Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой: лёгкая, красивая и душевная история о прощении и любви

Оглавление

К творчеству Татьяны Корсаковой я начала присматриваться давно, потому что обожаю сочетание мистики, любовной прозы и детектива. Но, как это у меня не редко случается, книги автора на полках копятся, а почитать то настроения нет, то отвлекают более важные книжные планы. И вот чудо наконец-то свершилось. Для знакомства с Татьяной Корсаковой я намеренно взяла роман «Дом у Чёртова озера», написанный в далёком 2009 году, когда она только формировала свой стиль, искала любимые темы и направления. Во-первых, когда знаешь стартовые позиции автора, легче оценивать поздние работы. Во-вторых, здесь есть мистика, потому как дебютировала Татьяна Корсакова с жанра современного любовного романа. Моя же душа требовала чего-то паранормального, и история, где есть дом с привидением, показалась мне идеальным выбором.

Роман белорусской писательницы Татьяны Корсаковой «Дом у Чёртова озера»: жанры — авантюрные приключения, мистический детектив, любовная мистика, мистический триллер; дата первой публикации — 2009 год; страны — Белоруссия, Россия. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Роман белорусской писательницы Татьяны Корсаковой «Дом у Чёртова озера»: жанры — авантюрные приключения, мистический детектив, любовная мистика, мистический триллер; дата первой публикации — 2009 год; страны — Белоруссия, Россия. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Сюжет романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой

Старый дом голландского купца на берегу Чёртова озера всегда пользовался дурной славой. Шлейф случайных смертей горе-смельчаков, рискнувших провести в нём ночь, стабильно рос каждый год. Их число пополняли и бомжи, и охотники за привединиями, и любители споров на слабо. Причины разные — итог один. Если дому выпадала честь принимать гостей, он неизменно брал чью-то жизнь в качестве платы. Потому, когда пару лет назад двухэтажную громадину из почерневшего от времени камня выкупил пожилой миллионер Леони́д Влади́мирович Покло́нский, местные обрадовались, что больше не увидят этой безобразной «халабуды» рядом с любимым местом летнего отдыха. Но, увы, миллионеру вздумалось отстроить готический особняк заново, да ещё с соблюдением исторической точности!

В результате на узкой полосе земли между Чёртовым озером и лесом вновь вырос замок-монстр с зарешечёнными узкими окнами и двумя угловыми башенками, вгрызающимися в небесную плоть. Правда, вдоволь насладиться результатом своего труда Поклонскому не пришлось. Вскоре он умер, упав с парадной лестницы замка. Но за те дни, что эксцентричный господин успел провести в борьбе между жизнью и смертью, он, как оказалось, составил странное завещание, разделив право владения особняком между тремя бывшими одноклассниками, дороги которых разошлись тринадцать лет назад.

Варва́ру Алекса́ндровну Саве́льеву новость о получении наследства застала в тот момент, когда она потеряла работу. Конечно, побочный заработок, превышающий её официальный доход в десятки раз, легко мог позволить Варе даже полугодовой отпуск. Но девушка уже давно мечтала о собственной квартире в столице, а для этого нужно было либо ещё немного поднажать, либо воспользоваться неожиданно свалившимся наследством! И Варя отправилась в город своего детства и кошмара.

Владисла́в Серге́евич Воро́нин — бас-гитарист известной на всю страну рок-группы «Фаренгейт», остро в деньгах не нуждался. Ему нужен был покой, чтобы привести нервы в порядок после принятого им тяжёлого решения уйти из группы. А что может лучше всего залечить кровоточащую рану, как не компания проверенных временем друзей, родные места и приятный бонус в виде нескольких тысяч долларов? Идеальное комбо, потому он и не зашвырнул письмо от неведомого ему нотариуса Вениами́на Ильича́ Куку́шкина в корзину.

Третий претендент на дом — Дми́трий Петро́вич Жуа́нов — вообще никогда не покидал родного города N, он им жадно и трепетно управлял, являясь мэром. А потому имел точное представление о сумме, которая незадолго до его назначения на пост утекла из бюджета, когда Поклонский за бесценок приобрёл практически всё побережье Чёртова озера для удовлетворения своей зодческо-архитектурной прихоти. И сколько Дмитрий Петрович сможет заработать, перепродав сей участок московским дельцам, изъявившим желание отстроить здесь дом отдыха, тоже уже посчитал. Так что известие о его включении в число наследников оказалось просто подарком судьбы. Но…

Встреча Вари, Влада и Димы, чьи отношения за прошедшие годы застыли на краю воспоминаний колючими осколками взаимной ненависти, каждого неприятно удивила. А необходимость делить «пирог» на три части — ещё больше. Правда, Поклонский прописал в завещании интересное условие: для вступления в наследство следует провести шесть ночей под крышей дома на берегу Чёртова озера. Кто не согласен или не сможет выполнить данный пункт — выбывает из числа наследников. Они согласились сразу же. Ведь о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, легко забыть, если мышеловка выглядит как особняк за миллион долларов.

Жанровая структура и анализ содержания романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой

Должна признаться, что аннотация романа меня слегка обманула. Прочитав её, я решила, что «Дом у Чёртова озера» — это своеобразное переложение «Десяти негритят» Агаты Кристи, где в роли злодея выступает проклятый дом. То есть передо мной герметичный детектив с мистической составляющей, которую красиво будет оттенять ненавязчивая любовная линия. Но всё оказалось не так. История лишь ловко имитирует герметичный детектив: есть замкнутое пространство, где происходят события, есть группа людей, которая вынуждена в нём находиться до конца означенного срока, а вот расследования в нём нет — ни информацию о доме, ни призрака, обитающего в нём, никто не ищет. Потому та часть истории, которая связана с напряжённой борьбой за получение наследства, соответствует исключительно тропу «игра на выживание в проклятом доме». Следовательно, если говорить о жанровой структуре «Дома у Чёртова озера» в целом, то он представляет собой любовно-мистический триллер, при этом первая его часть имеет больший уклон в сторону молодёжной сентиментальной прозы, а вторая в сторону мистики.

Повествование ведётся в двух временных линиях: прошлом и настоящем. Как только троица бывших друзей встречается в кабинете нотариуса и даёт согласие на выполнение условия завещания, события перебрасывают читателя на тринадцать лет назад.

Первой на авансцену истории выходит Варя — девочка-аутсайдер из неблагополучной семьи. Её мама умерла после родов, и папа от горя запил, со временем превратившись в опустившегося на социальное дно хронического алкоголика. Потому к шестнадцати годам Варя полностью взяла на себя домашние заботы и даже пошла работать прислугой к соцработнице, от которой зависело сохранение родительских прав у её отца. Так благая цель обернулась ещё одним кошмаром. Сперва Варя оказалась под пятой у дочери этой благодетельницы — Юлии Сивцовой, первой школьной красавицы и отпетой стервы, а затем и под пристальным вниманием трёх её поклонников: горячего рокера Влада Воронина (Ворона), местного мажора Димки Жуанова (Жуана) и гения-интеллектуала Лёшки Саморукова (Эйнштейна). Крутая новогодняя вечеринка, которую они задумали, должна была сломать Варю, но неожиданно стала началом хрупкой дружбы с Вороном, а затем и первой их настоящей любви: пьянящей и прекрасной. Чувства подростков закалятся многими испытаниями, но не выдержат последнего — предательства.

Влад Воронин и Варвара Савельева из романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой (арты).
Влад Воронин и Варвара Савельева из романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой (арты).

И вот новая встреча: с кем-то произошли кардинальные изменения, а кто-то остался практическим прежним. Борьба за наследство каждого постепенно заставит вспомнить прошлое, окунуться в старые чувства и разбитые мечты, а ещё даст возможность воспользоваться неугасшими обидами, чтобы нанесённый исподтишка удар получился ещё болезненнее. На первый взгляд расклад сил кажется понятным. Сивцова и Жуанов вступили в брак, потому теперь действуют вместе, пытаясь любыми способами устранить противников. Варе и Владу в этой ситуации не остаётся ничего другого, как тоже начать действовать сообща. И лишь Эйнштейн, вроде бы как занимающий нейтральную позицию, потому что не входит в число наследников, выступает в качестве примирительного буфера. Но ещё есть дом со своим собственным мрачным прошлым и неведомой целью, к которой он методично шёл тринадцать поколений.

Эстетика романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой (арт).
Эстетика романа «Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой (арт).

Мистика в романе довольно-таки долго играет второстепенную роль: окутывает сюжет, добавляя ему таинственной атмосферы и намекая на характер грядущей схватки. То, что именно Варя является желанной добычей призрака, обитающего в доме у Чёртова озера, можно догадаться задолго до её пленения в подвале. А вот почему — станет понятно лишь тогда, когда автор сделает ещё один экскурс в прошлое, но уже на триста лет назад. Этот небольшой эпизод является самой страшной и трагичной частью истории, заставляет цепенеть от ужаса перед человеческой подлостью, коварством и слепотой. После такого злодеяния нетрудно потерять себя и стать ещё большим злом, чем собственные обидчики. Потому снять проклятье под силу лишь живым, тем, кто ещё способен любить и жертвовать собой без остатка.

Рекомендации к чтению

«Дом у Чёртова озера» Татьяны Корсаковой я прочла с удовольствием. Лёгкий, развлекательный и интересный роман, который попал мне в настроение. Написан просто, но это не минус. Единственной моей по-настоящему серьёзной придиркой является только финал — чересчур прямолинейный и быстрый. Мне не хватило в нём эмоционального накала, драмы на разрыв души, которую просто было бы создать, например, сделав Ворона сиротой, тоже потерявшего мать, как и Варя. Какая бы мощная тогда была сцена прощения и прощания!!! А так получилась романтическая и обаятельная история с кусочком стёклышка ближе к финалу и с поцелуем на фоне локального апокалипсиса под занавес.

Оценка: 4/5

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм