Найти в Дзене
Терапия личности

Психоанализ о войне и национализме тогда и сейчас: от бессознательных импульсов до коллективного безумия

Оглавление

Психоанализ о войне, национализме и диктате ценностей: от бессознательных импульсов до коллективного безумия

Война является не только самым чудовищным проявлением человечества и столкновением армий в следствие определенных политических решений.

Войну можно расценивать как взрыв коллективного бессознательного, массовый психоз, в котором сливаются личные страхи множества людей, неврозы целых поколений и архаичные механизмы психики. Национализм — не просто идеология, а психологическая защита от страха небытия, компенсация собственной уязвимости через ненависть к "другому".

Психоанализ, с самого своего зарождения, пытался ответить на главный вопрос: почему люди с такой лёгкостью убивают друг друга порой во имя абстрактных идей? Фрейд, Юнг, Фромм, Райх, Лакан — каждый из них смотрел на войну и национализм через призму бессознательного, и их выводы остаются пугающе актуальными и сегодня.

1. Фрейд: война как прорыв подавленной агрессии

К 1930-м годам, наблюдая за ростом фашизма в Европе и нацизма в Германии, Фрейд уже не верил в миф о "прогрессивном человечестве". В "Неудовлетворённости культурой" (1930) он пишет:

"Человек — не доброе существо, которое лишь иногда проявляет агрессию, а, скорее, чрезвычайно жестокое создание, которое культура с трудом сдерживает."

Вторая мировая война, с его точки зрения, была неизбежна — потому что цивилизация не уничтожает инстинкты, а лишь загоняет их вглубь. Когда социальные механизмы контроля рушатся (как в кризисы, революции, войны), "Оно" (бессознательная агрессия) вырывается наружу.

Фрейд также вводит ключевое понятие — "нарциссизм малых различий": люди ненавидят не тех, кто радикально отличается от них, а тех, кто почти такой же, но чуть-чуть другой. Это объясняет, почему европейские народы, столь близкие культурно, столетиями жесточайше воевали друг с другом.

Война, по Фрейду, — это истерический припадок всего общества. В обычной жизни люди подавляют свои садистские импульсы, но в условиях войны Супер-Эго (мораль) отключается, и Оно (первичные инстинкты) вырывается наружу.

2. Карл Густав Юнг: война как архетипическая Тень

Юнг, в отличие от Фрейда, видел в войне не только либидозную агрессию, но и архетипический сценарий. Он считал, что в коллективном бессознательном живут мифологические паттерны, которые периодически прорываются в реальность.

  • Тень (Shadow) — тёмная, непризнаваемая часть психики — проецируется на врага. Немцы видели в евреях "мировое зло", американцы в коммунистах - "красную угрозу".
  • Коллективная одержимость — в моменты исторических кризисов массы подпадают под влияние архетипов, теряя индивидуальность. Нацизм, по Юнгу, был не просто идеологией, а психической эпидемией. Эпидемией, которая может повториться.

Юнг пророчески предупреждал: "Пока человек не осознает свою Тень, он обречён проецировать её вовне и уничтожать."

3. Вильгельм Райх: фашизм как сексуальная подавленность

Райх, ученик Фрейда, в "Психологии масс и фашизме" (1933) делает шокирующий вывод: фашизм — это результат сексуального подавления.

  • Тоталитарные режимы всегда контролируют не только политику, но и тело: запреты на естественную сексуальность, извращенные фантазии и фетиши, культ искаженной дисциплины.
  • Подавленное естественное либидо превращается в садомазохистскую первертированную энергию — люди начинают испытывать удовольствие от подчинения, насилия и извращения природного.

Райх объяснял успех Гитлера тем, что тот давал выход коллективной фрустрации:

  • "Маленький человек" чувствовал себя ничтожным — но теперь он часть "великой нации". (Германия была невероятно унижена, предельно низложена после Первой мировой войны) 
  • Его агрессия, вместо того чтобы быть направленной на систему, переносилась на евреев, славян, коммунистов, "врагов".

Психоаналитик Вильгельм Райх в книге "Психология масс и фашизм" (1933) также объясняет: национализм даёт иллюзию единства, силы и принадлежности. Человек, чувствующий себя ничтожным, вдруг становится частью "великого народа".

Это механизм компенсации:

  • Если ты неудачник — теперь ты "истинный ариец".
  • Если ты беден — ты всё равно "выше" других рас.
  • Если ты слаб — твой вождь всемогущ.

Фрейд бы назвал это идентификацией с агрессором — вместо того чтобы осознать свою зависимость и страх, человек сливается с силой власти и начинает сам её воспроизводить.

4. Эрих Фромм: бегство от свободы и некрофилия

Фромм в "Бегстве от свободы" (1941) показал, что люди боятся не только репрессий, но и свободы.

  • В кризисные эпохи человек чувствует себя потерянным, и тогда он ищет того, кто скажет ему, что делать — отсюда культ вождей.
  • Авторитарная личность (термин Фромма) — это тип людей, которые жаждут подчиняться сильному и унижать слабого.

Психоаналитик Эрих Фромм в "Анатомии человеческой деструктивности" (1973) развивает мысль Фрейда:

"Война — это не просто политика, это архаичный ритуал, в котором общество легализует убийство. Солдаты не просто выполняют приказы — они получают разрешение на то, что в мирное время считается преступлением."

В поздних работах Фромм вводит понятие некрофилии — не в буквальном смысле, а как влечение к смерти, разрушению, механистичному контролю.

"Гитлер не просто убивал людей — он хотел превратить жизнь в механизм, лишённый спонтанности."

5. Жак Лакан: национализм как воображаемое единство

Лакан, в отличие от классических психоаналитиков, смотрел на национализм через призму "воображаемого" — иллюзорного восприятия себя и других.

  • "Нация" — это фантазия, основополагающий миф, который позволял все эти века людям чувствовать принадлежность, но порой приводил к катастрофе. В XXI веке мы наблюдаем любопытную метаморфозу: на смену кровно-территориальному национализму приходит национализм ценностный.
  • Враги конструируются через "разрыв символического порядка" — их объявляют вне закона, вне человечности.
  • Есть "мы" (носители правильных ценностей, представители "будущего").
  • Есть "они" (варвары, автократы, "враги открытого общества", "пережитки прошлого")
  • Есть священная миссия — нести "добро" (читай: свои ценности) тем, кто в них не верит. 
  • Разница в том, что если классический национализм апеллировал к крови и почве, то новый — к моральному превосходству. А механизм всё тот же:
  • Создание образа врага (раньше — "низшие расы", теперь — "диктаторские режимы").
  • Демонизация инакомыслящих (критикующий определенные "ценности" автоматически записывается в "агенты тьмы").
  • Оправдание насилия во имя "светлых идей" (санкции, интервенции, культурная колонизация — всё ради "прогресса").

Лакан говорил: "Агрессия рождается не из различий, а из невозможности принять свою собственную нехватку."

(То есть ненависть к другим — это попытка убежать от осознания своей уязвимости.)

Вывод: война — это болезнь, но можно ли её вылечить?

Психоанализ предупреждает: любая абсолютизированная идея становится тоталитарной.

Психоаналитики сходятся также в том, что: война — не аномалия, а часть человеческой природы. Однако они же предлагают и пути работы с этим:

  • Осознание своих тёмных импульсов (а не проекция их на других).
  • Культура как сублимация агрессии (искусство, наука, спорт вместо насилия).
  • Отказ от иллюзий "чистоты" (расовой, национальной, идеологической).Фрейд пессимистичен: агрессия встроена в человеческую природу. Но он же предлагает выход:
  • Сублимация агрессии (через творчество, интеллектуальную деятельность, развитие).
  • Культура (религия как её часть) как защита от варварства — но она всегда хрупка.

Последний вопрос, который оставляет нам психоанализ:

Если война коренится в психике, значит ли это, что все мы потенциальные убийцы?

Ответ, увы, — да. Но именно поэтому так важно постоянное усилие — индивидуальное и коллективное — чтобы эта тень не захватила нас целиком.

Вопрос не в том, будет ли новая война, а в том, осознаем ли мы её психологические корни до того, как она начнётся.