

Все о Death Stranding 2: On the Beach

-14

Какая концовка игры «хорошая»?

В игре нет «хорошей» и «плохой», правильной или неправильной концовки. В интервью CGMagazine сценаристка Дженнифер Свеберг-Йен и ведущий геймдизайнер Мишель Нора подчеркнули, что оба финала являются равнозначными. По словам разработчиков, каждый из них отражает разные философские взгляды и стремления персонажей, предлагая игроку сделать выбор, соответствующий его собственным убеждениям и чувствам. Создатели не навязывают единственно верную мораль, а оставляют пространство для личной интерпретации и размышлений.

Интересно, что обе концовки Clair Obscur: Expedition 33 при всей своей эмоциональной глубине можно трактовать как предельно эгоистичные.

-15

В финале, где победу одерживает Версо, он стирает Холст, чтобы спасти мать и сестру, а также избавиться от бессмертия, ставшего для него невыносимой ношей. Но этим решением он стирает и тысячи разумных существ, наделенных сознанием, мечтами и чувствами. Ради спасения троих. И аргумент, что «это всего лишь вымышленный мир», здесь не работает: жители Люмьера и континента ничем не отличаются от людей из реальности – у них есть свобода воли, они мыслят, страдают и любят.

С другой стороны, концовка, в которой побеждает Маэль/Алисия, не менее трагична. Она отказывается отпустить Версо, насильно перерисовывая его. Он словно тень самого себя, управляемая чужой волей. И, судя по финалу, Маэль изменила и других жителей Люмьера по собственному желанию, она встала на путь безумного тирана и все лишь ради того, чтобы жить в иллюзии счастья. Логично предположить, что решение девушки остаться в Холсте окончательно разрушило жизнь ее семьи в реальном мире.

Откуда взялись теневые копии семьи Дессандре?

-16

Их создала Алин на основе воспоминаний. Версо прямо говорит, что Экспедиция 00 действительно существовала, и именно во время нее он, отец и сестра узнали правду.

Здесь Sandfall Interactive используют популярную постмодернисткую концепцию творчества: произведение не принадлежит автору, после публикации оно больше не зависит от него. Алин нарисовала Версо, но он осознал, что является копией, и восстал против ее воли. Именно поэтому выше мы отметили, что все персонажи Холста ничем не отличаются от живых людей. Да, они созданы Художницей, но обладают не зависящим от создателя сознанием.

Поэтому Версо противится воле Маэль в ее концовке. Хотя, казалось бы, она исполнила его сокровенную мечту. Он ранее говорил, что мечтает быть музыкантом, а не художником.

Вообще в мире Люмьера члены семьи Дессандр существуют в двух версиях:

копии, созданные Алин. Показательно, что нарисованная Алисия обезображена пожаром. Это явно указывает на то, что мать винит ее в смерти Версо. аватары – безликие воплощения, такие как Конструктор и Художница, а также Маэль – перерисованная Алисия.

Кто ты из славянских сказок: богатырь или Колобок?

Как устроен мир Люмьера?

-17

Напрямую о его устройстве ничего не говорится, но из косвенных деталей можно сделать ряд выводов. Холст – магическое пространство, в котором Художник создает реальность по своему желанию. Внутри него по иному течет время, как в снах из «Начала» Нолана. Годы в Холсте соответствуют дням или даже часам в реальном мире. Мы видим это на примере Маэль, которая прожила в Холсте 16 лет и при этом совсем не постарела.

Можно предположить, что Писатели, борющиеся с Художниками, владеют схожей магией. Только создают они миры с помощью книг, используют не краски, а слова.

Люмьер был создан Версо, когда он был еще ребенком. На это указывает как визуальный облик «осколка его души», так и сцена, где Маэль стоит у его могилы с игрушечным Эскью в руках. Явный намек, что маленький Версо нарисовал в своем мире ожившую версию любимой игрушки. А Моноко – воплощение любимого пса мальчика, который изображен на семейном портрете выше.

Хрома – своего рода творческая энергия, необходимая Художнику для создания реальности внутри Холста. При этом ее источник – сам автор. Именно поэтому Холст Люмьера исчезает, когда Версо уговаривает ребенка прекратить рисовать.

Вышла тактика, где смешали XCOM и Resident Evil. Обзор Chains of Freedom

Почему Версо, Эскью и Моноко не стерлись в конце второго акта?

-18

Версо был создан Алин бессмертным, как и все члены семьи Дессандре. Стереть таких персонажей, пока существует Холст, может только другой Художник, и то при соблюдении определенных условий. Например, копию Ренуара стирает сам настоящий Ренуар в виде Конструктора, после того как его победили в битве. Маэль стирает теневую Алисию, только когда она сама об этом просит.

Эскью и Моноко были созданы не Алин, а настоящим Версо и потому тоже являются носителями его души. Поэтому они их устойчивы к Гоммажу, пока существует сам Холст. А вот жители Люмьера – совсем другое дело. Алин создала их уже после Разлома, поэтому Ренуар может их стереть.

Для чего Алин пишет цифры на Монолите и откуда взялись невроны?

-19

Алин не хватает Хромы, чтобы поддерживать жизнь всех созданных ею людей. Поэтому каждый год она предупреждает жителей Люмьера о том, что достигшие определенного возраста будут стерты.

С одной стороны, Хрому у нее отнимает Ренуар, аккумулирующий творческую энергию, чтобы в конечном итоге уничтожить Холст. Алин заперла его под Монолитом, но сама оказалась привязана к его вершине и вынуждена тратить силы и, по-видимому, Хрому, чтобы сдерживать его.

С другой стороны, в эту борьбу вмешалась Клеа. Как показывают побочные квесты, именно она создала невронов, способных заключать Хрому в телах своих мертвых жертв. Она сделала так, чтобы лишить мать творческой энергии.

***

Мы 15 лет ждали «Капитана Блада». Лютый экшен от россиян не хуже God of War

⚡️ Вышел второй трейлер GTA 6. Все об игре: инсайды, новая дата выхода и детали сюжета

Поиграл в выживалку по «Дюне». Словил приход от специй, был съеден червями – и остался в восторге