Найти в Дзене

Как действует авторское право несмотря на "ссоры с ЕС"?

Оглавление

Селлер Яндекс Маркета был приговорен к выплате 9 миллионов рублей в пользу правообладателя. Однако решение было пересмотрено Верховным судом, что спасло продавца от уплаты крупной суммы.

Не для кого из потребителей и продавцов уже давно не секрет, что российский рынок товаров заполнили подделки, фейки и прочая непотребная вещь, которая нарушает не только права правообладателя, но и сказывается на качестве и использовании потребителем - покупателем.

Встречайте, нет, не британских учёных, а...

Британская компания, производящая ирригаторы и расходные материалы к ним, обнаружила на Яндекс Маркете подделки своих изделий и потребовала от продавца значительной компенсации. Несмотря на то, что под видом одного артикула продавались не только оригинальные товары Rigel, но и подделки, суд не учел этого обстоятельства. Лишь в апелляционной инстанции продавцу удалось доказать свою правоту.

В Великобритании зарегистрированная компания Rigel Premium Accessories LLP, специализирующаяся на производстве средств для ухода за зубами, обнаружила на Яндекс Маркете подделки своих товаров: ирригаторов Rigel и отбеливающих полосок для зубов.

Проведя контрольную закупку, приобретя ирригатор и полоски, они удостоверились, что это подделка. После этого они связались с продавцом, предъявив ему претензию и потребовав прекратить продажу контрафактной продукции, а также выплатить компенсацию.

Индивидуальный предприниматель, выступающий продавцом, просто не обратил внимания на претензию.

В связи с этим, правообладатели обратились к Яндекс Маркет с запросом о предоставлении данных о количестве проданных товаров и общей сумме выручки, полученной от реализации продукции под указанным артикулом.

Эта информация была предоставлена маркетплейсом.

Правообладатели оценили ущерб от реализации контрафакта, совершенной селлером, в 4,5 млн рублей. В связи с этим они подали иск в суд, где просят взыскать с селлера компенсацию в размере 9 млн рублей, что в два раза превышает стоимость реализованного товара.
вот такие ирригаторы создаёт Шедеврум)
вот такие ирригаторы создаёт Шедеврум)

Однако, проблема заключалась в том, что под одним артикулом на Яндекс Маркете продавался контрафакт, а не только товары Rigel. Среди них также были изделия других брендов — Sigil, Relly, Gooddy, которые в ходе разбирательства не были классифицированы как подделки.

Суд первой инстанции не смог определить точную сумму компенсации, поскольку ее достоверный расчет оказался невозможным, и постановил в пользу истца выплатить компенсацию лишь за два приобретенных товара на общую сумму 1316 рублей (по 329 рублей за каждый товар, в двойном размере).Помимо этого, продавцу было запрещено в дальнейшем заниматься торговлей поддельными товарами, а также взыскана с него неустойка.

Недовольный этим решением, правообладатель поднял спор в апелляционном суде, после чего дело было рассмотрено в кассационной инстанции - суде, специализирующемся на интеллектуальных правах.

Апелляционные суды отменили решение первой инстанции и постановили взыскать с продавца полную сумму, равную двойной стоимости реализованных им товаров на онлайн-площадке, что соответствует изначально заявленным 9 миллионам рублей.

Суды пришли к выводу: поскольку выделение товаров Rigel не представляется возможным, единственно допустимым вариантом расчета правообладателя является суммирование всех товаров, реализованных под общим артикулом.

В ходе судебного разбирательства селлер настаивал на том, что вычисление компенсации исходя из количества проданных под общим артикулом товаров является несправедливым, поскольку среди них не только присутствовали поддельные изделия.

Высший суд встал на сторону продавца, отметив, что покупатель не представил убедительных доказательств для обоснования заявленной компенсации, несмотря на то, что сам выбрал данный способ защиты своих интересов.

Существуют два подхода к определению размера компенсации за ущемление интеллектуальных прав.В первом случае предполагается компенсация за каждый товарный знак, размер которой по закону варьируется от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и определяется судом. Практика показывает, что в большинстве судебных разбирательств суд устанавливает минимальный размер компенсации — 10 тысяч рублей за использование товарного знака.Другой вариант — правообладатель может запросить компенсацию, размер которой будет составлять двойную сумму от всей стоимости проданного контрафакта. Однако в этом случае ему необходимо доказать суду обоснованность указанной суммы. При этом ключевым фактором выступают документы, подтверждающие количество фактически реализованного товара, на котором незаконно использовался товарный знак.

Верховный суд постановил, что истец не смог представить достаточных документов и обосновать свои претензии, так как доказал факт продажи лишь двух контрафактных товаров. Остальные товары, подпадающие под этот артикул, могли быть реализованы под другим наименованием.

Суд также не учёл особенности расчётов для граждан недружественных стран, в отношении которых действует особый порядок. Великобритания, являясь одной из таких стран, не была исключением. При новом рассмотрении дела суд постановил учесть все эти нюансы.

Суд принял решение о возвращении дела для повторного рассмотрения в суде первой инстанции.

Учитывая, что суд первой инстанции уже вынес решение в пользу продавца, и Верховный суд, скорее всего, поддержит это решение, можно с высокой вероятностью предположить, что он сделает то же и в нынешнем случае.

Ваши права нарушают, вы или ваши близкие оказались в сложной ситуации — пишите или звоните, присылайте ваши документы прямо в WhatsApp по номеру: 8-903-720-24-66. Вместе мы найдем выход.

Подписывайтесь:

  • Дзен-канал Московской коллегии адвокатов ЛЕКС: https://dzen.ru/id/5b35133e5d0cfc00a8d277cd
  • Телеграм-Канал ПравоФакты: https://t.me/pravoft
  • Яндекс-Дзен: https://dzen.ru/id/635fa54a6af2fa018966053c
  • Задавайте ваши вопросы в комментариях.
  • Записаться на консультацию по телефону: 8-495-720-24-66.
  • Онлайн консультации в WhatsApp по номеру: 8-903-720-24-66.