Найти в Дзене
Наталья Онищенко

Алекс Михаэлидес «Ярость». Остров, богачи и твистовые матрёшки

Отошедшая от дел знаменитая актриса решает устроить себе отпуск и приглашает близких отправиться на греческий остров. Там случается убийство. Кто умер — умалчивается, хотя сразу всё понятно. Кто убийца — тоже считывается и тоже утаивается. Каков мотив — это уже вопрос. Однако роман бы не построился, если бы всё так легко угадывалось, поэтому ответы на эти вопросы будут появляться и переворачиваться по ходу повествования, но, как заявляет рассказчик, снимая с автора ответственность, «это не детектив». Лана — кинозвезда и владелица острова. Красивая, богатая, добрая, озаряющая своим присутствием каждое помещение. Кейт — подруга Ланы, театральная актриса. Скандалистка с пристрастием к алкоголю. Семьи нет. Джейсон — муж Ланы. Замкнутый грубиян, который никому кроме жены будто не нравится. Любит стрелять. Лео — сын Ланы. Будто бы слишком близок к матери. Трезвенник-вегетарианец. Хочет стать актёром. Эллиотт — рассказчик, драматург. Считает Лану родственной душой. Не ладит ни с Джейсоном, ни
Оглавление

Сюжет

Отошедшая от дел знаменитая актриса решает устроить себе отпуск и приглашает близких отправиться на греческий остров. Там случается убийство.

Кто умер — умалчивается, хотя сразу всё понятно. Кто убийца — тоже считывается и тоже утаивается. Каков мотив — это уже вопрос. Однако роман бы не построился, если бы всё так легко угадывалось, поэтому ответы на эти вопросы будут появляться и переворачиваться по ходу повествования, но, как заявляет рассказчик, снимая с автора ответственность, «это не детектив».

Персонажи

Лана — кинозвезда и владелица острова. Красивая, богатая, добрая, озаряющая своим присутствием каждое помещение.

Кейт — подруга Ланы, театральная актриса. Скандалистка с пристрастием к алкоголю. Семьи нет.

Джейсон — муж Ланы. Замкнутый грубиян, который никому кроме жены будто не нравится. Любит стрелять.

Лео — сын Ланы. Будто бы слишком близок к матери. Трезвенник-вегетарианец. Хочет стать актёром.

Эллиотт — рассказчик, драматург. Считает Лану родственной душой. Не ладит ни с Джейсоном, ни с Кейт. Остроумный и скользкий.

Никос — смотритель острова. Нелюдимый и необщительный.

Агати — домработница и подруга Ланы. Вроде как член семьи, но на птичьих правах.

Поначалу все персонажи предстают детективными клише: добрая богачка, злой муж, стерва-подруга и т.д. По ходу повествования герои начинают немного развиваться, однако маленький роман может вместить в себя либо 33 вот-это-поворота, либо нескольких хорошо прописанных персонажей, поэтому полноценную личность имеет только рассказчик, Эллиотт.

Темы

Между сценами из типичного детектива на острове «Ярость» рассуждает на тему популярной психологии. Конкретно автора увлекла концепция внутреннего ребенка и его исцеление. Автор часто упоминает, что, дескать, ребенок растит себе взрослого, дабы тот его защищал. И что характер определяет судьбу, а детство, в свою очередь, определяет характер. (Недолюбленный ребёнок тянется к любви и т.д.) И всё это вроде бы тематически подвязано, ведь рассказчик ходит к психологу, но лично мне от психологического жаргона в книгах уже хочется скрежетать зубами. Хотя, конечно, зная концовку, терапия предстаёт в нелестном свете.

-2

Повествование

Первая часть романа расставляет фигуры и рассказывает о событиях, предшествующих убийству. Разумеется у героев есть и долги, и интрижки, и постоянное чувство чьего-то присутствия. Автор (или рассказчик) перескакивает от одного персонажа к другому в лучших традициях классических детективов.

Вторая часть проясняет опущенные детали и немного сдвигает перспективу, представляя известные события в новом свете.

В третьей части рассказчик снова проясняет некоторые детали и уже переворачивает всё с ног на голову. (МИНИ СПОЙЛЕРЫ) На сей раз прояснение касается уже собственной биографии рассказчика. Тут начинается типичная хтонь, история недолюбленного мальчика, который хочет быть увиденным, но не показывает истинное лицо. А затем на сцену выходит Джо Голдберг... Не скажу, что этот поворот вброшен с ничего (автор постарался соблюсти логику, так что зловонный душок чувствуется за километр), однако из-за той самой прописанности удивления не вызывает. Ну и с появлением Джо Голдберга развязка становится очевидной и дочитывать не хочется.

Ко времени, когда случается срыв покровов от метаний взад-вперёд по хронологии уже укачивает. Развязка перенасыщена до предела и уже серьёзно не воспринимается.

Итог

«Ярость» — это роман с ненадежным рассказчиком, и автор возвёл этот приём в абсолют. Рассказчик настолько ненадёжный, что история постоянно петляет. То время убийства сдвинется, то жертва поменяется, то сам рассказчик вбросит, что, мол, это вообще его убили... (метафорически, конечно) Иногда с вот-это-поворотами можно переборщить, и это именно тот случай.

Если вам нравятся дотошные книжные рецензии, подписывайтесь на канал!