Найти в Дзене
Дама со свинкой

Впечатления от военного кино: добротная "Операция Неман" и скучный "Воздух"

Оглавление
  • Прошли праздники, и обычно в эти даты я смотрю новинки нашего кинематографа на тему Великой Отечественной. Наши телеканалы как раз демонстрируют относительно свежие фильмы. Так, на днях посмотрела парочку. Это "Операция Неман" и "Воздух".

"Операция Неман"

Экранизация романа советского писателя Владимира Богомолова "Момент истины". Этот роман уже дважды пытались перевести на экран, но оба не совсем удачно. Первая версия литовского режиссёра Жалакя́вичюса вообще не увидела свет, а вторая, режиссёра Пташука, известная многим под названием "В августе 44-го...", была безбожно обкорнана и вышла недоделанной. Хотя всё равно она до сих пор любима, видимо, из-за неплохого актёрского состава.

Книгу я прочла несколько лет назад, и по остросюжетности это одно из лучших произведений о работе разведки и контразведки. Повествование меня захватило, поэтому в сравнении с ним экранизация 2000 года казалась особенно неудачной. Получился просто рядовой фильм о войне, пропали нюансы книги, не хватало визуального повествования.

Кадр из сериала (Фото с сайта: http://sovch.chuvashia.com)
Кадр из сериала (Фото с сайта: http://sovch.chuvashia.com)

Версия 2023 года ("Операция Неман" из 5 серий) мне понравилась. Конечно, создатели тоже не учли все нюансы, а момент раскрытия личности диверсантов загадки не составлял (их нам раскрыли и показали в самом начале): работа Алёхина (Александр Яценко) по установлению личности главного шпиона была показана ещё во 2 серии, но всё-таки уступала богомоловскому персонажу в основательности и математичности. То, как книжный Алёхин перебирал в голове досье потенциальных кандидатур, я могу сравнить разве что с Шерлоком в исполнении Камбербэтча. Если бы режиссёры решились так же, как в британском сериале вывести на экран текст, вышло бы 100%-ное попадание. В целом же это именно нюансы, в остальном актёры "попали" в своих персонажей (Яценко тоже "попал", он мне понравился даже больше Миронова, все небольшие просчёты я отношу именно к сценаристам и режиссёрской трактовке).

Мне особенно нравилось, что герои нормально разговаривают (о том, как ненормально, речь впереди - см. фильм "Воздух"), они погружены в образы, и запоминаются даже эпизодические персонажи.

Понравилось, что были перенесены в экранизацию и другие персонажи романа (пусть их кинороли и были расширены по сравнению с книжными), которые влились в киноповествование и разнообразили его. Да и смотреть просто было интересно. Тут и хорошая операторская работа, удачно подобранные локации. А 5 серий вполне хватило, чтобы основательно, но не слишком затягивая, раскрыть сюжет, не оставив белых пятен.

Теперь о минусах для меня

1. Совсем без личной жизни

Я очень не люблю, когда личная жизнь главного героя надолго отрывает его (и зрителя) от расследования. Здесь же этого нет, дочь Алёхина упоминается лишь однажды, да и сам момент проходной. Только, по книге, переживания о здоровье и обеспечении оставленных в эвакуации жены и дочки влияли на психологическое состояние героя. Да и прошлая довоенная жизнь помогала в расследовании. То есть, если бы добавили пару эпизодов, это бы дополнило личный портрет главного героя и не перегрузило бы повествование. Так что здесь всё-таки хотелось бы больше информации. Хотя само расследование получилось довольно цельным.

2. Ружьё, которое не выстрелило

Данным ружьём я считаю огурцы. В книге их сорт влиял на ход поисков, и нашли их герои не просто, чтобы отметить место работы рации. Тут пригодилось то, что Алёхин был агрономом до войны. Но герои сериала просто нашли огурцы, а дальше так же просто о них позабыли. Да ещё и ляп получился:

3. Ружьё, которое выстрелило

Ну ооочень много жертв. Тут не диверсанты, а Рэмбо какие-то, которые хозяйничают в тылу врага как у себя дома. Наверно, это было сделано для зрелищности, но, как по мне, перебор...

4. Зачем было скрывать личность агента Матильды?

Были какие-то подозреваемые? Нет, да и этого агента вскоре раскрыли. Собственно, как и про Мищенко мы знали в самом начале, так и об агенте Матильда. Да и попытка скрыть Маковецкого - это как спрятать слона за занавеской. Его голос, затем глаза, размытый анфас - только совсем уж киноневежда не узнал бы его в первый миг появления.

Самоубийство Матильды, опять же, ни у кого не вызвало вопросов. Все приняли как должное, что предателю рыцарски вручили пистолет с одним патроном. Законы? Ответственные? О чём вы?

5. Концовка - боевик

Наверно, сам факт раскрытия личностей диверсантов в самом начале сделал невозможным ту интеллектуальную игру и борьбу между Алёхиным и Мищенко в самом конце. Поэтому, недолго думая, всё свели к банальной погоне и перестрелке ("Хлеба и зрелищ!"). То есть один из самых крутых моментов книги (тот самый Момент истины) так и остался на страницах. Конечно, сам режиссёр Виноградов говорил, что "снимает киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом".

И всё же истинно богомоловского, к чести режиссёра, осталось очень много. Вообще если и есть какие-то существенные претензии, то именно к концовке. Получилась она максимально глупой. Спойлер! Алёхин кричит лейтенанту, чтобы тот не стрелял, и его (лейтенанта), разумеется, тут же подстреливают (смертельно!). А затем этот же Алёхин сам и убивает главаря. То есть... живым он его не взял, а лейтенанта зря погубил. Я предположу, что режиссёр поставил эту сцену, чтобы повторить полную пафоса алёхинскую фразу ("Немца зубами грызть будешь") и даже реализовать метафору (лейтенант в прямом смысле укусил диверсанта), но ради этого пафоса пропал весь реализм. Лучше было обойтись без этого...

Но все эти нюансы не повлияли на общее впечатление, так что я определённо не пожалела, что посмотрела сей фильм.

"Воздух"

Уж как его рекламировали, как завалили всевозможными наградами, что я решила посмотреть эту версию, тем более она попалась мне на глаза по ТВ (и без рекламы!). Что ж, скажу сразу: я не досмотрела. Мне было элементарно скучно. Герои не вызывали ни сочувствия, ни желания лучше узнать их и проследить за их судьбой (классическое воплощение Станиславского: "Не верю!"), поэтому я просто решила не тратить своё время. Да и героини абсолютно не запоминались (как тут не вспомнить "А зори здесь тихие...", где каждая была личностью), вели себя как амёбы. Я вот разве Лядову запомнила.

Кадр из фильма (Фото с сайта kinopoisk.ru)
Кадр из фильма (Фото с сайта kinopoisk.ru)

Я, правда, не понимаю большого количества наград (и даже "Золотого орла" Безрукову. Персонаж его получился довольно ровный, "без всплесков" и мало чем выделялся из общей массы. Разве только тем, что ты знаешь, что это Безруков. Но, надеюсь, давали статуэтку не за прошлые заслуги...). Смотрела я с субтитрами, потому что разобрать, что говорят задействованные в фильме артисты, которые не соизволили раскрывать рты хоть сколько-либо широко для внятной артикуляции, было крайне трудно (возвращаясь к "Операции Неман" - это фильмы одного года выпуска, а какая разница! Даже делаю скидку на современную моду "вялой дикции", но это же исторический фильм, а кашу во рту в 40-е годы жевать было не принято).

Сказать много я по понятным причинам не могу, достаточно пройтись по характеристике главной героини, чьё имя я даже не запомнила (Яндекс говорит, что Женя). Так вот, эта героиня "не может стрелять по живому", то есть убивать! И на этом строится её эволюция как персонажа. Я поняла, если бы она была снайпером... Но она лётчица! Во время боя даже лица противника не всегда успеваешь рассмотреть, из-за шума и рёва двигателей ничего не слышно, а ты стреляешь по машине (!). Так что здесь я уже не верю сценаристам. Сова натянута на глобус. И тем более не верю я, что девушка, находясь на земле (это первый эпизод такого "чистоплюйства"), не стала "стрелять по живому", хотя видела только пролетающий на скорости самолёт.

Далее я дошла до момента, где герой Безрукова учит эту девочку "стрелять по живому" (вот это школа! вот это показали, какова война!). И в процессе учёбы она... таки застрелила лошадь!!! Тут опять у меня к сценаристам мильон вопросов, а реакция - рука-лицо. Я уже поняла, что суровая школа войны заставила в рамках походной мудрости "не легко в учении - легко в бою" застрелить невинную животинку (выстрелить лошади в лицо - то бишь в морду! - оказалось проще, чем выстрелить в корпус самолёта), но тут в моей голове всплыли слова старшего сержанта Кирьяновой ("Это кто вам позволит казённое имущество сжигать!?"). Серьёзно, поблизости от блокадного Ленинграда в условиях нехватки транспорта, еды, застрелить лошадку как здрасти - можно и под трибунал загреметь. Но нет, мы же учим юную авиатрису мужеству, стойкости, поэтому ничего страшного!

Так что уже после такой режиссёрской задумки никакого желания смотреть не осталось. Ни тени правдоподобия, только фантазии авторов. П. с. Да, один эпизод я посмотрела отдельно (мне про него рассказали, и я решила глянуть). Это момент, когда Женя (?) застрелила своего сослуживца, с которым подралась (да ещё хладнокровно выстрелила тому в рот), а вину на себя взял другой. Как говорил комэск Титаренко, цитируя легендарного Суворова:

-4

Прости, Маэстро, мы всё... в общем, ты знаешь!