Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Жажда славы” (2023, Magazine Dreams): Киллиан Мэддокс был здесь

Оглавление

Драма “Жажда славы” (или “Мечта с обложки”) – это второй полнометражный фильм Элайджи Байнума (Elijah Bynum), а в его дебюте “Жаркие летние ночи” 2017 года главную роль исполнил Тимоти Шаламе (кто на тот момент уже не был новичком в кинематографе, имея за плечами “Назови меня своим именем” и “Леди Бёрд”).

“Жажда славы” была показана на кинофестивале Sundance Film Festival ещё в январе 2023 года. В прокат она должна была выйти в декабре 2023 года, но была исключена из графика по причине начавшейся забастовки SAG-AFTRA и скандала, связанного с актёром Джонатаном Мейджорсом, исполнившим в драме главную роль.

Джонатан Мейджорс в драме "Жажда славы" (2023)
Джонатан Мейджорс в драме "Жажда славы" (2023)

На тот момент, когда на кинофестивале появилась драма “Жажда славы”, карьера Мейджорса была на взлёте. Он поработал в проектах “Крид 3” и марвеловском “Человек-муравей и Оса: Квантомания”. В последнем он исполнил роль злодея КВМ Канга Завоевателя (Kang the Conqueror), а это сулило ему большое сияющее будущее, так как после “Человека-муравья” он должен был возглавить проект “Мстители: Династия Канга” (Avengers: The Kang Dynasty). Да и его роль в независимой драме Элайджи Байнума вызвала восторг у критиков, так что всё складывалось очень хорошо для Мейджорса.

Но в марте 2023го случился скандал – Мейджорс был арестован и обвинён в нападении и домогательстве с отягчающими обстоятельствами. Обвинение поступило от Грейс Джаббари, кто на тот момент была его девушкой. Присяжные постановили, что Мейджорс виновен, судья приговорил его к испытательному сроку и 52-недельной программе по борьбе с домашним насилием. В дополнении к этому Мейджорса уволили и из проекта Marvel.

Скандал отсрочил широкую премьеру драмы “Жажда славы” на два года. История Мейджорса вызывает разные реакции – гнев утех, кто пережил домашнее насилие, защиту со стороны его друзей и коллег, недоумение со стороны поклонников. Возможно, его история начнётся заново после выхода этой независимой драмы.

Сюжет

-2

Киллиан Мэддокс (в исполнении Джонатана Мейджорса) – продавец в супермаркете и бодибилдер-любитель. Он одержимо тренируется, доводя своё тело до совершенства, и регулярно участвует в соревнованиях, на которых ему не везёт, потому что судьи постоянно критикуют его формы и недостаточную массу тела. Тем не менее, постоянные неудачи не мешают Киллиану мечтать о титуле мистер Олимпия.

У Киллиана есть кумир – прославленный бодибилдер Брэд Вандерхорн (в исполнении Майкла О’Херна), двукратный мистер Олимпия, победитель конкурса “Арнольд Классик” [учреждён Арнольдом Шварцнеггером в 1988 году], был на обложке старейшего журнала Muscle & Fitness [основан в 1935 году, с 2013 года главным редактором является Арнольд Шварцнеггер], на обложке Flex и дважды на Men’s Health. Его плакатами оклеены все четыре стены спальни Киллиана, он с нездоровой регулярностью пишет Брэду письма, словно тот действительно должен ему ответить. Но он правда в душе считал его своим другом, ведь в реальной жизни у Киллиана есть только один самый близкий человек – дед-ветеран Вьетнама (в исполнении Харрисона Пейджа), о котором он заботится.

Вообще реальная жизнь Киллиана намного страшнее, чем неудачи на соревнованиях. Вернее, неудачи – это второстепенная проблема, но он не хочет этого осознавать. Из-за неумеренного использования стероидов организм Киллиана пострадал, ему требуется операция по удалению опухолей в печени, но он наотрез отказался от неё, чтобы не искажать тело шрамами; из-за трагедии, пережитой в детстве, пострадала психика Киллиана. От чего в настоящее время он подвержен вспышкам агрессии и не умеет общаться – попытка вступить в отношения с девушкой Джесси (в исполнении Хейли Беннет) из супермаркета не удалась.

Джесси (в исполнении Хейли Беннет)
Джесси (в исполнении Хейли Беннет)

Так что одержимость бодибилдингом даёт Киллиану некое подобие жизни; это то, что он считает своим делом, которое, по его мнению, поможет ему оставить след в истории.

Каким получился фильм – тревожным исследованием одержимости и вымораживающего душу одиночества

Можно сказать, что Джонатан Мейджорс отчасти сыграл себя в образе Киллиана Мэддокса, потому исполнение получилось таким выразительным и цепляющим. Когда Джонатан учился в школе, его исключали за драки, часто начинавшиеся из-за травли. Конкретно Джонатана обижали из-за его большого носа, а также ему и его брату с сестрой доставалось и по причине их бедного внешнего вида. В целом школьные годы он провёл в статусе настоящего аутсайдера. Только благодаря некоторым преподавателям, которые верили в его талант, ему удалось научиться выражать эмоции здоровым способом вместо кулаков. И тогда у него появилась мечта стать лучшим, сделать максимум для осуществления задуманного.

В свете скандала с насилием в реальной жизни актёра сценарная реплика психолога, назначенного для работы с его героем Киллианом в фильме, уже звучит иначе: Киллиан должен проходить сессии с психологом, потому что вызывает беспокойство его агрессия, и власти хотят убедиться, что он никому не причинит вреда.

Киллиан в кино – настоящий аутсайдер. Как иронично, но и Джонатан Мейджорс в настоящее время тоже им стал для кинематографа – какое-то жуткое переплетение реальности и вымысла получается. Джонатану Мейджорсу тоже назначили год консультирования по вопросам бытового насилия.

-5

Киллиан – сирота. Он стал свидетелем ужасной жестокости в детстве. Его детское сознание отреагировало таким образом, что раз у него нет защиты, тогда он сам должен стать сильным, безупречным и любимым всеми. От родителей он не получил тепла и добра, он стал искать их в большой толпе, что изначально является большой ошибкой. И как раз его одержимые тренировки и неудержимое употребление стероидов иллюстрируют планомерное разрушение как личности, так и здоровья.

Конечно, дед говорит Киллиану, что восхищается им, потому что тот не жалуется на мир. Но, скорее всего, Киллиан просто не знает, как формулировать и анализировать, его жалоба на людей-угнетателей выражается не словами, а неконтролируемой агрессией.

Жизнь Киллиана, показанная в фильме, – это череда примеров, в которых он предстаёт монстром. Но, если углубляться, то Элайджа Байнум показывает ситуацию с одной стороны – люди видят Киллиана, как он нападает на мужчину в дайнере, как он громит магазин стройматериалов, как он прибывает на соревнование с окровавленной головой. Зрителю известно, что он не виноват, это его реакция на мир; но люди, которые попадаются на пути Киллиана, воспринимают его иначе, именно как злобную силу. Возможно, со стороны Байнума это ненавязчивый урок – не осуждать сгоряча людей, никогда нельзя сказать наверняка, что им пришлось пережить. Возможно, их улыбки – это не насмешка над всеми, кто их видит и осуждает, а улыбка через боль, потому что иначе они не могут привлечь к себе внимание.

Бодибилдинг в жизни Киллиана – это, можно сказать, агрессия, направленная против самого себя. Само слово bodybuilding состоит из двух частей: “тело” и “создание”/”построение”. Но парадоксально то, что, создавая безупречное тело, спортсмен разрушает здоровье. В контексте истории Киллиана эта метафора работает внушительно. Он как ребёнок играет с собой как с куклой, создавая из самого себя только внешне идеальную версию (измотанную внутри), которая теоретически должна понравиться миру. Это детский максимализм. Инфантилизм тут подчёркивается и униформой бодибилдера – большую часть времени он находится на глазах незнакомцев в плавках, не испытывая стыда, как все малые дети.

Ключевая идея в этом фильме выражается во фразе “Киллиан Мэддокс был здесь” (Killian Maddox Was Here). Главный герой пишет своё имя поверх плакатов с Брэдом Вандерхорном и другими бодибилдерами на стене своей спальни, то есть он наконец ставит себя на первый план, а не постороннего человека; можно сказать, он так совершает первый осознанный шаг. Он сам начинает принимать себя.

По сути, в этой фразе выражается желание быть признанным как человек. Но до того, как Киллиан нанёс её на стену, он ошибочно принимал желание быть обычным человеком за жажду славы, а ему, на самом деле, не доставало простого человеческого тепла. Ему не с кем было пооткровенничать, на помощь приходил только интернет со статьями “Как понравиться окружающим” и “Как оставить след в истории”. Выясняется, что интернет – ненадёжный помощник. Он, конечно, подскажет, что откровенность и улыбка станут хорошим способом, чтобы расположить к себе людей, но упустит множество нюансов, которые нужно учесть. Потому Киллиан так неуклюж в реальном общении – он знает от интернета, что откровенность и улыбка помогают нравиться людям, но применяет иx слишком топорно и грубо, от чего эффект получается противоположный.

Вся история, показанная в драме “Жажда славы” – это история взросления (coming-of-age story), несмотря на то, что Киллиан Мэддокс – взрослый мужчина. Но взрослый он лишь внешне, ему требовалось стать более зрелым внутренне. И всё, с чем он столкнулся на этом пути, помогало ему приобрести необходимую жизненную мудрость – неудачи на соревнованиях, разочарование на свидании, увольнение из супермаркета, встреча с кумиром и открытие его истинной личности. То, что Киллиан не совершает непоправимого в финале, справляется с агрессией, подсказывает, что он встал на путь взросления.